Нуждается в доработке

7 мая 2013 766
Госдума одобрила законопроект об основах ГЧП с оговорками

Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона об основах ГЧП, однако ко второму чтению документ ждут существенные изменения.

По мнению ФАС России, определенные положения законопроекта требуют доработки, поскольку их реализация может привести к ограничению конкуренции на товарных рынках, на которых будет использоваться государственное и муниципальное имущество. В частности, речь идет о том, что законопроект предусматривает отмену распределения государственного и муниципального имущества путем проведения аукционов, что приведет к устранению равных возможностей доступа к нему и ограничению конкуренции. Однако партнер Адвокатского бюро "Линия права" Андрей Новаковский с такой постановкой вопроса не согласен.

- Проект закона предполагает заключение ГЧП-соглашений исключительно на конкурсной основе. Согласно закону о конкуренции преференции, когда государство предоставляет преимущества отдельным участникам рынка, перестают быть таковыми, когда предоставляются на конкурсной основе.

Кроме того, законопроект содержит положения об исключении соглашений о ГЧП из сферы ведения 94-ФЗ при сохранении возможности расходования бюджетных средств в рамках соответствующих соглашений, пояснили "РБГ" в антимонопольной службе суть претензий:

- Это делает невозможным контроль порядка расходования бюджетных средств по таким соглашениям, а также приведет к сокращению возможностей для участия физических и юридических лиц в этих соглашениях, создаст преимущественные условия отдельным хозсубъектам и возможность для коррупции.

Однако специфика ГЧП состоит в том, что государство не просто покупает отдельный объект, платя за него живые деньги, а предлагает партнеру реализовать комплексный инвестпроект, предполагающий принципиально иной, нежели в случае просто закупки, уровень риска. Инвестор вкладывает на значительный срок собственные средства, возврат которых, во-первых, значительно удален от момента вложения собственных средств, во-вторых, обусловлен успехом реализации рыночной модели по использованию созданного имущества.

- Такой уровень риска требует адекватного встречного участия публичного партнера, которое прежде всего состоит в предоставлении в одни руки комплекса имущественных прав (за землю, проектную документацию, права последующей коммерческой эксплуатации и т.п.), а не отдельных элементов (что как раз требует 94-ФЗ). Поскольку предоставление указанного комплекса согласно законопроекту должно происходить публично, все участники рынка поставлены в одинаковые условия и нет оснований для обвинения в протекционизме, - говорит Андрей Новаковский.

- При закупках по 94-ФЗ финансовые средства должны быть заложены в бюджете. В случае структурирования проекта ГЧП финансирование ложится на частного партнера. Таким образом, факта совершения закупок для государственных или муниципальных нужд нет. Также конкурсная процедура, предусмотренная 94-ФЗ, не может признаваться приемлемой для ГЧП-проектов, - соглашается директор дирекции государственно-частного партнерства Внешэкономбанка Александр Баженов.

ФАС также считает, что положения законопроекта не должны исключать существующие процедуры проведения торгов, предусмотренные действующим законодательством (ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 38.1, 38.2 Земельного кодекса РФ). Законопроект должен быть дополнен процедурами по проведению торгов в отношении государственного и муниципального имущества, переход прав владения и (или) пользования на которое еще не регламентирован федеральным законодательством, уверены в ведомстве.

В Комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в свою очередь полагают, что в законопроекте недостаточно четко определены основные цели осуществления ГЧП и вопросы, касающиеся муниципального участия в процессе взаимодействия публичной сферы с частным сектором. Депутатов также смущает норма о переходе права собственности на предметы соглашения о ГЧП от одной стороны к другой. В качестве альтернативы предлагается передавать публичное имущество инвесторам на праве пользования.

В компании Клиффорд Чанс СНГ Лимитед считают, что нужно уточнить, что право собственности на объект соглашения также может переходить обратно от другой стороны к первой стороне. Также согласно данной норме частный партнер не сможет передать в залог объект соглашения о ГЧП в пользу кредиторов, так как такая передача будет потенциально означать переход права собственности в пользу кредиторов или иных третьих лиц (то есть не стороне соглашения о ГЧП), что запрещается нормой. "Это ограничение может негативно сказаться на bankability-проектах, реализуемых на основании обсуждаемого ФЗ, - полагают эксперты. - Предлагаем обсудить возможность разрешения на передачу объектов соглашений о ГЧП в залог кредиторам".

Желательно внести поправки в Бюджетный кодекс о том, что бюджетные инвестиции могут осуществляться на базе не только концессионного соглашения, но и ГЧП-соглашения. В противном случае возникает догадка, что ГЧП не в форме концессии не может приводить к образованию государственной собственности, подчеркивает Андрей Новаковский:

- Поскольку согласно законопроекту концессия - вид ГЧП, надо дать публичному партнеру ключ к решению вопроса, когда он должен использовать форму концессии, а когда вправе применять иные формы ГЧП. Это целесообразно установить, чтобы защитить региональные власти от возможных нападок контрольных органов в неиспользовании формы ГЧП, которая приводит к образованию концессии. Либо закрепить принцип, что выбор формы ГЧП - всегда прерогатива публичного партнера.

Гильдия экспертов инфраструктурных проектов предлагает добавить к обязательствам, которые принимает на себя инвестор, "капитальный объект, ремонт объекта, соглашения о ГЧП". Сейчас статья включает в себя только разработку и согласование проектной документации, создание и реконструкцию объекта соглашения о ГЧП помимо обязательств по полному или частичному финансированию и эксплуатации и техобслуживанию объекта. Однако, по мнению Новаковского, в законопроекте также не до конца четко проведена мысль, что частный партнер не обязательно должен проектировать, строить и реконструировать, что минимум его обязанностей состоит лишь в финансировании:

- В обязанности партнера вменена эксплуатация/содержание, тем самым закрепляется принцип социальной ответственности частного партнера за последующее функционирование объекта. Но ведь нельзя исключить, что в отдельном проекте целью публичного партнера является привлечение финансовых и организационных ресурсов частного партнера, нацеленных только на создание объекта (например, школа, детский сад). Почему в этом случае не освободить частного партнера от бремени эксплуатации и содержания, разрешив ему передать объект, скажем, в аренду самому публичному партнеру. Таким образом логично закрепить за частным партнером минимальный уровень участия именно и только в форме финансирования.

Свои поправки предложит ко второму чтению и Комитет Госдумы по вопросам собственности. По словам его главы, доработать планируется положения, касающиеся прозрачности конкурсов и распределения рисков. Все возможные формы нарушений и манипулирования в ходе конкурсов будут исключены, обещают депутаты.

- Общие требования к установлению конкурсной процедуры можно прописать непосредственно в тексте законопроекта, что поможет установлению единой конкурсной процедуры. Регионы и муниципальные образования смогут устанавливать только порядок согласования документации, порядок формирования конкурсной комиссии, сроки проведения основных этапов конкурса и некоторые другие процессуальные вопросы, которые будут различаться в зависимости от местных особенностей, - отмечает Александр Баженов. - Также в законопроекте должны быть базовые требования к процедуре конкурентного отбора. Законопроект обязательно требует, чтобы она была, но в сегодняшней версии он ее не определяет. Достаточно прописать рамочные требования.

Текст: Елена Березина

Источник: www.rg.ru

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль