Последовательность и содержание этапов двухэтапного конкурса

115

Вопрос

В Законе 44-ФЗ очень поверхностно освещен порядок проведения двухэтапного конкурса. Расскажите, пожалуйста, какова конкретная последовательность и содержание этапов проведения двухэтапного конкурса, начиная с момента публикации извещения о проведении двухэтапного конкурса и заканчивая заключением контракта. Спасибо.

Ответ

Особенности проведения двухэтапного конкурса изложены в ст. 57 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Далее, на первом этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в двухэтапном конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Результаты состоявшегося на первом этапе обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе, который подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии по окончании первого этапа конкурса и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются в единой информационной системе (ч. 7 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

В свою очередь, на втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки (ч. 12 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

При этом, участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса (ч. 13 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, из буквального толкования ч. 12 ст. 57 Закона № 44-ФЗ следует вывод, что отклонение заявки участника возможно только по результатам проведения второго этапа двухэтапного конкурса.

Какой срок отводится участникам для подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе?

Особенности проведения двухэтапного конкурса изложены в ст. 57 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 12 ст. 57 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, на втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями ст. 44 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 14 ст. 57 Закона № 44-ФЗ, окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе подаются участниками первого этапа двухэтапного конкурса, рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса в сроки, установленные для проведения открытого конкурса и исчисляемые с даты вскрытия конвертов с окончательными заявками на участие в двухэтапном конкурсе.

Таким образом, речь идет об окончательных заявках на участие в двухэтапном конкурсе. Т.е. они подаются, как "обычные" в открытом конкурсе. Перефразируя можно сказать, что с даты вскрытия конвертов с окончательными заявками на участие в двухэтапном конкурсе, проводится "обычный" конкурс с его сроками и требованиями. Соответственно, дата вскрытия конвертов с окончательными заявками (дата окончания подачи таких заявок) должна быть не позднее 20 дней с даты направления приглашений представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. Срок направления приглашений четко нормами Закона № 44-ФЗ не установлен, его необходимо указать в документации о закупке.

Какие типы протоколов доступны в двухэтапном конкурсе?

В настоящее время для способа определения поставщика "Двухэтапный конкурс" реализованы следующие протоколы:

  1. Протокол первого этапа двухэтапного конкурса.
  2. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в первом этапе двухэтапного конкурса и открытия доступа к подданным в форме электронных документов заявкам.
  3. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие во втором этапе двухэтапного конкурса и открытия доступа к подданным в форме электронных документов заявкам.
  4. Протокол предквалификационного отбора.
  5. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в двухэтапном конкурсе.
  6. Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в двухэтапном конкурсе.
  7. Протокол отказа от заключения контракта.

В каких случаях следует применять открытый конкурс, а в каких - двухэтапный конкурс или конкурс с ограниченным участием по Закону о контрактной системе?

Главная отличительная черта конкурса с ограниченным участием – это возможность установить к участникам дополнительное требование (которое вводится Правительством РФ).

Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Другими словами, конкурс с ограниченным участием - это разновидность конкурса, применяемая для определенного вида закупок товаров, работ, услуг, установленных в ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе.

Основное отличие открытого конкурса от конкурса с ограниченным участием - это дополнительное требование к участникам закупки, которое устанавливается Правительством РФ. Предквалификационный отбор проходит сначала именно по этому дополнительному требованию. Следует помнить, что дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Главное отличие двухэтапного конкурса от других видов конкурсов – это возможность заказчика на втором этапе уточнить условия закупки.

Согласно ч. 1 ст. 57 Закона о контрактной системе под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Двухэтапный конкурс – это разновидность конкурса, применяемая для определенного вида закупок товаров, работ, услуг, установленных в ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе. На первом этапе двухэтапного конкурса участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

Этапы двухэтапного конкурса:

согласно ч. 5 ст. 57 Закона о контрактной системе на первом этапе конкурсная комиссия проводит с участниками, подавшими первоначальные заявки на участие, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников в отношении объекта закупки;
согласно ч. 12 ст. 57 Закона о контрактной системе на втором этапе конкурсная комиссия предлагает всем участникам первого этапа представить окончательные заявки на участие с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями ст. 44 Закона о контрактной системе.
Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса

Комментируемая статья оопределяет особенности проведения двухэтапного конкурса, который входит в число новых способов осуществления закупок, введенных Законом о контрактной системе.

В части 1 данной статьи определены основные черты двухэтапного конкурса. Во-первых, этот способ определен как конкурс, следовательно, к двухэтапному конкурсу применимы положения ст. 48-55 Закона о контрактной системе в части, непротиворечащей комментируемой статьей. Во-вторых, информация о двухэтапном конкурсе сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, следовательно, данный способ закупки в общем случае является открытым. В-третьих, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования, таким образом, к двухэтапному конкурсу можно применять положения ст. 56 в части проведения предквалификации. В-четвертых, победителем двухэтапного конкурса признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в т. ч. прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Таким образом, для победы в двухэтапном конкурсе участинку необходимо не только подать заявку с лучшим предложением на втором этапе, но и в обязательном порядке принять участие в обсуждении объекта закупки на первом этапе.

Частью 2 рассматриваемой статьи определены условия, при которых заказчику предоставляется право провести двухэтапный конкурс:

  • конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т. ч. архитектурностроительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

В соответствии с частью 3 анализируемой статьи определено, что двухэтапный конкурс проводится в соответствии с положениями Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса, при этом учитываются особенности, определенные данной статьей. В отношении порядка и сроков размещения извещения о проведении двухэтапного конкурса и конкурсной документации рассматриваемая часть полностью отсылает к статьям 49 и 50 Закона о контрактной системе. Кроме того, эта часть отсылает к положениям статьи 56 указанного Закона, касающимся проведения предквалификационного отбора (в случае, если заказчиком установлены дополнительные требования к участникам конкурса), предписывая при этом учитывать особенности, определенные комментируемой статьей.

Особенности проведения первого этапа двухэтапного конкурса урегулированы в частях 4–11 статьи 57 Закона о контрактной системе:

  • часть 4 устанавливает, что на первом этапе двухэтапного конкурса участники этого конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе. В первоначальных заявках указываются предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставления обеспечения первоначальной заявки не требуется, так как участники имеют право отказаться от участия во втором этапе;
  • в части 5 определено содержание первого этапа двухэтапного конкурса: конкурсная комиссия проводит с участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников конкурса в отношении объекта закупки. Обсуждение ведется с участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в конкурсе, которые соответствуют положениям Закона о контрактной системе. Конкурсная комиссия при обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса должна обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. Кроме того, предусмотрено, что на обсуждении предложения каждого участника конкурса вправе присутствовать все его участники, таким образом минимизируются риски сговора между участником и заказчиком путем установления требований к объект закупки, приводящих к необоснованному ограничению количества участников;
  • часть 6 устанавливает предельный срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса, который не должен превышать 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие в таком конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов первоначальным заявкам на участие в таком конкурсе;
  • в части 7 статьи предусмотрена необходимость составления конкурсной комиссией протокола первого этапа двухэтапного конкурса, в котором должны быть зафиксированы результаты обсуждения, состоявшегося на первом этапе двухэтапного конкурса. Указанный протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии по окончании первого этапа такого конкурса и размещается в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.

Частью 8 комментируемой статьи установлены требования к содержанию протокола первого этапа двухэтапного конкурса. В этом протоколе указываются:

  • информация о месте, дате и времени проведения первого этапа двухэтапного конкурса;
  • наименование (для юридического лица);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника такого конкурса, конверт с заявкой которого на участие в таком конкурсе вскрывается и (или) доступ к поданным в форме электронных документов заявкам которого открывается;
  • предложения в отношении объекта закупки.

В части 9 анализируемой статьи предусмотрено право заказчика уточнить условия закупки по результатам первого этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе первого этапа такого конкурса. При этом заказчиком могут быть уточнены:

  • любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям Закона о контрактной системе;
  • любой отмеченный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить эти критерии новыми критериями, отвечающими требованиям Закона о контрактной системе, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки. Таким образом, дополнительные критерии оценки могут быть установлены только в том случае, если заказчик внес изменения к какие-либо функциональные, технические, качественные или эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

Таким образом, дополнительные критерии оценки могут быть установлены только в том случае, если заказчик внес изменения в какие-либо функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики объекта закупки.

В соответствии с частью 10 комментируемой статьи двухэтапный конкурс признается несостоявшимся в случае, если по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом этапе двухэтапного конкурса, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям. В таком случае в соответствии с ч. 5 ст. 55 Закона о контрактной системе заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

Как указано в части 11 рассматриваемой статьи, устанавливает, что, заказчик направляет участникам закупки приглашения на участие во втором этапе двухэтапного конкурса при условии, что эти участники приняли участие на первом этапе. При этом в приглашениях заказчик обязан указать в приглашениях информацию о любом уточнении условий закупки по результатам первого этапа двухэтапного конкурса. Кроме того, установлено, что данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, в день направления указанных приглашений;

Частями 12–14 статьи 57 Закона о контрактной системе регламентируется порядок проведения второго этапа двухэтапного конкурса.

Согласно части 12 данной статьи второй этап двухэтапного конкурса начинается с приглашения конкурсной комиссии, адресованного всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. В окончательной заявке участники указывают цену контракта с учетом уточненных после первого этапа двухэтапного конкурса условий закупки. Кроме того, в комментируемой части предусмотрено установление при проведении второго этапа двухэтапного конкурса требования об обеспечении указанных окончательных заявок в размере от 0,5 до 5 процентов от начальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 44 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 13 анализируемой статьи участнику двухэтапного конкурса, принявшему участие в проведении его первого этапа, предоставляется право отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса. При этом никаких последствий такого отказа для участника не предусмотрено. Данная норма обусловлена тем, что в ходе обсуждения объекта закупки заказчик может внести изменения в конкурсную документацию, в связи с чем некоторые участники закупки, возможно, не смогут поставить (выполнить, оказать) товары (работы, услуги) с уточненными характеристиками.

Частью 14 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок и сроки подачи участниками первого этапа двухэтапного конкурса окончательных заявок, рассмотрения и оценки конкурсной комиссией этих окончательных заявок осуществляются в соответствии с положениями о проведении открытого конкурса. При этом предусмотрена единственная особенность: срок рассмотрения и оценки окончательных заявок подлежит исчислению с даты вскрытия конвертов с окончательными заявками. Таким образом, второй этап двухэтапного конкурса фактически представляет собой открытый конкурс и проводится в соответствии со ст. 48-55 Закона о контрактной системе.

Часть 15 рассматриваемой статьи определяет следующие случаи, в которых двухэтапный конкурс признается несостоявшимся:

  • если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка;
    если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтаном конкурсе не подано ни одной такой заявки;
  • если только одна окончательная заявка признана соответствующей комментируемому Закону и конкурсной документации;
  • если конкурсная комиссия отклонила все окончательные заявки.
    При этом в случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса (ч. 6 ст. 55). В случае же, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ч. 7 ст. 55)

Допускаются ли все участники двухэтапного конкурса, подавшие заявку на первом этапе, ко второму этапу?

Вопрос - ответ размещен в Открытой части Официального сайта ЕИС в разделе " Вопросы и ответы"

При проведении двухэтапного конкурса все участники, принявшие участие в проведении первого этапа (за исключением участников, не прошедших предквалификационный отбор) вправе принять участие во втором этапе двухэтапного конкурса.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о контрактной системе под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в т. ч. прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Во-первых, поскольку этот способ определен как конкурс, следовательно, к двухэтапному конкурсу применимы положения ст. 48–55 Закона о контрактной системе в части, не противоречащей ст. 57 Закона о КС.

Во-вторых, информация о двухэтапном конкурсе сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, следовательно, данный способ закупки в общем случае является открытым.

В-третьих, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования, таким образом, к двухэтапному конкурсу можно применять положения ст. 56 Закона о КС в части проведения предквалификации.

В-четвертых, победителем двухэтапного конкурса признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в т. ч. прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Условия, при которых заказчику предоставляется право провести двухэтапный конкурс, определены ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе:

  • конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т. ч. архитектурностроительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Таблица.
Способы и особенности определения поставщиков при закупке НИР, инновационной, высокотехнологической продукции по Закону о контрактной системе:

Открытый конкурс Конкурс с ограниченным участием Двухэтапный конкурс
Ст. 48
Закона о
контрактной системе
Ст. 56 Закона о контрактной системе Ст. 56 Закона о контрактной системе
Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц и к участникам закупки предъявляются единые требования. Это основной способ закупки:
согласно п. 2 ст. 48 Закона о КС заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о КС
Возможность для заказчика установить дополнительное требование к участникам закупки (введенное Правительством РФ). Конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, когда к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о КС, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о КС. Дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием

Возможность для заказчика на втором этапе уточнить условия закупки. Конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, когда к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в т. ч. прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа. На первом этапе участники обязаны представить первоначальные заявки, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.
Этапы двухэтапного конкурса:

  • согласно ч. 5 ст. 57 Закона о контрактной системе на первом этапе конкурсная комиссия проводит с участниками, подавшими первоначальные заявки на участие, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников в отношении объекта закупки;
  • согласно ч. 12 ст. 57 Закона о контрактной системе на втором этапе конкурсная комиссия предлагает всем участникам первого этапа представить окончательные заявки на участие с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями ст. 44 Закона о КС

Согласно ч. 2 ст. 56 Закона о КС применяется в случаях:

  • если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56, Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о КС путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о КС в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием

Согласно ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе
используется для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т. ч. архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности)

Каковы правила проведения каждого этапа?

Особенности проведения первого этапа двухэтапного конкурса урегулированы в ч. 4–11 ст. 57 Закона о контрактной системе.

Часть 4 устанавливает, что на первом этапе двухэтапного конкурса участники этого конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе. В первоначальных заявках указываются предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставления обеспечения первоначальной заявки не требуется, т. к. участники имеют право отказаться от участия во втором этапе.

В части 5 определено содержание первого этапа двухэтапного конкурса: конкурсная комиссия проводит с участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников конкурса в отношении объекта закупки. Обсуждение ведется с участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в конкурсе, которые соответствуют положениям Закона о контрактной системе. Конкурсная комиссия при обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса должна обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. Кроме того, предусмотрено, что на обсуждении предложения каждого участника конкурса вправе присутствовать все его участники, таким образом минимизируются риски сговора между участником и заказчиком путем установления требований к объекту закупки, приводящих к необоснованному ограничению количества участников.

Часть 6 устанавливает предельный срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса, который не должен превышать 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие в таком конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов первоначальным заявкам на участие в таком конкурсе.

В части 7 ст. 57 предусмотрена необходимость составления конкурсной комиссией протокола первого этапа двухэтапного конкурса, в котором должны быть зафиксированы результаты обсуждения, состоявшегося на первом этапе двухэтапного конкурса. Указанный протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии по окончании первого этапа такого конкурса и размещается в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.

Частью 8 установлены требования к содержанию протокола первого этапа двухэтапного конкурса. В этом протоколе указываются:

  • информация о месте, дате и времени проведения первого этапа двухэтапного конкурса;
  • наименование (для юридического лица);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника такого конкурса, конверт с заявкой которого на участие в таком конкурсе вскрывается и (или) доступ к поданным в форме электронных документов заявкам которого открывается;
  • предложения в отношении объекта закупки.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Таким образом, дополнительные критерии оценки могут быть установлены только в том случае, если заказчик внес изменения в какие-либо функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики объекта закупки.

В части 9 ст. 57 Закона о КС предусмотрено право заказчика уточнить условия закупки по результатам первого этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе первого этапа такого конкурса. При этом заказчиком могут быть уточнены:

  • любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям Закона о контрактной системе;
  • любой отмеченный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить эти критерии новыми критериями, отвечающими требованиям Закона о контрактной системе, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

Как указано в ч. 11 данной статьи, заказчик направляет участникам закупки приглашения на участие во втором этапе двухэтапного конкурса при условии, что эти участники приняли участие на первом этапе. При этом заказчик обязан указать в приглашениях информацию о любом уточнении условий закупки по результатам первого этапа двухэтапного конкурса. Кроме того, установлено, что данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, в день направления указанных приглашений.

Частями 12–14 ст. 57 Закона о контрактной системе регламентируется порядок проведения второго этапа двухэтапного конкурса.

Согласно ч. 12 данной статьи второй этап двухэтапного конкурса начинается с приглашения конкурсной комиссии, адресованного всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. В окончательной заявке участники указывают цену контракта с учетом уточненных после первого этапа двухэтапного конкурса условий закупки. Кроме того, в ч. 12 предусмотрено установление при проведении второго этапа двухэтапного конкурса требования об обеспечении указанных окончательных заявок в размере от 0,5 до 5% от начальной цены контракта в соответствии с положениями ст. 44 Закона о контрактной системе.

ВАЖНО!
В соответствии с ч. 13 участнику двухэтапного конкурса, принявшему участие в проведении его первого этапа, предоставляется право отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса. При этом никаких последствий такого отказа для участника не предусмотрено.

Данная норма обусловлена тем, что в ходе обсуждения объекта закупки заказчик может внести изменения в конкурсную документацию, в связи с чем некоторые участники закупки, возможно, не смогут поставить (выполнить, оказать) товары (работы, услуги) с уточненными характеристиками.

Частью 14 предусмотрено, что порядок и сроки подачи участниками первого этапа двухэтапного конкурса окончательных заявок, рассмотрения и оценки конкурсной комиссией этих окончательных заявок осуществляются в соответствии с положениями о проведении открытого конкурса. При этом предусмотрена единственная особенность: срок рассмотрения и оценки окончательных заявок подлежит исчислению с даты вскрытия конвертов с окончательными заявками.

Таким образом, второй этап двухэтапного конкурса фактически представляет собой открытый конкурс и проводится в соответствии со ст. 48–55 Закона о контрактной системе.

В каких случаях двухэтапный конкурс признается несостоявшимся и каковы последствия такого признания?

В соответствии с ч. 10 ст. 57 Закона о контрактной системе двухэтапный конкурс признается несостоявшимся в случае, если по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом этапе двухэтапного конкурса, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям. В таком случае в соответствии с ч. 5 ст. 55 Закона о контрактной системе заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

Часть 15 ст. 57 Закона о КС определяет следующие случаи, в которых двухэтапный конкурс признается несостоявшимся:

  • если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка;
  • если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки;
  • если только одна окончательная заявка признана соответствующей Закону о КС и конкурсной документации;
  • если конкурсная комиссия отклонила все окончательные заявки.

При этом в случае, если двухэтапный конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса (ч. 6 ст. 55 Закона о КС).

В случае же, если двухэтапный конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Закона о КС и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона о КС и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ч. 7 ст. 55 Закона о КС).

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль