Применение Постановления № 1457 при закупках по Закону № 44-ФЗ

115

Вопрос

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457 « О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее-Постановление 1457) Заказчиком в извещениях и документациях о закупках установлено соответствующее ограничение. Необходимо ли Заказчику в документации закупки дополнительно запрашивать информацию или документы, подтверждающие соответствие Постановлению 1457 и какие это документы или информация? Как поступить Заказчику, если Участник закупки в составе заявки не представил вышеуказанную, дополнительно запрашиваемую информацию или документы?

Ответ

Если заказчик самостоятельно определит необходимость предоставления участником, например, декларации о «непринадлежности» оказываемых им услуг (выполняемых работ) к запрету из Постановления № 1457, то это не будет сочтено нарушением, хотя такое требование Постановлением № 1457 не установлено. И, если такое требование документацией установлено, то участник декларирует (в свободной форме) «непринадлежность» оказываемых им услуг (выполняемых работ) к запрету из Постановления № 1457.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Т.е., считаем, достаточным будет, если участник укажет в декларации, что организация под юрисдикцией Турецкой Республики не находится, а также не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и отвечает за достоверность представленной информации.

Указание на необходимость представления подтверждающих документов в постановлении № 1457 отсутствует, в связи с чем, считаем, комиссия заказчика в ходе анализа второй части участника закупки (например, выписки из ЕГРЮЛ) устанавливает (на сколько это возможно), находится ли организация под юрисдикцией Турецкой Республики, а также контролируется ли организация гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Это будет означать, на наш взгляд, что заказчик, со своей стороны постарался максимально соблюсти закон, "проверить" участника.

Рекомендуем прописать, что участник несет ответственность за предоставление такой информации, это можно указать в проекте контракта. И в случае выявления недостоверности представленной информации, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Применение Постановления № 1457 при закупках по Закону № 44-ФЗ

В настоящий момент позиции по вопросу применения постановления Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457 ФАС России и Минэкономразвития России различаются, но в ближайшее время данные органы должны разработать единую позицию.

Так, в своих письмах Минэкономразвития России указывает, что запрет, установленный Постановлением № 1457, соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) (письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-353, письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-355). Главным аргументом является то, что в Постановлении № 1457 нет отсылки на ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Минэкономразвития России приходит к выводу, что Постановление № 1457 устанавливает обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данные требования должны быть установлены заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Позиция ФАС России (и его территориальных органов) иная (решение УФАС по Чувашской республики от 24 февраля 2016 года № 06-04/1024 по делу № 20-К-2016, решение Ростовского УФАС России 5 февраля 2016 г. по делу № 156/03, решение Рязанского УФАС России от 12 февраля 2016 г. по делу № 40-03-1/2016, решение Рязанского УФАС России от 3 марта 2016 г. по делу № 63-03-1/2016, решение Новгородского УФАС России от 19 февраля 2016 г. по жалобе Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев", решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 марта 2016 г. по делу № 04-01/56-2016, решение ФАС России от 4 февраля 2016 г. по делу № К–149/16). Мы также придерживаемся позиции ФАС России, так как то, что в Постановлении № 1457 нет отсылки на ст. 14 Закона № 44-ФЗ, не означает, что оно не регулирует отношения, связанные с национальным режимом. Необходимо обратить внимание, что Постановление № 1457 не отсылает на Закон № 44-ФЗ, так как оно должно применяться не только заказчиками по Закону № 44-ФЗ.

Также, во-первых, Постановление № 1457 действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее – Указ № 583), который, в свою очередь, издан в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с Федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности".

Во-вторых, несмотря на то, что в самом Постановлении № 1457 не указано, что данное Постановление № 1457 принято во исполнение ст. 14 Закона № 44-ФЗ, Постановление № 1457 устанавливает запрет на допуск отдельных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что соответствует ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ может быть установлен запрет на допуск работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, а не устанавливает ограничения допуска юридических лиц, перечисленных в Постановлении № 1457.

В то же время, указание на необходимость представления подтверждающих документов в постановлении № 1457 отсутствует, в связи с чем, считаем, комиссия заказчика в ходе анализа второй части участника закупки (например, выписки из ЕГРЮЛ) устанавливает (на сколько это возможно), находится ли организация под юрисдикцией Турецкой Республики, а также контролируется ли организация гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Это будет означать, на наш взгляд, что заказчик, со своей стороны постарался максимально соблюсти закон, "проверить" участника.

Если Заказчик самостоятельно определит необходимость предоставления участником декларации о «непринадлежности» оказываемых им услуг (выполняемых работ) к запрету из Постановления № 1457, то это не будет сочтено нарушением, хотя такое требование Постановлением № 1457 не установлено.

Обращаем внимание, что в настоящее время в этих ведомствах уточняется позиция по применению Постановления № 1457 и как только она будет определена, мы оперативно разместим ее в системе и оповестим заказчиков об этом.

До выработки единой позиции советуем придерживаться позиции УФАС России или ФАС России, так как данные органы являются контрольными органами в сфере закупок, и они могут привлекать к административной ответственности.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Спросить эксперта

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль