Дума обсуждает законопроект о банковских гарантиях

26 мая 2014 2267
Практика применения банковских гарантий выявила ряд недостатков правового регулирования

Одним из способов обеспечения исполнения обязательств в сфере закупок товаров (работ, услуг) является банковская гарантия, требования к выдаче и содержанию которой установлены Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Однако практика применения банковских гарантий в указанной сфере выявила ряд недостатков правового регулирования.

Постепенный переход на электронное делопроизводство и электронный документооборот ставит новые проблемы перед правовым регулированием отношений по банковским гарантиям, применяемым в сфере государственных закупок. Хотя действующее законодательство прямо не запрещает использование банковской гарантии в электронной форме, в нем отсутствуют нормы, которые регулируют отношения, связанные с электронной банковской гарантией. В проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части банковских гарантий)» (далее - Законопроект) содержится предложение о дополнении ГК РФ нормами, дозволяющими гаранту выдать гарантию в электронной форме. В этом случае возникает вопрос о форме требования об уплате по банковской гарантии и документов, приложенных к гарантии. В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК РФ в редакции Законопроекта в случаях, указанных в гарантии, требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено в электронной форме с приложением документов в электронной форме, указанных в гарантии.

В случае неисполнения обеспечиваемого обязательства заказчик работ или услуг (в т.ч. субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а также бюджетное учреждение либо иное юридическое лицо, в т. ч. в соответствии с Законом № 44-ФЗ) вынужден предъявлять в кредитную организацию требование об оплате суммы банковской гарантии. Ранее кредитная организация достаточно часто отказывалась произвести платеж, поскольку банковская гарантия гарантом не выдавалась, либо была предоставлена в значительно меньшей сумме, либо была отозвана. Убытки заказчика товаров (работ, услуг) в этом случае приходилось покрывать из бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Для устранения указанной практики Законом № 44-ФЗ было предусмотрено создание реестра банковских гарантий (статья 45). Вместе с тем, предусмотренный Законом № 44-ФЗ механизм формирования и функционирования реестра банковских гарантий не способен обеспечить баланс интересов исполнителя госзаказа и банка, выдающего банковскую гарантию. Это может привести к ограничению круга участников аукционов и конкурсов в связи с невозможностью получения ими банковских гарантий для обеспечения госконтрактов. Чтобы обеспечить заинтересованность банков выдавать банковские гарантии в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг), Закон № 44-ФЗ предложено дополнить нормой, ограничивающая публичность реестра. В Законопроекте предусмотрено, что доступ к сведениям, содержащимся в реестре банковских гарантий, должен быть ограничен. Он может быть обеспечен только следующим лицам:

  •  Принципалу;
  •  Бенефициару;
  •  Гаранту;
  •  Центральному банку Российской Федерации;
  • Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок;
  •  Федеральному казначейству.

Перечень сведений, включаемых в реестр банковских гарантий, определен части 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Эта информация является объектом охраны служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны, а также нормативных актов Российской Федерации в сфере защиты персональных данных. Чтобы унифицировать порядок формирования реестра банковских гарантий и исключить возможные коллизии со специальным законодательством о защите банковской, налоговой, коммерческой тайны и законодательством о защите персональных данных, Закон № 44-ФЗ предложено дополнить нормой, содержащей дозволение банкам включать в реестр банковских гарантий соответствующие сведения без согласия поставщика (подрядчика, исполнителя), иного лица. Законопроектом предлагается уточнить состав сведений, включаемых в реестр банковских гарантий. Например, в соответствии с действующей редакцией части 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ в реестр банковских гарантий следует включить «копию заключенного договора банковской гарантии».

Принимая во внимание, что банковская гарантия является односторонней сделкой, а договор о предоставлении банковской гарантии заключается не всегда, указанная норма применяться не будет. По указанной причине предложено исключить норму части 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая имеющиеся на практике споры, касающиеся порядка исполнения государственных контрактов, Законопроектом предлагается включить в государственный контракт ряд обязательных условий, подлежащих согласованию сторонами. Соответственно, статью 34 Закона № 44-ФЗ предложено дополнить частью 29. Речь идет о следующих существенных условиях государственного контракта:

  •  порядок расчета предельной денежной суммы требования по банковской гарантии;
  •  порядок, сроки и случаи возврата аванса, если контракт предусматривает авансовые платежи;
  •  сведения о документе, на основании которого установлены гарантийные сроки;
  •  порядок и сроки направления заказчиком в адрес поставщика уведомления о невыполнении условий контракта или о его расторжении, либо сведения о том, что направление указанных уведомлений не требуется;
  •  порядок и сроки направления заказчиком гаранту уведомления об освобождении от обязательства в случае надлежащего исполнения контракта.

Для повышения эффективности обеспечения исполнения обязательств в сфере государственных закупок Законопроектом предлагается дополнить Закон № 44-ФЗ нормой, дозволяющей поставщику предоставлять организатору конкурса или аукциона и государственному заказчику «смешанное» обеспечение своих обязательств - банковскую гарантию и денежные средства одновременно.

В ряде случаев вне зависимости от воли сторон правоотношения обеспечение исполнения обязательств подрядчика (поставщика, исполнителя) «удваивается», например, при замене обеспечения, при предоставлении нового обеспечения и т.п. В связи с этим Законопроект дополнен механизмом, направленным на прекращение действия ранее выданной гарантии.

Законопроектом предусматривается возможность обеспечения исполнения контракта как банковской гарантией, выданной одним банком, так и банковскими гарантиями, выданными несколькими банками, включенными в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Данные изменения позволят повысить эффективность обеспечения обязательств поставщиков в сфере государственных закупок, поскольку риски банков при выдаче банковских гарантий в обеспечение одного контракта двумя и более банками будут значительно диверсифицированы.

Включение указанной нормы не приведет к ухудшению положения государственных заказчиков, выступающих бенефициарами по банковским гарантиям. Напротив, возможность выдачи гарантий в обеспечения исполнения одного государственного контракта несколькими банками позволит повысить уровень конкурентности на рынке банковских услуг по выдаче гарантий, что приведет к расширению круга банков, выдающих гарантии в обеспечение исполнения контрактов, и, следовательно, к снижению тарифов банков за выдаваемые гарантии. Следует отметить, что в настоящее время стоимость банковских гарантий составляет от 1 до 6 процентов от суммы выдаваемой гарантии за каждый календарный год ее действия.

В свою очередь, снижение тарифов за выдаваемые гарантии приведет к уменьшению расходов поставщиков по выполнению контрактов, и, как следствие, к сокращению расходов заказчиков по контрактам и сокращению расходов бюджетов соответствующих уровней.

Важной новеллой законопроекта является норма об утверждении типовых форм банковских гарантий, что поможет стандартизировать работу с банковскими гарантиями и устранит риски госзаказчика.

Источник: tender.mos.ru

Инструменты МЦФЭР-Госзаказ для комплексного решения по организации работы в рамках 44-ФЗ:

Госзакупки.ру: Особенности исполнения контракта по Закону о контрактной системе
№ 1-5 за 2014 г. Подписка

получите демо-доступ прямо сейчас

Попробуйте Электронную систему "Госзаказ" прямо сейчас. Разъяснения экспертов по проведению электронных торгов в рамках 44-ФЗ в ЭП «Госзаказ»!

Дума обсуждает законопроект о банковских гарантиях

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль