Допсоглашение в рамках заключенного контракта по 223-ФЗ на замену объекта закупки

1270

Вопрос

Можно ли в рамках 223 ФЗ при работе по заключенному договору, в котором прописывались закупаемые позиции, например шины и указаны типоразмеры, заключить доп.соглашение на поставку шин определенного типоразмера, который ранее в договоре не фигурировал, т.е. на конкурс данная позиция не выносилась. И имеется ли судебная практика признания таковой закупки не действительной и какой штраф грозит?

Ответ

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Т.е. возможно изменить количество закупаемых шин той же марки, их цену, срок поставки.

Но, изменение предмета договора (объекта закупки), согласно требований Закона № 223-ФЗ - невозможно.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Т.е. возможно изменить количество закупаемых шин той же марки, их цену, срок поставки, но не предмет закупки.

Т.е. если закупались одни шины, а заказчик хочет их заменить на другие, по нашему мнению это неправомерно. Т.к. «новые» шины не входили в предмет проведенной закупки, и не указывались в извещении и документации, следовательно, в рамках уже заключенного договора их поставка не представляется возможным.

Как видно из норм Закона № 223-ФЗ, данный закон не содержит запрета на изменение цены договора, который уже исполняется.

Например, организацией была проведена конкурентная процедура закупки услуг, например, по поливке дорожного полотна (летние виды работ), по итогам которой и был определен победитель. К примеру, "зимние виды работ" не входили в предмет проведенной закупки, и не указывались в извещении и документации, следовательно, в рамках уже заключенного договора выполнение этих работ не представляется возможным. В ином случае, такие действия нарушат не только нормы Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), но и действующее антимонопольное законодательство РФ.

На основании вышеизложенного, рекомендуется провести новую процедуру закупки необходимых организации услуг с соблюдением Закона № 223-ФЗ и Положения о закупках. Исходя из этого, изменение предмета договора, согласно требований Закона № 223-ФЗ - невозможно.

Т.е. если закупались одни шины, а заказчик хочет их заменить на другие, по нашему мнению это неправомерно. Т.к. «новые» шины не входили в предмет проведенной закупки, и не указывались в извещении и документации, следовательно, в рамках уже заключенного договора их поставка не представляется возможным.

В свою очередь, согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Т.е. возможно изменить количество закупаемых шин той же марки, их цену, срок поставки, но не предмет закупки.

Вместе с тем, согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 этой же статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

  1. способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
  2. наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  3. предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  4. место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  6. срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  7. место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 14.08.2015 № Д28и-2349

«…В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Вместе с тем объем работы является количественной характеристикой выполняемых подрядчиком действий и их результата, тогда как вид работ - это характеристика деятельности, предмета договора.

Таким образом, изменение видов работ (услуг) по договору, заключенному по итогам закупки, нельзя считать изменением объема товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в случаях, установленных частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ….»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДВО от 06.11.2014 №№ Ф03-4277/2014, А80-486/2013

«…Статьей 4 Закона о закупках, устанавливающей условия и порядок осуществления информационного обеспечения закупки, а именно частью 5 данной нормы, предусмотрено требование о размещении на официальном сайте информации об изменении при заключении и исполнении договора объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 утверждено Положение о размещении на официальном сайте информации о закупках, которым регламентирован порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Разделом 6 данного Положения установлен Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора (пункты 42-43).

Таким образом, законодательством о закупках предусмотрена возможность при заключении и исполнении договора изменить объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов.

Обязательным условием реализации данного права является размещение в единой информационной сети (в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор) информации об изменении договора с указанием измененных условий.

Суды, признавая подпункты 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» незаконными, указали на предоставление данными нормами заказчику права произвольного изменения условий договора, усмотрев в этом нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако суды фактически исходили из предположения о возможном недобросовестном поведении заказчика при реализации содержащихся в обжалуемых пунктах правил, установленных в соответствии с законодательством о закупках. Указанное в силу главы 24 АПК РФ, в рамках которой рассмотрено заявленное требование, не может служить основанием для его удовлетворения.

Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется.

При названных обстоятельствах оспариваемые подпункты 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» необоснованно признаны судами незаконными.

Поскольку в сложившейся ситуации указанный вопрос разрешен судами с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства по делу судами установлены достаточно полно и дополнительного исследования материалов дела не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в этой части.

Относительно признания незаконным пункта 10.2.1.8 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб», вывод судебных инстанций о его несоответствии части 9 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, как огранивающего право на обжалование конкурсной документации, является правильным. Доводы кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению…»

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 14.08.2015 № Д28и-2349

«…В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Вместе с тем объем работы является количественной характеристикой выполняемых подрядчиком действий и их результата, тогда как вид работ - это характеристика деятельности, предмета договора.

Таким образом, изменение видов работ (услуг) по договору, заключенному по итогам закупки, нельзя считать изменением объема товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в случаях, установленных частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ….»

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 04.08.2015 № Д28и-2250

«…Положения Закона № 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При этом согласно части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить случаи внесения изменений в извещение о закупке и документацию о закупке.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, заказчик не вправе изменять предмет заключенного договора...»

Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Оформить подписку

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль