Отказ от заключения контракта с единственным участником и отмена аукциона

502

Вопрос

На аукцион подана одна заявка, аукцион не состоялся, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ контракт заключается с единственным поставщиком поставщиком по НМЦК. Вправе ли заказчик отменять данный аукцион и объявлять его повторно?

Ответ

Если исходить из недавно сложившейся судебной практики, и в частности, в связи с вынесением ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10.08.2015 №№ 310-ЭС15-5426, А48-2490/2014 заключение контракта с единственным участником является правом заказчика, в связи с чем, заказчик вместо заключения контракта с единственным участником может провести закупку повторно. В основу ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10.08.2015 №№ 310-ЭС15-5426, А48-2490/2014 положено, в том числе, решение Управления федеральной антимонопольной службы по Орловской области по делу №331-14/03 ГЗж от 20.06.2014.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Вместе с тем, существует и противоположная практика контрольных и судебных органов (например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МО от 21.04.2015 №№ Ф05-3185/2015, А40-93191/2014, ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЗО от 15.07.2015 №№ Ф07-1669/2015, А26-7494/2014).

В свою очередь, отмена аукциона может быть осуществлена не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, заказчик может отменить аукциона при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ). Иных случаев возможности отмены аукциона Закон № 44-ФЗ не содержит.

То есть, полагаем, что приняв решение об отказе от заключения контракта с единственным участником, об отмене аукциона на стадии заключения контракта заказчик должен быть готов обосновать свою позицию в контрольном органе и в суде.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Как указывает в своем решении Управление федеральной антимонопольной службы по Орловской области по делу №331-14/03 ГЗж от 20.06.2014: «факт признания несостоявшимся электронного аукциона не порождает обязательное юридическое последствие – заключение заказчиком контракта с участником закупки, т.е. заключение контракта с единственным подрядчиком является правом, а не обязанностью заказчика.».

Далее, Арбитражный суд Орловской области в своем решении по делу №А48-2490/2014 от 29.08.2014г. поддерживает решение Орловского УФАС России «… факт признания несостоявшимся электронного аукциона не порождает обязательное юридическое последствие - заключение заказчиком контракта с участником закупки, который признан единственным участником аукциона. Заключение контракта с единственным подрядчиком является правом, но не обязанностью заказчика. При этом заключение контракта происходит при наличии решения заказчика, согласованного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила суду, что в данном случае решение заказчика о заключении контракта с ООО «Архитектура Строй Стандарт» не было бы согласовано органом по контролю, поскольку при повторном проведении торгов 7 в проект контракта и в описание объекта закупки были внесены изменения, были детализированы чертежи, дополнительно было прописано выполнение отдельных конструктивных элементов. Так, в проект контракта и в описание объекта закупки внесены следующие изменения: абз. 2 п. 6.8.1 контракта уточнен следующим: «выплата аванса производится при окончательном расчете за выполненные в пределах лимита соответствующего финансового года роботы»; п. 12.2 контракта уточнен следующим: «контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, включая гарантийные обязательства, или до расторжения контракта»; пп. 6 п. 14.6 контракта исключен ввиду того, что отлагательное условие включается только в банковскую гарантию, предоставленную в качестве обеспечения заявки на участие в торгах. В банковскую гарантию, предоставленную в качестве обеспечения исполнения контракта, отлагательное условие не включается.».

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10.08.2015 №№ 310-ЭС15-5426, А48-2490/2014 в передаче кассационной жалобы ООО «Архитектура Строй Стандарт» (г.Орел) от 06.04.2015 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано со следующей мотивировкой: «Отказывая в удовлетворении иска и подтверждая правильность этого вывода, суды первой инстанции и округа проанализировали нормы, содержащихся в пункте 4 части 2 статьи 71 и пункте 25 части 1 статьи 93 Закона о закупках, и указали, что признание несостоявшимся электронного аукциона при соответствии заявки единственного участника требованиям Закона о закупках и аукционной документации не порождает обязанность учреждения как заказчика в любом случае заключить договор с заявителем.

Установив, что причиной отказа в заключении договора являлось, в том числе проведение новой конкурентной процедуры определения подрядчика, уточнение описания объекта закупки, изменения условий договора, а также что целью аукциона является определение подрядчика, предлагающего наименьшую цену контракта, суды пришли к выводу о правомерности действий учреждения.

Иное толкование заявителем названных норм права не свидетельствует о неправильном применении их судами, в связи с чем не может служить основанием для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.».

Вместе с тем, как указано в ПОСТАНОВЛЕНИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА МО от 21.04.2015 №№ Ф05-3185/2015, А40-93191/2014: «Единственный участник запроса котировок ООО «АйТи Бизнес Солюшенс» представил заказчику подписанный государственный контракт в сроки, указанные в извещении о проведении запроса котировок № 0373100069814000017 от 07 апреля 2014 г., однако заказчик уклонился от заключения контракта с ООО «АйТи Бизнес Солюшенс», признанным победителем запроса котировок.

На основании изложенного суды пришли к выводу о нарушении ФГБУ «Центр МИР ИТ» пункта 1 части 1 статьи 79 Закона о контрактной системе.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у заказчика обязанности по заключению контракта с победителем запроса котировок были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание положения пункта 1 части 1 статьи 79, части 6 статьи 77 Закона о контрактной системе, пришел к выводу о том, что контракт по результатам запроса котировок должен быть заключен с ООО «АйТи Бизнес Солюшенс».

Суд кассационной инстанции соглашается с приведенным выводом суда апелляционной инстанции.

Довод кассационной жалобы о том, что в настоящее время отпала необходимость в заключении контракта также не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности решения УФАС России по г. Москве, по поводу которого возник спор.».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЗО от 15.07.2015 №№ Ф07-1669/2015, А26-7494/2014: «В данном случае материалами дела установлено и Администрацией не оспаривается факт не направления в пятидневный срок проекта муниципального контракта единственному участнику аукциона - Филимонову А.П.

При этом, заявитель ссылается на невозможность соблюдения указанных требований в связи с отсутствием органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения спорного аукциона и вынесения оспариваемых актов) в случае признания несостоявшимся электронного аукциона закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в таких случаях возможно только по согласованию с соответствующим органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

На момент проведения спорного аукциона и вынесения оспариваемых актов процедура согласования заключения контракта с единственным поставщиком регулировалась Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержденым Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 (далее – Порядок).

Из подпункта 3 пункта 3 Порядка следует, что для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о закупках заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) направляет письменное обращение в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют в пределах их полномочий: органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Судами установлено, что орган, с которым надлежало согласовать заключение контракта с единственным поставщиком не сформирован и срок для его формирования не определен.

Между тем, данное обстоятельство не послужило препятствием для размещения Администрацией заказа и проведения аукциона. При этом отсутствие уполномоченного органа не может освобождать заявителя от исполнения установленных Законом обязанностей перед единственным участником аукциона. Кроме того, как верно указали судебные инстанции, отсутствие в муниципальном районе такого органа не свидетельствует о незаконности вынесенных Управлением решения и предписания, принятых в полном соответствии с действующим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством в сфере закупок.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, суды правомерно отказали в удовлетворении требования Администрации.».

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль