Можно ли объединить в один лот закупки без нарушения

133

Вопрос

В соответствии с пунктом 3 части 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений". Можно ли объединить в один лот закупки без нарушения указанной нормы: "Предоставление неисключительных прав (лицензий) на использование программного обеспечения, оказание услуг по его сопровождению и выполнение работ по его развитию и модернизации"? Т.е. часть ПО есть и требует доработки, плюс надо докупать лицензии к имеющемуся количеству. Все имеющиеся лицензии одного разработчика.

Ответ

Из Закона № 44-ФЗ в сфере закупок следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

Положения Закона № 44-ФЗ, Закона № 135-ФЗ не запрещают заказчику объединять в один объект закупки предоставление неисключительных прав на использование программного обеспечения и выполнение работ по его модернизации.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Однако, полагаем, что указанные действия могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку объединяемы предметы технологически и функционально не связаны друг с другом.

Описание объекта закупки подобным образом может привести к невозможности участия в закупке организаций, осуществляющих только передачу прав на закупаемое программное обеспечение и только выполнение работ по его модернизации. Например, кто-то из потенциальных участников участники будет иметь возможность только передать права на использование программного обеспечения, не имея при этом прав на его модернизацию.

Если заказчик все же примет решение объединить в один объект закупки предоставление прав на программное обеспечение и работы по его модернизации, ему следует быть готовым отстаивать свою позицию в ФАС России.

Вместе с тем, как показывает практика, в том случае, если заказчик докажет, что объединение в один объект закупки предоставления прав на его использование и выполнение работ по его модернизации не повлекло ограничение количества участников закупки, указанные услуги/работы технологически и функционально взаимосвязаны, то такое объединение будет признано правомерным.

В качестве подтверждения того, что указанное объединение не повлекло сокращение количества участников, заказчик может ссылаться на следующие факты:

  • в ходе обоснования НМЦК несколькими/всеми потенциальными участниками были предоставлены коммерческие предложения, содержащие одновременно и предоставление прав на программное обеспечение, и выполнение работ по его модернизации (т.е. одновременно такие услуги может оказать не один единственный исполнитель);
  • в ходе осуществления закупки заявки на участие подали несколько участников (т.е. фактически сокращение количества участников не имело места).

Если же окажется, что одновременно предоставить права на программное обеспечение и выполнить работы по его модернизации может только один исполнитель, то существует риск признания условий закупки ограничивающими конкуренцию. Заказчик в таком случае может быть признан нарушившим ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ.

Ограничение конкуренции и количества участников закупки устанавливается контролирующими органами в каждом конкретном случае (с учетом всех обстоятельств дела, в том числе, при оценке количества поданных заявок).

К сожалению, нами не было выявлено прямой правоприменительной практики, касающейся ситуаций с объединением в один объект закупки предоставления прав на программное обеспечение и выполнение работ по его модернизации, за исключением решения УФАС по Омской области от 07.04.2016 № 03-10.1/62-2016 (реестровый номер извещения в ЕИС № 0152200000716000012).

Однако Вы можете ознакомиться с аналогичной практикой объединения в один объект закупки других товаров, работ, услуг (решение УФАС по Ростовской области от 04.09.2014 по делу № 1766/03 (реестровый номер извещения в ЕИС № 0158300056114000001), решения УФАС по Ростовской области от 20.02.2016 по делам № 223/03, 243/03 (реестровый номер извещения в ЕИС № 0358300051216000007), решение Курганского УФАС России от 19.02.2014 по делу № 05-02/23-14, решение Санкт-Петербургского УФАС России от 06.05.2016 по делу № 44-1768/16, решение ФАС России от 05.05.2016 по делу № К-700/16, решение ФАС России от 18.04.2016 по делу № К-608/16).

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль