Обязаность ГБОУ закупать форменную одежду путем проведения только электронного аукциона

119

Вопрос

Обязано ли ГБОУ закупать форменную одежду путем проведения только электронного аукциона?

Ответ

ГБОУ при осуществлении закупок детской форменной одежды в соответствии с Законом о контрактной системе может использовать такие способы определения поставщика, как:

  • электронный аукцион или тендер;

  • открытый конкурс;

  • запрос котировок;

  • закупка у единственного поставщика по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

В случае, если ГБОУ осуществляет форменную одежду, но не для учащихся, т.е. не детскую одежду, то в данном случае ГБОУ не может использовать такой способ определения поставщика, как открытый конкурс.

В случае осуществления тендера в соответствии с Законом № 223-ФЗ ГБОУ при выборе способа закупки должно руководствоваться положением о закупке.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 данного закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями данного закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Так, согласно ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Исходя из ч. 3 ст. 15 Закона о контрактной системе принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе закупок в порядке, установленном Законом о контрактной системе, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Отмечаем, что ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 1 апреля 2014 года бюджетных учреждений было право принять правовой акт (положение о закупке) в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны были быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения должны были осуществлять такие закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, если в соответствии с ч. 2 ст. 15, ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение осуществляет закупки, предусмотренные ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, тогда такие закупки не осуществляются согласно Закону о контрактной системе. Следовательно, электронный тендер, предусмотренный Законом о контрактной системе, не следует использовать для закупки форменной одежды, если заказчик осуществляет закупку, например, за счет средств, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). В данном случае заказчик при выборе способа закупки должен руководствоваться положением о закупке.

В свою очередь, если закупка форменной одежды осуществляется, например, за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, или если бюджетное учреждение осуществляет закупки, предусмотренные ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с Законом о контрактной системе, тогда отмечаем следующее.

Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Так, согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

Акцентируем внимание на том, что согласно ч. 2 ст. 56Закона о контрактной системе, а также перечню случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", товар, указанный в вопросе, не попадает под случаи, при которых заказчик может осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием. Поэтому заказчику не следует закупать форменную одежду путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Отмечаем, что согласно ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе закупка, объектом которой является товар, указанный в вопросе,не удовлетворяет условиям, определенным в данной статье, при наличии которых может быть проведен двухэтапный конкурс. Поэтому заказчику также не следует закупать форменную одежду путем проведения двухэтапного конкурса.

Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика с учетом требований Закона о контрактной системе.

Так, распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (далее –Перечень).

Форменную одежду можно отнести к коду ОКПД 18 "Одежда; меха", который включен в Перечень.

При этом в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе указаны в качестве исключения из обязанности проводить электронный аукцион случаи закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, государственное бюджетное образовательное учреждение может закупить форменную одежду также у единственного поставщика на основании и в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, или путем проведения запроса котировок, соблюдая требования ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе.

Напоминаем, что согласно ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 Закона о контрактной системе при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в том числе государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.

Однако обращаем внимание, что код ОКПД 18 в Перечне содержит ссылку на примечание 3, согласно которому детская одежда является исключением из случаев обязательного проведения электронного аукциона.

Обращаем внимание на то, что согласно п. 2.1 СанПиН 2.3.2.1940-05, введенному в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 № 3, в данных санитарных правилах используется следующее основное понятие: дети школьного возраста - дети в возрасте от 6 до 14 лет.

Так, форменную (спортивную, кадетскую) одежду для учащихся начальной и средней школы можно отнести к детской одежде.

Таким образом, при закупке форменной одежды для учащихся начальной и средней школы заказчик может не проводить электронный аукцион независимо от наличия оснований для закупки у единственного поставщика или путем проведения запроса котировок.

При этом, как уже было отмечено, согласно ч. 2 ст. 48Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56(конкурс с ограниченным участием), ст. 57 (двухэтапный конкурс), ст. 59 (электронный аукцион), ст. 72 (запрос котировок), ст. 83 (запрос предложений), ст. 84 (закрытые способы определения поставщиков) и ст. 93 (у единственного поставщика) Закона о контрактной системе.

То есть, при закупке форменной одежды для учащихся начальной и средней школы, если заказчик отказывается от проведения электронного аукциона и у него нет оснований для закупки у единственного поставщика или путем проведения запроса котировок, у него появляется обязанность проводить открытый конкурс.

В то же время, если речь идет о закупке школьной форменной одежды для старшеклассников, согласно подразделам кода ОКПД 18, включенным в таблицу 1, или же об одежде взрослых размеров, в частности, по коду 18.21.11.130 (куртки (пиджаки) и блейзеры мужские, производственные и профессиональные), то такого рода форменная одежда уже не может называться детской, даже если закупается для школы. То есть в таком случае закупку следует проводить путем проведения электронного аукциона, запроса котировок или у единственного поставщика, соблюдая требования Закона о контрактной системе.

Таблица 1

DB.18.21.11.140. Куртки (пиджаки) и блейзеры для мальчиков производственные и профессиональные

Включает: куртки типа пиджаков производственные и профессиональные, блейзеры для мальчиков, не предназначенные для ношения поверх другого пиджака, жакета или блейзера

DB.18.21.11.141. Куртки (пиджаки) и блейзеры для мальчиков, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей

DB.18.21.21.120. Комплекты и костюмы для девочек, производственные и профессиональные

DB.18.21.21.121. Комплекты и костюмы для девочек, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей

DB.18.21.21. Комплекты и костюмы, куртки (жакеты, блейзеры) женские, производственные и профессиональные

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль