Сылка на номер в госреестре при закупке конкретного твара

43

Вопрос

Закупаем конкретное средство измерения. Можно ли не описывать качественные и технические характеристики оборудования, а сослаться на номер в Госреестре?

Ответ

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. *

В силу ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством РФ. *

Так, согласно пп. 4 п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения:

минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости). *
Таким образом, при описании объекта закупки целесообразно использовать информацию в отношении этого товара, указанную в размещенном на официальном сайте плане закупок.

Отметим, что Закон № 223-ФЗ не содержит иных требований к правилам описания объекта закупки.

Вместе с тем, в ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. *

Также при составлении описания объекта закупки можно использовать стандартные показатели, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.

Закон требует, чтобы заказчик установил свои требования:

  • к качеству;
  • к техническим характеристикам товара, работы, услуги;
  • к безопасности;
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работ;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Требования к качеству

Товар, услуги, работы могут иметь степень качества, т.е. быть более или менее качественными только в обыденном понимании. В юридическом смысле товар не может быть более или менее качественным. Он либо качественный, либо нет. Третьего не дано.

Характеристика "качественный" обозначает соответствие чему-то (техническому заданию, ГОСТ, СанПиН), отклонение от требований означает, что товар некачественный. Например, качество лекарственного средства - это всего лишь соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо, в случае ее отсутствия, нормативной документации или нормативного документа (ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"), т.е. юридически лекарство не может быть хорошего, не очень хорошего или плохого качества, оно либо качественное, либо некачественное. Иное невозможно, даже если в бытовом понимании какое-то лекарство кажется нам "некачественным".

Важно понимать, что характеристика "качественный" должна длиться во времени, т.е. товар (результат работ, результат услуг) соответствует требованиям по качеству, если он способен в течение определенного периода времени (как правило, в течение гарантийного срока) оставаться соответствующим техническому заданию, ГОСТ, СанПиН и проч.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлены следующие общие правила определения качества продукции (ст. 469, ст.721).

1. Поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), качество которого соответствует договору поставки, договору подряда. Проще говоря – должен быть передан такой товар, который описан в техническом задании. Предположим, по техническому заданию ткань спецодежды должна соответствовать определенному ГОСТу. По факту поставленная спецодежда не соответствует ГОСТу. Строго юридически эта спецодежда не может быть принята заказчиком, даже если она лучше, чем по ГОСТу. Несоответствие техническому заданию означает, что товар некачественный.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве поставщик (подрядчик) обязан передать товар (результат работ), пригодный для целей, для которых товар (результат работ) такого рода обычно используется, причем, если поставщик (подрядчик) при заключении договора был поставлен заказчиком в известность о конкретных целях приобретения товара (целях использования), поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), пригодный для использования именно в соответствии с этими целями.

3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству передаваемого товара (результатам работ), то поставщик обязан передать заказчику товар (результат работ), соответствующий этим обязательным требованиям.

4. Качество товара может определяться образцом, который был предварительно предложен продавцом и отобран покупателем (п. 3 ст. 469 ГК РФ).

Требования к техническим, функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара, работ, услуг

- по товарам. Подробное техническое задание скрупулезного заказчика содержит массу технических характеристик. Например, можно указать – "стеллаж 1800 х 2000". А можно дать развернутое описание стеллажа на нескольких страницах с десятью цветными эскизами, включая не только эскизы общего вида стеллажа, но и отдельные эскизы фурнитуры, скользящих роликов и т.д. В случаях закупки типовых товаров с множеством позиций в закупке, используются таблицы-спецификации.

- по услугам. Как правило, техническое задание содержит перечень оказываемых услуг с их описанием (в календарной последовательности или без таковой) и указание на то, что каждая из перечисленных услуг должна быть оказана в такие-то сроки, либо что услуги оказываются по мере необходимости по заявкам заказчика. В случаях закупки типовых услуг, связанных с непрерывным и постоянным обслуживанием зданий, оборудования и т.д. используется регламентный подход: заказчик разрабатывает регламент оказания услуг, где описаны ежедневные (еженедельные, ежемесячные) обязанности исполнителя по совершению определенных обязанностей с занесением их в журналы оказания услуг или иные отчетные документы по усмотрению заказчика.

- по работам. Как правило, техническое задание подготавливается в виде сметы, ведомости объемов работ (по сути - смета без цен), календарного плана и отдельного документа с описанием требования к применяемым материалам и оборудованию. В случае закупок работ, относящихся к строительной сфере (проектные работы, ремонты, строительство) следует особенно внимательно подойти к тексту технического задания. Основное содержание технического задания при закупках в строительной сфере указано в Таблице 1.

Что закупаем: Что в техническом задании:
Проектные работы Основа – результаты инженерных изысканий, задание на проектирование, обязанность проектировщика получить положительное заключение экспертизы

Текущий ремонт,

капитальный ремонт

Основа – ведомости объемов работ, локальные сметные расчеты, дефектные ведомости, чертежи, рисунки, требования к материалам и инженерному оборудованию
Реконструкция, строительство Основа – проектная документация с положительным заключением экспертизы

Таблица 1

Некоторые заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, задаются вопросом, можно ли указать в документации о закупке конкретный товарный знак – телефон Nokia, автомобиль Nissan и т.д., конкретизировав их требованиям к модели, комплектации, цвету и проч. Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить. В отличие от госзаказчиков, работающих по Закону о контрактной системе, заказчик, попадающий под действие Закона № 223-ФЗ, может прямо указывать товарный знак, производителя и даже страну происхождения продукции, желаемые заказчиком. *

Представляется, что нарушение закона будет иметь место только в той ситуации, когда на рынке определенной продукции имеется очень ограниченное количество участников (узкоспециальное оборудование, уникальные химикаты и т.д.), а заказчик в документации о закупке указал товарный знак только одного производителя без возможности поставки аналога. *

ФАС России, зарекомендовавшая себя как орган, максимально жестко понимающий и применяющий законодательство, может истолковать подобные требования в техническом задании во всех случаях как создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, а также как и нарушение принципа информационной открытости закупки (п. 1 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) и нарушение принципа равноправия, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 2 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

В случае если ФАС России действительно займет такую позицию, представляется, что она может быть успешно обжалована в суд. Так, суды нередко исходят из того, что даже если техническое задание заказчика сформулировано таким образом, что указывается товар конкретного производителя и конкретный товарный знак, то это не ограничивает конкуренцию, не создает никому преимущественных условий, так как в возможный круг участников торгов входят как производители конкретного товара, так и неограниченное количество его поставщиков (см. например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 2010 г. № ВАС-3470/10).

Обозначим некоторые дополнительные требования, которые традиционно включаются в техническое задание:

  • указание на то, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся, произведенным не ранее указанного года;
  • требования по комплектации;
  • требования к техническому обслуживанию товара в течение срока гарантии (гарантийное обслуживание);
  • требования по количеству, периодичности, сроку и месту поставок;
  • требования к шефмонтажу (монтаж осуществляется самим поставщиком);
  • требование о том, что специалисты поставщика должны провести обучение, инструктаж персонала заказчика;
  • указание на то, какая должна быть передана вместе с товаром документация и необходимое количество расходных материалов;
  • требования к остаточному сроку годности (обычно 70-80%).

Перечисленные требования не являются обязательными, заказчики часто используют не все, а лишь какие-то отдельные позиции из вышеназванных в различных комбинациях. В любом случае техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребности заказчика.

Требования к безопасности

Этот раздел традиционно вызывает вопросы у заказчика, подготавливающего техническое задание. На практике заказчик почти никогда сам не "изобретает" требования к безопасности. Как правило, он ссылается на технические регламенты, ГОСТ, СНиП или СанПин.

Пример:

  • закупая автотранспорт, заказчик ссылается на Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720);
  • закупая строительные материалы, заказчик ссылается на Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
  • закупая кефир, заказчик ссылается Технический регламент на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ);
  • закупая строительные работы, заказчик ссылается на необходимость выполнения работ в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, включенных Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р);
  • закупая обслуживание медицинской техники, заказчик ссылается на Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники" (утв. Минздравом РФ и Минпромнауки РФ 24 сентября, 10 октября 2003 г.).

Требования к размерам, упаковке, отгрузке товара

Обычно при установлении таких требований заказчики не сталкиваются с затруднениями. Заказчик устанавливает интересующие его размеры товара в точных значениях или в "коридорах": "от__ и до __", "высота не более ___", "ширина не менее ____". При использовании подобных значений важно не забыть затребовать в заявках от участников закупки сведений о точных значениях предложенной продукции, иначе будет неясно, какая характеристика должна быть включена в текст технического задания, прилагаемого к договору, заключаемому по итогам закупки.

Устанавливая требования к упаковке заказчики, как правило, сами детально описывают упаковку и ссылаются на нормативно-технические документы: например, на ГОСТ 30515-97. Требования к упаковке часто содержатся также в технических регламентах и профильных ГОСТ. Так, например, если при закупке пищевой продукции заказчик сослался на обязательное применение Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 401-ст), то упаковка должна будет соответствовать требованиям этого стандарта.

Таким образом, при описании объекта закупки целесообразно использовать информацию в отношении этого товара, указанную в размещенном на официальном сайте плане закупок.

В свою очередь, Закон № 223-ФЗ не содержит иных требований к правилам описания объекта закупки.

И соответственно, если Ваше Положение о закупке «позволяет» в описании объекта закупки ссылаться на сведения из Государственного реестра средств измерений и информация о «номере» из Госреестра отражена в плане закупок, то считаем возможным сослаться на такой номер в документации о закупке (без подробного описания характеристик товара).

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

План закупки товаров (работ, услуг), в том числе, содержит минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости). (пп. 4 п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932).

Таким образом, при описании объекта закупки целесообразно использовать информацию в отношении этого товара, указанную в размещенном на официальном сайте плане закупок.

Закон № 223-ФЗ не содержит иных требований к правилам описания объекта закупки.

И соответственно, если Ваше Положение о закупке «позволяет» в описании объекта закупки ссылаться на сведения из Государственного реестра средств измерений и информация о «номере» из Госреестра доступна в открытом доступе и отражена в плане закупок, то считаем возможным сослаться на такой номер в документации о закупке (без подробного описания характеристик товара).

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль