Проведение аукциона на различные дорожные работы

50

Вопрос

Есть желание провести аукцион на работы направляемые на реализацию программы дорожных работ.Программа включает в себя: устройство искусственных неровностей, ремонт пешеходных ограждений, обслуживание светофорных объектов, средства дорожного регулирования.Можно ли эти работы провести одним аукционом. Есть три исполнителя готовых участвовать в данных торгах и выиграть объект закупки. Не является ли все же этот аукцион - ограничением конкуренции?

Ответ

При объединении в один лот закупок товаров, работ и услуг заказчику необходимо руководствоваться следующими нормами законодательства в сфере закупок:

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

  1. Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) описание объекта закупки должно носить объективный характер. Кроме указания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  2. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок;
  3. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  4. Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ нарушение правил, установленных ст. 17 Закона № 135-ФЗ, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
  5. Как следует из формулировки п.1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, ни о какой технологической и функциональной взаимосвязанности товаров в ней не говорится и не содержится запрета на включение в предмет закупки таких товаров. При этом, ничего и не говорится об ОКДП.

При этом анализ практики УФАС России показывает, что жалобы потенциальными участниками закупок с такими доводами подаются повсеместно (о неправомерном включении в один лот технологически и функционально не связанных товаров).

Так, например, по одной из таких жалоб 19 февраля 2014 г. Курганским УФАС России было вынесено решение № 05-02/23-14, которым жалоба была признана необоснованной. Жалоба участника была подана на положения документации о закупке, в которой при описании объекта закупки в техническом задании на поставку расходных материалов и изделий медицинского назначения для стационара круглосуточного пребывания указывались разноименные группы товаров – инструменты колющие (шприцы), дезинфицирующие средства, перевязочные средства, стерилизационные товары, товары для рентгенкабинетов, что, по мнению заявителя, противоречит ч.3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении жалобы, Курганское УФАС указало следующее: "все товары, указанные в техническом задании документации о закупке, являются изделиями медицинского назначения и сгруппированы по принципу их функциональной и технологической взаимосвязи в целях возможности обеспечения непрерывного процесса оказания медицинской помощи в стационаре. Наличие всего комплекса изделий медицинского назначения обязательно для непрерывного процесса оказания медицинской помощи в стационаре. Отсутствие поставки какого-либо из изделий может нарушить процесс оказания медицинской помощи как единой технологической цепочки. Таким образом, разбивка сформированного аукциона является не только нецелесообразной, но и может привести к снижению качества оказываемой больницей медицинской помощи".

Из Закона № 44-ФЗ в сфере закупок следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

Таким образом, прямого запрета в Законе № 44-ФЗ нет, однако объединяя в одном лоте закупку разных расходных материалов, заказчик может столкнуться с тем, что такая закупка может обжаловаться потенциальными участниками.

При этом, если заказчик может обосновать объединение в одном лоте разных расходных материалов, в удовлетворении таких жалоб, как показывает анализ практики УФАС России, может быть отказано.

При этом, при установлении требований к закупаемым расходным материалам рекомендуем заказчикам избегать установления характеристик, которым соответствует товар единственного производителя, когда на рынке существуют аналоги по сути с такими же характеристиками.>

Если заказчик может обосновать объединение в одной закупке разных работ, в удовлетворении таких жалоб, как показывает анализ практики контрольных органов, может быть отказано.

Однако, в целях исключения таких рисков, рекомендуем закупки на выполнение работ, которые указаны в вашем вопросе, осуществлять отдельными закупками.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль