Внесение победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков

92

Вопрос

Включаются ли сведения об участнике электронного аукциона признанного победителем в соответствии с ч.14 ст. 71 44-фз, в реестр недобросовестных поставщиков, в случае его уклонения от заключения контракта? ответьте пожалуйста с обоснованием а также со ссылками на положения законодательства, а также подберите пожалуйста практику, письма, разъяснения контролирующих (судебных) либо соответствующих органов.

Ответ

В случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1-3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1-3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

То есть, из ч.ч. 4, 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ следует, что при уклонении второго участника заказчик НЕ ОБЯЗАН направлять информацию о втором участнике аукциона для включения в РНП. Данный факт подтверждает и ПИСЬМО ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14.

Также из Письма Минэкономразвития от 10.07.2015 № Д28и-1968 следует, что случай, при котором участник закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонился от заключения контракта и контракт не заключен со вторым участником, не относится к случаям направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок информации и документов, предусмотренных статьей 104 Закона № 44-ФЗ.

Как указывает ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД в постановлении от 12.02.2016 по делу № А53-26473/2015: «…..размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков)».

В свою очередь, заказчик вправе направить информацию о втором участнике без соблюдения сроков, установленных Законом № 44-ФЗ, на основании того, что в РНП включается информация об участниках, уклонившихся от заключения контракта (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Полагаем, что контрольному органу в таком случае на основании п. 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 25.11.2013 № 1062 (далее - Правила) необходимо будет осуществить проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Вместе с тем, следует отметить судебную практику по делу № А75-2002/2015.

02.04.2015г. Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал обществу с ограниченной ответственностью «Полисервис-Проект» - второму участнику аукциона в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.01.2015 № РНП 86-37, мотивируя решение тем, что доводы представителя заявителя о недопустимости включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике, заявке или предложению которого присвоен второй номер, основаны на неверном толковании норм материального права, так как при таком толковании не соблюдаются цели Закона № 44-ФЗ по предотвращению злоупотреблений в сфере закупок.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015г. решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу № А75-2002/2015 отменено.

В обоснование признания недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.01.2015 № РНП 86-37 апелляция указывает: «……..апелляционной инстанции учитывает позицию ФАС России по данному вопросу, изложенную в письме от 08.12.2014 № АЦ/50130/14 «О разъяснении законодательства о контрактной системе по вопросу направления заказчиком сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участнике, признанном победителем закупки, впоследствии уклонившемся от заключения контракта, в случае, если второй участник уклонился от заключения контракта», в котором ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае 9 А75-2002/2015 одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Перечень лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, является закрытым. Порядок направления таких сведений установлен в частях 4 и 5 Закона о контрактной системе. Таким образом, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе обязанность заказчика направлять в реестр недобросовестных поставщиков информацию об участнике, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонившемся от заключения контракта, не предусмотрена.

Из анализа вышеназванных норм права следует, что в ситуации, когда участник, занявший второе место, отказался от заключения контракта, он не может быть признан уклонившимся от заключения контракта.

Более того, в рассматриваемом случае ФАС России в ответе (л.д. 93-95 т. 2) на обращение ООО «Полисервис-Проект» (л.д. 88-89 т. 2) подтвердил свою позицию, изложенную в письме от 08.12.2014 № АЦ/50130/14, и указал, что действия УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и являются недопустимыми.».

Кассационная инстанция поставила без изменения постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда, в части признания решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.01.2015 № РНП 86-37 недействительным.

Подводя итог все вышесказанного, учитывая позицию ФАС России и Минэкономразвития РФ, считаем, что заказчик может направить информацию о втором участнике, уклонившемся от заключения контракта, если в его действиях усматриваются признаки недобросовестного поведения. Контрольный орган на основании информации, представленной заказчиком, должен принять решение о проведении проверки факта уклонения от заключения контракта на основании Правил.

Также следует отметить, что контрольный орган может принять решение о составлении протокола о возбуждении административного дела по ч. 3 ст. 7.32. КоАП в отношении должностного лица юридического лица, уклонившегося от заключения контракта.

Анализ судебной практики, решения контрольного органа показал, что информация о втором участнике, уклонившемся от заключения контракта может быть включена в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем, решение контрольного органа о включении информации о втором участнике в реестр недобросовестных поставщиков может быть отменено судом.В случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1-3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1-3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

То есть, из ч.ч. 4, 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ следует, что при уклонении второго участника заказчик НЕ ОБЯЗАН направлять информацию о втором участнике аукциона для включения в РНП. Данный факт подтверждает и ПИСЬМО ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14.

Также из Письма Минэкономразвития от 10.07.2015 № Д28и-1968 следует, что случай, при котором участник закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонился от заключения контракта и контракт не заключен со вторым участником, не относится к случаям направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок информации и документов, предусмотренных статьей 104 Закона № 44-ФЗ.

Как указывает ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД в постановлении от 12.02.2016 по делу № А53-26473/2015: «…..размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков)».

В свою очередь, заказчик вправе направить информацию о втором участнике без соблюдения сроков, установленных Законом № 44-ФЗ, на основании того, что в РНП включается информация об участниках, уклонившихся от заключения контракта (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Полагаем, что контрольному органу в таком случае на основании п. 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 25.11.2013 № 1062 (далее - Правила) необходимо будет осуществить проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Вместе с тем, следует отметить судебную практику по делу № А75-2002/2015.

02.04.2015г. Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал обществу с ограниченной ответственностью «Полисервис-Проект» - второму участнику аукциона в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.01.2015 № РНП 86-37, мотивируя решение тем, что доводы представителя заявителя о недопустимости включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике, заявке или предложению которого присвоен второй номер, основаны на неверном толковании норм материального права, так как при таком толковании не соблюдаются цели Закона № 44-ФЗ по предотвращению злоупотреблений в сфере закупок.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015г. решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу № А75-2002/2015 отменено.

В обоснование признания недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.01.2015 № РНП 86-37 апелляция указывает: «……..апелляционной инстанции учитывает позицию ФАС России по данному вопросу, изложенную в письме от 08.12.2014 № АЦ/50130/14 «О разъяснении законодательства о контрактной системе по вопросу направления заказчиком сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участнике, признанном победителем закупки, впоследствии уклонившемся от заключения контракта, в случае, если второй участник уклонился от заключения контракта», в котором ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае 9 А75-2002/2015 одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Перечень лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, является закрытым. Порядок направления таких сведений установлен в частях 4 и 5 Закона о контрактной системе. Таким образом, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе обязанность заказчика направлять в реестр недобросовестных поставщиков информацию об участнике, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонившемся от заключения контракта, не предусмотрена.

Из анализа вышеназванных норм права следует, что в ситуации, когда участник, занявший второе место, отказался от заключения контракта, он не может быть признан уклонившимся от заключения контракта.

Более того, в рассматриваемом случае ФАС России в ответе (л.д. 93-95 т. 2) на обращение ООО «Полисервис-Проект» (л.д. 88-89 т. 2) подтвердил свою позицию, изложенную в письме от 08.12.2014 № АЦ/50130/14, и указал, что действия УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и являются недопустимыми.».

Кассационная инстанция поставила без изменения постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда, в части признания решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.01.2015 № РНП 86-37 недействительным.

Подводя итог все вышесказанного, учитывая позицию ФАС России и Минэкономразвития РФ, считаем, что заказчик может направить информацию о втором участнике, уклонившемся от заключения контракта, если в его действиях усматриваются признаки недобросовестного поведения. Контрольный орган на основании информации, представленной заказчиком, должен принять решение о проведении проверки факта уклонения от заключения контракта на основании Правил.

Также следует отметить, что контрольный орган может принять решение о составлении протокола о возбуждении административного дела по ч. 3 ст. 7.32. КоАП в отношении должностного лица юридического лица, уклонившегося от заключения контракта.

Анализ судебной практики, решения контрольного органа показал, что информация о втором участнике, уклонившемся от заключения контракта может быть включена в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем, решение контрольного органа о включении информации о втором участнике в реестр недобросовестных поставщиков может быть отменено судом.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль