Запрос котировок на капитальный ремонт зданий по разным адресам

121

Вопрос

Может ли заказчик размесить один заказ путем запроса котировок на "Капитальный ремонт зданий", а именно ремонт кровли. Здания расположены по разным адресам, в разных населенных пунктах. На каждое здание имеется локально - сметный расчет. Не будет ли это нарушением?

Ответ

Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о месте оказания услуги, являющейся предметом контракта. При этом понятие "место" Законом № 44-ФЗ не регулируется. Т.е. заказчик указывает информацию о месте оказания услуги в соответствии со своими потребностями.

Вместе с тем не стоит забывать о принципе обеспечения конкуренции, закрепленном в ст. 8 Закона № 44-ФЗ.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Напоминаем, что каждая закупка сопровождается обязательным определением и обоснованием НМЦК в соответствии с положениями ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, при осуществлении определения и обоснования НМЦК заказчику следует учитывать все условия планируемой закупки, в том числе место оказания услуг. В случае получения не менее 2-х коммерческих предложений от разных исполнителей услуг, готовых оказать услуги по указанным адресам, а также в случае участия в запросе котировок не менее 2-х участников (исполнителей услуг), то, по нашему мнению, действия заказчика по объединению в один лот одинаковых услуг связи (интернет), но оказываемых на разных объектах, не ограничивают конкуренцию.

В случае, если заказчик не получит не менее 2-х коммерческих предложений от разных исполнителей услуг, готовых оказать услуги по указанным адресам, то по нашему мнению, действия заказчика по объединению в один лот одинаковых услуг связи (интернет), но оказываемых на разных объектах, ограничивают конкуренцию.

Также следует отметить, что в случае, если при определении и обосновании НМЦК заказчик использовал не менее 2-х коммерческих предложений от разных исполнителей услуг, готовых оказать услуги по указанным адресам, но на участие в запросе котировок не будет подано ни одной заявки на участие в запросе котировок или подана только одна такая заявка, то, по нашему мнению, действия заказчика по объединению в один лот одинаковых услуг связи (интернет), но оказываемых на разных объектах, могут быть признаны по заявлению заинтересованного лица ограничивающими конкуренцию.

Правомерно объединение в один лот одинаковых услуг, но оказываемых на разных объектах.

Обращаем на правоприменительную практику, сложившуюся по данной проблеме.

Пример:

Решение Вологодского УФАС России от 5 декабря 2013 г. № 5-2/285-13

Суть жалобы: По мнению Заявителя, установленные требования в документации об открытом аукционе в электронной форме: объединение в один лот оказания услуг в двух городах - Вологда и Череповец ограничивают число участников аукциона.

Решение: Жалоба признана необоснованной, поскольку нарушений требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ не выявлено.

Обоснование: Объединение в один аукцион двух мест оказания услуг не предполагает обязательное наличие у участника аукциона ремонтной базы в разных городах (такое требование не содержится в аукционной документации).

Заказчик вправе установить требования к количеству, качеству, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам товара, используемого при оказании услуг, а также к месту оказания услуг в зависимости от своих потребностей.

Пример:

Решение Вологодского УФАС России от 20 мая 2013 г. № 5-2/92-13

Суть жалобы: По мнению Заявителя, нарушение его прав заключается в отсутствии в документации аукциона перечня получателей вакцин.

Решение: Признать жалобу необоснованной.

Обоснование: В аукционной документации место оказание услуг указана Вологодская область.

Согласно абзацу 16 технического задания, должна быть предусмотрена возможность экстренной доставки, в течение суток, МИБП до бюджетных учреждений здравоохранения (поликлиник, центральных районных больниц), расположенных во всех городах, районах Вологодской области.

Заказчик не знает и не может знать за ранее конкретные учреждения в которым понадобиться доставка иммунобиологических препаратов и термоиндикаторов.

Формальных нарушений Закона о размещении заказов нет. Вместе с тем, комиссия обращает внимание на необходимость прописывать в аукционной документации конкретные адреса бюджетных учреждений здравоохранения (поликлиник, центральных районных больниц), которым предположительно могут поставляться иммунобиологические препараты и термоиндикаторы.

Не правомерно объединение в один лот одинаковых услуг, но оказываемых на разных объектах.

Пример:

Решение Владимирского УФАС России от 29 апреля 2014 г. по делу № К-759-02/2013

Суть обращения: На официальном сайте размещена документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей транспортных средств УМВД России по Владимирской области и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне.

Указанный заказ размещен в виде одного лота, местом оказания услуг определены 18 адресов, находящихся в различных районах территории Владимирской области.

Объединение ФКУ "Ц" в один лот услуг, оказываемых на удаленных друг от друга территориях муниципальных образований Владимирской области, для предоставления которых требуется лицензия на осуществление медицинских предрейсовых осмотров по конкретным адресам, необоснованно ограничивает конкуренцию, а именно ведет к уменьшению количества потенциальных участников размещения заказа, исключает объективную возможность участия в аукционе малых и средних предприятий.

Решение: Признать в действиях ФКУ "Ц", факт нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Обоснование: Комиссия считает, что применяемый ФКУ "Ц" принцип объединения оказания услуг по организации предрейсового осмотра по территории, приводит к ограничению количества участников закупки, и как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, в силу отдаленности мест их оказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пример:

Решение ФАС России от 17 ноября 2010 г. по делу № К-1154/10

Обоснование: Заказчик при формировании предмета Аукциона объединил услуги охранной деятельности, подлежащие лицензированию, с услугами по уборке помещений, не подлежащими лицензированию. Кроме того, в соответствии с документацией об Аукционе местом оказания услуг являются объекты, находящиеся в разных субъектах Российской Федерации.

Решение: Жалоба признана обоснованной. Действия заказчика противоречат ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Суть жалобы: Заказчик неправомерно объединил услуги на двух различных объектах в один лот, что привело к ограничению круга лиц, участвующих в аукционе.

С учетом вышеизложенного, однозначного ответа на вопрос возможно ли осуществить закупку услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет" в разных населенных пунктах, расположенных на достаточном удалении друг от друга, но в рамках одного субъекта РФ, дать нельзя.

Таким образом, не рекомендуется проводить запрос котировок на указанных условиях.

В случае, если заказчик примет решение по осуществлению запроса котировок на указанных условиях, заказчик должен быть готов защищать свои права в случае подачи жалобы.

Может, но вместе с тем заказчику не стоит забывать о принципе обеспечения конкуренции, закрепленном в ст. 8 Закона № 44-ФЗ и в частности не допускать необоснованного ограничения числа участников закупок.

Поэтому если в целях эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ заказчик объединит в рамках одного предмета контракта одинаковые работы в нескольких населенных пунктах и действия заказчика будут обжалованы, то он должен быть готов обосновать свою позицию.

В данном случае отсутствие ограничения количества участников закупки может быть подтверждено наличием, например, ценовых предложений от трех и более потенциальных участников закупки или наличие не менее трех заявок на участие в запросе котировок, в которых участники закупок согласились на условия заказчика.

Если у заказчика есть признаки необоснованного ограничения, то целесообразно разделить объект закупки по группам населенных пунктов, исходя из равномерной транспортной доступности внутри группы населенных пунктов и, провести несколько запросов котировок.

Обоснование выбора мест выполнения работ в разных населенных пунктах представлено на примере оказания услуг в аналогичной ситуации.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль