Закупки у единственного поставщика

541

Вопрос

Предусмотрена ли ответственность за осуществление закупки у единственного поставщика с целью ухода от других способов закупки?

Ответ

Решение УФАС по Псковской области по делу № 82/18.1/15-ТР от 28 января 2016 г.

«…Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/.

Заявитель обжалует следующие действия организатора торгов:

- не обоснованный выбор способа закупки у единственного поставщика в отсутствие объективной невозможности применить иные способы закупки.

По мнению Заявителя, проведение закупочных процедур в соответствии с главой 14 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд организатора торгов, противоречит принципам и целям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в части ограничения возможности участия в закупочных процедурах, а также необоснованного выбора способа проведения процедуры в отсутствие объективной невозможности применить иные способы закупки.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Организатор торгов не согласился с доводами, изложенными в жалобе, считает их необоснованными в связи с нижеследующем:

Главой 14 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГП ПО "П" (далее - Положение) установлен перечень случаев, при которых организатором торгов принимается решение о проведении закупки путем размещения заказа у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур.

В соответствии с Приказом И.о. генерального директора Предприятия № 2329 от 06.11.2015 с целью совершенствования закупочной деятельности Предприятия были внесены изменения в Положение, а именно: заключение договоров на оказание финансовых услуг, расчетно-кассовое обслуживание, включая услуги инкассации, выпуск и обслуживание банковских карт, прием (перевод) денежных средств от юридических лиц, выдача банковской гарантии, займа, финансовой аренды (лизинга), а также заключение обязательных сопутствующих договоров и иные услуги, были включены в перечень, предусматривающий проведение закупок у единственного поставщика.

Таким образом, по мнению организатора торгов, им не было допущено нарушений действующего законодательства о закупках при проведении рассматриваемых закупочных процедур.

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителя Организатора торгов, представителя Заявителя, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Организатором рассматриваемых закупок является Государственное предприятие Псковской области "П", которое при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Федеральным законом от 18.06.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом директора от 04.03.2014.

21.12.201 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31503119007 о проведении закупки у единственного поставщика, направленной на заключение договора финансовой аренды (лизинга) на приобретение пяти автобусов марки ПАЗ 32053, максимальная цена договора составляла 8 521 736 рублей 85 копеек. Согласно извещению, закупочная комиссия приняла решение осуществить закупку у ЗАО "А".

21.12.201 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 31503118963 о проведении закупки у единственного поставщика, направленной на заключение договора финансовой аренды (лизинга) на приобретение пяти автобусов марки ПАЗ 32054 и четырех автобусов марки King Long XMQ 6127C, максимальная цена договора составляла 67 673 383 рубля 90 копеек. Согласно извещению, закупочная комиссия приняла решение осуществить закупку у ЗАО "В".

2. Комиссия считает, что доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными в связи с нижеследующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с п. 2.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд организатора торгов положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность Предприятия, положение распространяется на все закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд Предприятия.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно ч. 1 Положения закупка у единственного поставщика - это процедура закупки, в результате которой заказчиком заключается договор с определенным им поставщиком без проведения конкурентных процедур выбора.

Согласно п. 5.2 Положения приоритетными способами закупки являются открытый аукцион и открытый конкурс. Иные способы закупки применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Положением.

Раздел 14 Положения устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно осуществить закупку у единственного поставщика.

В случае использования данного способа заключения договора заказчик обязан обосновать в документальном отчете невозможность (нецелесообразность) использования иных способов осуществления закупок, цену договора и иные существенные условия.

В соответствии с Приказом И.о. генерального директора Предприятия № 2329 от 06.11.2015 с целью совершенствования закупочной деятельности Предприятия были внесены изменения в Положение, а именно: заключение договоров на оказание финансовых услуг, расчетно-кассовое обслуживание, включая услуги инкассации, выпуск и обслуживание банковских карт, прием (перевод) денежных средств от юридических лиц, выдача банковской гарантии, займа, финансовой аренды (лизинга), а также заключение обязательных сопутствующих договоров и иные услуги, были включены в перечень, предусматривающий проведение закупок у единственного поставщика.

Таким образом, заказчиком 06.11.2015 были внесены соответствующие изменения в Положение, согласно которым осуществление закупки услуг финансовой аренды (лизинга) возможно реализовать у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур.

Комиссией установлено, что рассматриваемые закупки входят в перечень закупок, осуществление которых, согласно Положению, производится путем закупки у единственного поставщика, с учетом внесенных изменений.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по существу.

3. В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган при рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не ограничен доводами, указанными в жалобе, и проверяет торги в полном объеме. Антимонопольный орган не ограничен пределами поступившего в его адрес обращения заинтересованного лица, а исследует и оценивает на предмет соответствия нормативным требованиям все совершенные в ходе оспариваемых торгов действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Комиссия Псковского УФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом иных выявленных нарушений, а именно:

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках определен Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 "Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке".

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 "Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" (далее - Постановление № 908) размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

План закупок товаров, работ, услуг для нужд ГП ПО "П" утвержден Приказом и.о. генерального директора № 2836 от 30.12.2014.

План закупок учреждения на 2015 год размещен на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru 30.12.2014.

План закупок для нужд ГП ПО "П" содержат перечень закупок, большая часть которых осуществляется у единственного поставщика.

По мнению комиссии, действия по осуществлению закупок исключительно у единственного поставщика содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, согласно которого одним из основных принципов при закупке является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В действиях Организатора торгов по осуществлению закупочной деятельности исключительно у единственного поставщика Комиссия Псковского УФАС России усматривает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам. В соответствии с частью 1 статьи 17 при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Псковского УФАС России,

решила:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Б" необоснованной.

2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях.

3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Считаем, что в данном случае закупочная деятельность исключительно у единственного поставщика может говорить о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В ч.1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указано, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Ч.5 ст. 17 Закона № 135-ФЗ указывает, что Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Т.е., после размещения информации о заключенном договоре с единственным поставщиком может поступить жалоба от потенциального участника закупки, например в УФАС, на ограничение конкуренции.

В ч.1.2 ст. 28.1 КоАП РФ указывается, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

А статья 14.40 КоАП РФ в свою очередь, говорит о нарушениях антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности. Соответственно, поступившая жалоба может стать «поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях».

К данному ответу приложено решение УФАС по Псковской области по делу № 82/18.1/15-ТР от 28 января 2016 г. В данном случае Заявитель обжалует не обоснованный выбор способа закупки у единственного поставщика в отсутствие объективной невозможности применить иные способы закупки.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль