Заключении контрактов на обеспечение концертной деятельности

94

Вопрос

Необходимы ли коммерческие предложения при заключении контрактов на обеспечение концертной деятельности до 100 тыс.руб. и до 400 тыс.руб. учреждением культуры (оркестром)? Например, заключение контракта на оказание услуг по распространению билетов или заключение договора ГПХ с приглашенным артистом.

Ответ

НМЦК обосновывать нужно, так как статья 22 Закона № 44-ФЗ исключений не делает.

Да, казенному учреждению следует обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

Из ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Указанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не требуется.

Таким образом, в данном случае у заказчика отсутствует необходимость приложения к контракту обоснования цены контракта, в том числе ценовых (коммерческих) предложений от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем, необходимость определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотрена ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом данная статья в отношении закупки, предусмотренной п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не содержит исключение, позволяющее не определять и не обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, нормы Закона № 44-ФЗ с одной стороны, не обязывают заказчика, осуществляющего закупку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, публиковать отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и включать в контракт расчет и обоснование цены. Но с другой стороны, не исключают, что такое обоснование может быть.

В связи с этим, считаем, что обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, можно оформить в отдельном документе, который может понадобиться заказчику, например, при проведении органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля контрольных мероприятий.

Так же в пользу того вывода, что обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) оформляется заказчиком, говорит и тот факт, что согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ органы внутреннего финансового контроля осуществляют, в том числе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Для определения объемов закупок, в частности по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-Ф, заказчику в любом случае необходимо рассчитать начальную (максимальную) цену контракта по каждой закупке, которая планируется осуществляться.

Соответственно, все расчеты, осуществляемые при формировании цен контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчику следует хранить и быть готовым предъявить по требованию Счетной палаты, Росфиннадзора, соответствующего органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Минэкономразвития России разъяснило порядок определения начальной цены контракта при закупке лекарств. Для этого используют тарифный метод*. Но данный способ применяют довольно редко. Чаще приходится определять начальную цену путем сопоставления рыночных цен. И вопросов при расчете возникает немало. Наша статья поможет найти на них ответы.

О.В. Фуцай, эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях»

* Письмо Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № Д28и-11.

Почему важно правильно сделать расчет

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – это стартовая цена, с которой начинают торги. Рассчитать ее можно способами, установленными в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе. Они таковы:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

На практике чаще всего используют метод сопоставимых рыночных цен, или, как его еще называют, метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе), так как остальные способы расчета начальной (максимальной) цены контракта применяют в строго оговоренных случаях (ст. 22 Закона о контрактной системе). В то же время частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при невозможности использования приведенных выше методов учреждение может выбрать иные способы расчета. Тогда в обоснование начальной (максимальной) цены контракта надо включить доказательства невозможности применения указанных методов.

Далее подробно рассмотрим определение НМЦК методом анализа рынка.

Какую информацию можно использовать для расчета

В чем заключается данный способ? Ответ следует из его названия: при определении показателя принимают во внимание текущие рыночные цены.

Определить значение цены, наиболее близкое к рыночной, помогут Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации). Они разработаны в соответствии с частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе. Однако данный приказ не является обязательным к применению (письмо Федерального казначейства от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791).

Для расчета необходимо брать данные об идентичных либо однородных предметах.

Однородные и идентичные товары

Идентичные товары, работы и услуги должны иметь одинаковые основные признаки. Незначительные различия во внешнем виде товаров можно не учитывать. А для определения идентичности работы или услуги сравнивают характеристики исполнителей и их деловую репутацию на рынке.

Однородные товары, работы и услуги должны быть сходными по характеристике. То есть выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. В частности, при определении однородности изделий учитывают их качество, репутацию на рынке и страну происхождения. А однородность работ и услуг определяют по их качеству, виду, объему, уникальности и коммерческой взаимозаменяемости.

Также сравнивают деловые репутации компаний.

Источники информации

Для того чтобы рассчитать начальную цену контракта, учреждение использует:

  • общедоступную информацию о рыночных ценах (ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе);
  • ответы поставщиков на официальные запросы о ценах на поставки идентичных либо однородных товаров;
  • информацию, которую заказчик получил по запросам, размещенным на официальном сайте госзакупок.

Кроме того, можно применять обоснованные коэффициенты или индексы. › |

› | Перечень и значимость коэффициентов заказчик определяет экспертным путем с учетом различий в характеристиках и условиях поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Ценовую информацию лучше брать из реестра контрактов. И она должна относиться к тем контрактам, которые были исполнены надлежащим образом, без штрафов и пеней.

При этом нецелесообразно использовать сведения:

  • от лиц, включенных в реестр недобросовестных поставщиков;
  • из анонимных источников;
  • без расчета цен на товары, работы или услуги.

Непреднамеренное занижение начальной (максимальной) цены контракта возможно, если расчет произведен на основании неактуальных или неоднородных цен, а также без учета инфляции. Поэтому необходимо:

  • проверить сопоставимость финансовых (коммерческих) условий;
  • выяснить, являются ли цены однородными;
  • скорректировать цены с учетом индексов.

Какие условия надо сопоставить

Коммерческие и финансовые условия признают сопоставимыми, если различия не влияют на окончательный результат.

Сопоставлению подлежит следующая информация:

  • срок исполнения контракта;
  • количество товара, объем работ или услуг;
  • наличие и размер аванса по контракту;
  • место поставки;
  • срок и объем гарантии качества;
  • размер обеспечения исполнения контракта;
  • срок формирования ценовой информации;
  • изменение в налогообложении;
  • масштабность выполнения работ, оказания услуг;
  • изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
  • изменение таможенных пошлин.

Однако, если цены существенно отличаются, они могут быть скорректированы (ч. 16 ст. 22 Закона о контрактной системе). Но этого делать не следует, если для расчета берут сведения, которым менее шести месяцев.

Можно ли использовать суммы для расчета

Перед тем как рассчитывать НМЦК, целесообразно определить однородность ценовой информации.

Для этого надо определить коэффициент вариации. Если он будет более 33 процентов (0,33), применять данные цены для расчета нельзя, так как они неоднородные.

Чтобы начальная цена контракта существенно не отличалась от рыночной, лучше взять более двух значений.

Пример 1.

Бюджетное учреждение планирует закупить кресла. Для расчета начальной (максимальной) цены контракта использованы цены из трех прайс-листов различных поставщиков.

Стоимость одного кресла по ним составляет: 3100 руб.; 2300 руб.; 3400 руб.

Перед расчетом НМЦК бухгалтер определил однородность цен.

Он нашел среднее арифметическое цен:

Са = (Ц1 + Ц2 + Ц3): n,

где Са – среднее арифметическое цен; Ц1, Ц2, Ц3 – используемые для расчета цены; n – количество ценовой информации.

Са = (3100 руб. + 2300 руб. + 3400 руб.): 3 = = 2933,30 руб.

А затем среднее квадратичное отклонение (Со):

Со = √((Ц1 – Са)2 + (Ц1 – Са)2 + (Ц3 – Са)2): (n – 1).

Со = √((3100 руб. – 2933,3 руб.)2 + (2300 руб. – 2933,3 руб.)2 + (3400 руб. – 2933,3 руб.)2): (3 – 1) = 568,6 руб.

Коэффициент вариации (К) исчислен по формуле:

К = Со : Са х 100.

Значит, данный коэффициент составляет 19,4 процента (568,6 руб.: 2933,3 руб. х 100). Так как это меньше 33 процентов, цены признаны однородными. Поэтому бухгалтер использовал их для расчета начальной (максимальной) цены контракта.

А вот в случаях, когда цены неоднородные, их надо заменить другими или скорректировать.

Как перевести цены прошлых периодов в текущие

При расчете начальной цены важно учесть актуальность информации. От даты, когда была получена информация, и до начала расчета стоимость товара, работы или услуги могла вырасти. Такие цены надо использовать для определения НМЦК после их перевода в текущий уровень (п. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе). Для пересчета используют индексы потребительских цен, которые характеризуют рост инфляции. Их публикуют на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru). Как правило, пересчет надо делать по информации, которой более шести месяцев (п. 3.14 Методических рекомендаций).

Пример 2.

Для столовой бюджетного учреждения на март 2015 года запланирована закупка картофеля. Цены для обоснования расчета заказчик взял из реестра контрактов:

контракт от 1 декабря 2014 года – цена 32 руб. за 1 кг.

контракт от 10 ноября 2014 года – цена 37 руб. за 1 кг.

контракт от 1 мая 2014 года – цена 60 руб. за 1 кг.

Бухгалтер скорректировал цену по третьему контракту, так как цены не были однородными. Перерасчет сделан с учетом инфляции за период с мая по август 2014 года.

Индексы потребительских цен за этот период такие:

май – 89,8;

июнь – 91,9;

июль – 97,2;

август – 102,4.

Коэффициент для пересчета неоднородной цены определен по формуле:

К = (100 + (Ип1 – 100) + (Ип2 – 100) + (Ип3 – 100) + (Ип4 – 100)): 100,

где К – коэффициент пересчета; Ип1, Ип2, Ип3, Ип4 – индексы потребительских цен.

К = (100 + (89,8 – 100) + (91,9 – 100) + (97,2 – 100) + (102,4 – 100)): 100 = 0,81.

Таким образом, для расчета НМЦК в качестве цены по третьему контракту бухгалтер взял 48,60 руб. (60 руб. х 0,81).

Как учитывать инфляцию текущего года

Начальную цену контракта, по которому запланирована поквартальная поставка, тоже можно скорректировать. Для этого применяют индекс изменения цены в текущем году. Для каждого вида товара рассчитан годовой коэффициент удорожания. Данные индексы опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru).

Начальную цену контракта бухгалтер устанавливает с учетом инфляции в каждом квартале.

Пример 3.

Бюджетное учреждение планирует заключить контракт на поставку бензина до конца 2015 года. По условиям договора поставку будут выполнять один раз в квартал по 10 000 л. Средняя цена бензина – 37 руб. за 1 л.

Годовой коэффициент удорожания бензина (Кг) – 1,14.

Бухгалтер определил квартальный коэффициент удорожания:

Кк = 4√Кг = 4√1,14 = 1,033.

Рассчитал начальную цену контракта в каждом квартале.

Начальная цена в I квартале:

Ц1 = 10 000 л х 37 руб. х 1,033 = 382 210 руб.

Начальная цена во II квартале:

Ц2 = 10 000 л х 37 руб. х 1,0332 = 394 822,93 руб.

Начальная цена в III квартале:

Ц3 = 10 000 л х 37 руб. х 1,0333 = 407 852,09 руб.

Начальная цена в IV квартале:

Ц4 = 10 000 л х 37 руб. х 1,0334 = 421 311,21 руб.

Затем сделал расчет начальной цены контракта:

НМЦК = 382 210 руб. + 394 822,93 руб. + 407 852,09 руб. + 421 311,21 руб. = 1 606 196,23 руб.

Если бы при расчете бухгалтер не учел инфляцию, начальная цена контракта составила бы 1 480 000 руб. (10 000 л х 37 руб. х 4).

Как скорректировать информацию

Цену, которую заказчик хочет применить для расчета, можно скорректировать в зависимости от того, по результатам какого способа закупки был заключен контракт, из которого взяли информацию (п. 3.16 Методических рекомендаций).

Для такого расчета берут данные только из реестра контрактов с официального сайта госзакупок.

При этом используют следующую схему.

1. Цену контракта по результатам проведенного конкурса увеличивают на 10 процентов.

2. Цену контракта по результатам проведенного аукциона увеличивают на 13 процентов.

3. Цену контракта по результатам проведенного запроса котировок и запроса предложений увеличивают на 17 процентов. › |

› | Если закупка совершена у единственного поставщика, цену контракта корректировать нельзя (п. 3.16.4 Методических рекомендаций).

Пример 4.

Учреждение планирует приобрести компьютерные столы. Информацию для расчета НМЦК бухгалтер взял из реестра контрактов. В контракте, который был заключен по результатам электронного аукциона, цена за единицу составила 4000 руб.

Бухгалтер скорректировал данные из этого контракта:

Цк = Ц + 13%,

где Цк – скорректированная цена; Ц – цена по данным из контракта.

Таким образом, для расчета НМЦК в качестве цены одного стола принято 4520 руб. (4000 руб. х 1,13).

Важно запомнить
Ответы на запросы о ценах, скриншоты с изображениями страниц сайтов, с которых получена ценовая информация, прайс-листы необходимо хранить с документацией о закупке.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль