Заявка без указания количества поставляемого товара

252

Вопрос

Правомерно ли отстранить первую часть заявки на поставку товара если в данной заявке не указано количество поставляемого товара?

Ответ

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, на соответствие требованиям,установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ указано, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

  1. непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
  2. несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

  • согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Если в документации об электронном аукционе указано торговое наименование товара, но не указаны наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

То есть, если заказчик решил указать в документации об электронном аукционе товарный знак, он должен указать наименование страны происхождения товара, тогда участник электронного аукциона при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе сможет или просто выразить согласие (даже если у заказчика на ряд товаров установлены параметры эквивалентности, так как своим согласием он выразить согласие на поставку товара с тем торговым знаком и страной происхождения, которые указаны в документации об электронном аукционе). В случае, если в документации также содержаться товары без указания на товарный знак и без указания на наименование страны происхождения, то первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать согласие на товары, на которые есть указание на товарный знак и наименование страны происхождения, а на остальные товары – конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В случае, если в документации об электронном аукционе установлен только товарный знак (или не указал его), но заказчик по каким-либо причинам не указал наименование страны происхождения товара, то, по нашему мнению, участник закупки при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе должен руководствоваться пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Напоминаем, что согласно ч. 1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Аукционная комиссия должна руководствоваться при рассмотрении первой части заявки на участие в электронном аукционе именно тем, что написано в документации об электронном аукционе.

Если, например, в документации об электронном аукционе не содержится указания ни та товарный знак, ни на наименование страны происхождения товара, то участник электронного аукциона должен указать обязательно конкретные показатели и наименование страны происхождения товара.

В остальных случаях участник электронного аукциона мог просто выразить свое согласие на поставку товара, указание на товарный знак (например) и наименование страны происхождения которого содержатся в документации об электронном аукционе.

Участник электронного аукциона может выразить только свое согласие на поставку указанного в документации об электронном аукционе товара, если в документации об электронном аукционе указан товарный знак (например) и наименование страны происхождения товара.

При этом также не имеет правового значения "форма" согласия. Принимается согласие и в бумажном виде и полученное путем "проставлении галочки" на площадке. Так, например, в Решении Костромского УФАС России № от 21 мая 2014 г. № 12-10-64/64 делается вывод, что "в случае если в соответствии с требованиями п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона №44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, и интерфейсом электронной площадки, на котором размещена закупка, предусмотрена возможность выразить свое согласие в виде проставления "галочки" в соответствующем поле, то указанных действий участника закупки достаточно для выражения согласия на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе".

Описание объекта закупки

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В свою очередь, например, в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Необходимо отметить, что описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ разграничено в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ со сроком поставки товара: "краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования".

То есть, количество товара – это одно из условий контракта, а не показатели (которые должны быть "конкретными"), по которым "оценивается" первая часть заявки на участие в электронном аукционе, поэтому аукционная комиссия должна допустить данного участника к участию в электронном аукционе. В случае, если данный участник электронного аукциона будет признан победителем электронного аукциона, в проект контракта следует включать то количество, которое указано в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе.

В настоящее время в силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. Как и ранее, требований к полноте инструкции Закона № 44-ФЗ не устанавливается.

Неясно, показатели каких товаров указывать в заявке

Как показывает практика рассмотрения жалоб участников закупок, позиция ФАС России по вопросу надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не изменилась.

Например, рассматривая жалобу участника закупок на необоснованное решение аукционной комиссии об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе (см. решение ФАС России от 30 мая 2014 г. по делу № К-870/14), ФАС России признала действия аукционной комиссии неправомерными по причине того, что в документации об аукционе отсутствовала надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе: участники закупки, в т. ч. заявитель, не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в аукционе. В аукционной документации было установлено, что описание товаров, предлагаемых участником закупки для поставки, производится по полному перечню показателей, установленных в технической части, и должно содержать указание на товарный знак таких товаров, не допуская двойного толкования и употребления словосочетания "или эквивалент".

На заседании Комиссии ФАС России было установлено, что в технической части содержится перечень работ с использованием товаров, например: "п. 27. Установка стальной гильзы и фартука при обделке мест примыкания мягкой кровли". При этом из установленной в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки не представляется возможным определить, показатели каких именно товаров, содержащихся в приложение № 2 "Сметная документация", необходимо указать в заявке на участие в аукционе. Таким образом, отсутствие в документации об аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ.

Неясно, какие характеристики указывать в диапазоне, какие – конкретным значением

Аналогичный вывод об отсутствии в документации об аукционе на выполнение подрядных работ надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе был сделан в решении ФАС России от 26 мая 2014 г. по делу № К-829/14. Так, в разделе 3 "Инструкция по заполнению заявки участником аукциона" документации об аукционе заказчиком было установлено в т. ч. следующее: "Участник закупки представляет информацию о конкретных показателях используемого товара в соответствии с требованиями, установленными в приложении № 4 к настоящей документации об аукционе. В случае если в приложении № 4 указаны максимальные (не более, менее) и (или) минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом", участником данные показатели должны быть конкретизированы, т. е. без указания слов "не менее" ("не более"), "менее" ("более"), "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до", "<", ">", "/", "должен", "не выше", "не ниже" или их производные, "от", "до", "или".

Однако установленная заказчиком в документации об аукционе инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме не позволяет корректно заполнить заявку на участие в нем и определить, какие сведения необходимо указать участнику закупки при формировании первой части заявки на участие. Так, например, в соответствии с приложением № 4 "Перечень материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ" документации об аукционе в п. 8 заказчик установил в т. ч. следующие требования к используемым при проведении работ "Щебень из природного камня для строительных работ": "Марка 800, фракция 10–20 мм"; "Горячекатаная арматурная сталь, диаметр 8–16 мм".

При рассмотрении жалобы в ФАС России представители заказчика пояснили, что показатели по фракции щебня должны быть конкретизированы в диапазонном промежутке, а по диаметру стали необходимо указать конкретный показатель.

Таким образом, инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме не позволяет определить, какие характеристики участникам закупки в заявке на участие в нем необходимо указывать в диапазоне, какие характеристики необходимо указывать конкретным значением.

Указанное конкретное значение не соответствует требованиям документации об аукционе

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ в случае непредставления информации или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации требованиями документации первая часть заявки должна быть отклонена. При этом с позиции ФАС России отклонение первой части заявки по названным Законом № 44-ФЗ причинам возможно при наличии в документации надлежащей инструкции по заполнению заявки.

Для примера рассмотрим решение ФАС России от 27 мая 2014 г. по делу № К-847/14. Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с представлением в заявке на участие в аукционе сведений о товаре, не соответствующих требованиям документации. Признавая жалобу заявителя на действия аукционной комиссии необоснованной, ФАС России указала, что в п. 3 раздела IV документации об аукционе установлено следующее требование к плитам минераловатным: "Плиты обладают высокими водоотталкивающими свойствами (степень водопоглощения – не более 1,5%†)".

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в случае, если указанный диапазон (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "/", "≤", "≥", а также при перечислении показателей через запятую) взят в круглые скобки, и знак "†" заключен в скобки вместе с диапазоном, поставленный в скобки диапазон является конкретным показателем.

Вместе с тем заявка содержала следующие сведения в отношении степени водопоглощения: "степень водопоглощения 1,5%†".

Следовательно, в заявке заявителя указано конкретное значение степени водопоглощения, что не соответствует требованиям документации об аукционе.

С учетом сложившейся административной практики можно сделать следующий вывод: подготавливая аукционную документацию, заказчикам, уполномоченным органам следует обратить внимание на инструкцию по заполнению первой части заявки таким образом, чтобы потенциальным участникам закупкам было возможным определить, какие характеристики участникам закупки в заявке на участие в аукционе необходимо указывать в диапазоне, а какие характеристики необходимо указывать конкретным значением.

Дополнительно к рекомендации отмечаем следующую практику.

В решении арбитражный суд Пермского края по делу № А50-25962/2014 от 05.02.2015 г. делает следующие выводы: «…По утверждению заказчика, количество товара является конкретным показателем товара, который установлен аукционной документацией, и, следовательно, должен был быть указан в первой части заявки.

Как следует из ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Однако в законе определение понятия «конкретный показатель» не дано.

Вместе с тем, по смыслу положения ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ данные показатели предназначены для конкретизации товара, предлагаемого участниками аукциона, для сравнения с требованиями к закупаемому товару, установленными заказчиком.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Правила описания объекта закупки установлены в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Закон № 44-ФЗ запрет на использование иных показателей описания объекта закупки не содержит, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного исполнения работ.

Таким образом, заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Вместе с тем, количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме.

Заказчик в п. 1.2 раздела 4 информационной карты определил требования к товару путем указания на установление его функциональных, технических и качественных характеристик в Спецификации (техническом задании) главы V. То есть заказчик прямо указал, что требованиями к товару являются его функциональные, технические и качественные характеристики, указанные в Спецификации (техническом задании) главы V.

В инструкции по заполнению заявки указано на необходимость соответствия показателей, характеризующих товар, показателям, установленным в спецификации.

Положения названной инструкции не содержат требований об указании количества поставляемого товара. Само по себе наличие в спецификации сведений о количестве товара, которое функциональной, технической или качественной характеристикой товара не является, о том, что количество товара должно быть обязательно указано в первой части заявки, не свидетельствует.

Считая обязательным указание в первой части заявки количества товара, заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ не включил в аукционную документацию надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара, его количества».

Кроме того, следует обратить внимание на решение Волгоградского УФАС по делу № 14-06/03-712 от 6 октября 2014 г.: «В п. 1 Таблицы 1 Раздела 3. "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме, как указывалось выше, в числе прочего, установлено, что "упаковано в канистру ёмкостью не менее 1 л., кол-во 20 шт.". Аналогичное требование установлено, в том числе, в п. 6 - "Объем не менее 0,5 л., кол-во 20 шт.".

Таким образом, согласно техническому заданию, Заказчику необходимо масло трансмиссионное в канистре ёмкостью более 1 литра, то есть 1 литр, 2 литра, 5 литров и т.д., но в количестве 20 штук. Аналогично и по п. 6 "Тормозная жидкость" Таблицы 1 Раздела 3. "Техническое задание".

Следовательно, в нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, невозможно конкретно определить какой итоговый объем литров масла трансмиссионного или тормозной жидкости установлен Заказчиком в техническом задании.».

Комиссия может признать первую часть заявки несоответствующей требованиям документации, если инструкция по заполнению заявки является надлежащей и содержит требование об указании в первой части заявки количества поставляемого товара.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль