Описание программы курса в техническом задании на закупку

62

Вопрос

При составление технического задания на оказание услуг ИТ-специалистов, имеем ли право расписывать программу обучения курсов?

Ответ

В данном случае считаем, указание в техническом задании на то, какие именно услуги необходимо закупить, не будет противоречить нормам Закона № 44-ФЗ. Т.е., заказчик в техническом задании вправе указать такое описание программы курса, которое будет наиболее полно раскрывать потребности заказчика. Вместе с тем, по нашему мнению, такое описание даст возможность потенциальным участникам закупки сформировать свои предложения и не ограничивает конкуренцию.

Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, то есть описание, определение отличительных свойств, качеств такого объекта (п.1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Так же необходимо соблюдение принципа обеспечения конкуренции. Т.е., при установлении требований заказчикам не следует включать в документацию о закупке требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки (ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Обращаем Ваше внимание, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч. 5 ст. 12 Закона № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации).

В свою очередь, согласно ч.8 ст. 78 Закона № 273-ФЗ, порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Т.е., если данная программа обучения не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и не является дополнительной профессиональной программой в области информационной безопасности, то она самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. И, соответственно, любой потенциальный участник закупки сможет разработать программу обучения «под запрос» заказчика.

Порядок описания объекта закупки

Наименование и описание закупки является одним из основных пунктов, включаемых заказчиком в план-график и затем соответствующее краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки указывается в извещении об проведении закупки, в том числе, в извещении о проведении запроса котировок и в извещении о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

Также наименование и полное описание объекта закупки и условий контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно быть указано в документации о закупке.

Правила описания объекта закупки, которыми необходимо руководствоваться заказчику, представлены в ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Объективный характер описания объекта закупки

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. Рассматривая данное правило уточним, что синонимами слова объективность являются беспристрастность, беспристрастие, нелицеприятность, непредубеждённость, непредвзятость, справедливость; независимость, нелицеприятие, честность.

Таким образом, иными словами, описание закупки должно носить беспристрастный, непредвзятый, характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, то есть описание, определение отличительных свойств, качеств такого объекта. Также при необходимости могут быть указаны эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Обращаем внимание, что в Законе № 44-ФЗ сохранен запрет на включение в описание объекта закупки требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя. Законом № 44-ФЗ напрямую запрещается устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам, в случае если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом существует исключение, говорящее о том, что заказчик вправе установить определенные требования к товарам, информации, работам, в случае если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

То есть, если заказчик укажет при описании объекта закупки товарный знак, то ему следует сопроводить такое указание словами "или эквивалент" и установить показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности.

Также в Законе № 44-ФЗ уточнено, что документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пример:

Исходя из Решения ФАС России от 13 мая 2014 г. по делу № К-759/14 у заказчика объектом закупки являлось проведение строительных работ в ходе которых планировалось использование товаров. Указание в проектно-сметной документации товарных знаков таких товаров без слов "или эквивалент" было оценено ФАС России, как нарушение положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ, которое повлекло ограничение количества участников закупки.

Соответственно, если заказчиком принято решение о включении в документацию о закупке товарного знака без сопровождения его словами "или эквивалент" в связи с тем, что используемые товары являются несовместимыми или используемые запасные части должны быть оригинальными, представляется целесообразным и правильным в описании объекта закупки описать (возможно, со ссылками на технические документы и т. п.) обоснованность отсутствия возможности поставки или использования поставщиком эквивалентных товаров, работ или услуг.

Стандартизация при описании объекта закупок

Использование стандартизации как инструмента регулирования процесса обеспечения государственных и муниципальных нужд и требование о соответствии продукции или услуги, работы нормам технических регламентов и стандартов стало одним из главных критериев конкурентного отбора участников закупки, обязывающих заказчиков знать и осознанно применять стандарты на закупаемые товары, работы, услуги, гарантируя тем самым их качество.

И следовательно, если это возможно, то заказчикам следует использовать при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.

Например, отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в т. ч. зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг в Российской Федерации регулируются Федеральный законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ). При этом в частности, данный Закон № 184-ФЗ не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований.

Следует отметить, что при указании заказчиками стандартных показателей у них отсутствует обязанность указывать и ГОСТ, однако указание только одного ГОСТ без требуемых показателей может быть расценено, как нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 и ч.2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример:

Комиссия УФАС по Ивановской области в своем Решении от 26 марта 2014 г. при рассмотрении жалобы о нарушении заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в части отсутствия ссылок на какие-либо ГОСТы и иную нормативную документацию при описании требований к используемым материалам при производстве работ и соответственно использования не стандартных показателей качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартными и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, признала жалобу необоснованной и определила, что заказчик при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания использовал стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с ГОСТ № 6629-88 "Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы конструкции" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1987 г. № 325).

Комиссией был сделан вывод, что при использовании стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки обязанности у заказчика указывать при описании объекта закупки реквизиты технических регламентов, стандартов, в соответствии с которыми использованы показатели, требования, условные обозначения при описании технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с Закона № 44-ФЗ не возникает.

Важно отметить, что если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Дополнительные условия описания объекта закупки

Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в т. ч. в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства согласно требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Статьей 481 Гражданского кодекса РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

Например, в соответствии со ст. 46 Закона № 61-ФЗ лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если:

  • на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;
  • на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов),номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.

Лекарственные средства в качестве сывороток должны поступать в обращение с указанием животного, из крови, плазмы крови, органов и тканей которого они получены.

На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных средств, полученных из крови, плазмы крови, органов и тканей человека, должна наноситься надпись: "Антитела к ВИЧ-1, ВИЧ-2, к вирусу гепатита C и поверхностный антиген вируса гепатита B отсутствуют".

На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку радиофармацевтических лекарственных средств должен наноситься знак радиационной опасности.

На вторичную (потребительскую) упаковку гомеопатических лекарственных препаратов должна наноситься надпись: "Гомеопатический".

На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных растительных препаратов должна наноситься надпись: "Продукция прошла радиационный контроль".

На транспортную тару, которая не предназначена для потребителей и в которую помещено лекарственное средство, должна наноситься информация о наименовании, серии лекарственного средства, дате выпуска, количестве вторичных (потребительских) упаковок лекарственного средства, производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя лекарственного средства (адрес, в том числе страна и (или) место производства лекарственного средства), а также о сроке годности лекарственного средства и об условиях его хранения и перевозки, необходимые предупредительные надписи и манипуляторные знаки.

Соответственно, передача товара без соответствующей тары (упаковки), требования к которой установлены в документации о закупке может быть признана передачей товара ненадлежащего качества.

Если заказчик устанавливает требование, что поставляемый товар должен соответствовать изображению товара на поставку которого заключается контракт, то в документации о закупке обязательно указывается изображение поставляемого товара, позволяющее участнику закупки его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение.

Документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт.

При описании объекта закупки категорически не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара), требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом № 44-ФЗ.

В случае установления таких требований, контрольные органы в сфере закупок оценивают это, как нарушение ч. 3 ст. 33 и ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Раскрывая порядок описания объекта закупки, отдельно хотелось бы напомнить о соблюдении принципа обеспечения конкуренции и при установлении требований заказчикам не включать в документацию о закупке требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, в т.ч. путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений (ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, то есть описание, определение отличительных свойств, качеств такого объекта. Так же необходимо соблюдение принципа обеспечения конкуренции. Т.е., при установлении требований заказчикам не следует включать в документацию о закупке требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки (ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Обращаем Ваше внимание, что согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

В свою очередь, согласно ч.8 ст. 78 Закона № 273-ФЗ, порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Т.е., если данная программа обучения не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и не является дополнительной профессиональной программой в области информационной безопасности, то она самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. И, соответственно, любой потенциальный участник закупки сможет разработать программу обучения «под запрос» заказчика.

Таким образом, в данном случае считаем, указание в техническом задании на то, какие именно услуги необходимо закупить, не будет противоречить нормам Закона № 44-ФЗ. Т.е., такое описание программы курса будет наиболее полно раскрывать потребности заказчика и даст возможность потенциальным участникам закупки сформировать свои предложения.

Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Оформить подписку

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль