Отклонение участника аукциона

161

Вопрос

Мы работаем по 223-ФЗ. В Положении о закупках у нас указано, что мы вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков. Мы установили данное требование в аукционной документации и установили требование, чтобы поставщик продекларировал данное соответствие во второй части заявки. Поставщик не продекларировал, но в реестре недобросовестных он отсутствует. Имеем ли право мы отклонить участника по вторым частям и не заключить с ним договор (участник является победителем)?

Ответ

Если из положения о закупке следует, что комиссия должна отклонить заявку, если в ней отсутствует декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, то комиссия должна отклонить участника и не заключать с ним договор.

Рекомендация:

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Положение о закупках и его содержание

Ключевым требованием Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) является наличие у каждой организации, подпадающий под действие вышеуказанного закона, (далее – заказчики) Положения о закупках, по которому и должна проводиться вся закупочная деятельность данной организации. Положение о закупках все Заказчики разрабатывают и утверждаю в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при разработке положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Целесообразно также предусмотреть при разработке положения о закупке порядок создания, требования к составу и регламент работы комиссий по осуществлению закупок.

Часть 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ устанавливает положение о том, что если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ заказчик (за исключением учреждений, созданных после дня вступления в силу закона) не разместил в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ, утвержденное положение о закупке, то он при проведении закупок руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Учреждения (заказчики), созданные после дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, утверждают в течение трех месяцев с даты своей регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке.

Бюджетные учреждения в определенных Законом № 44-ФЗ случаях при организации торгов вправе руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ. Так, ст. 15 Закона № 44-ФЗ установлено, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением (то есть при наличии разработанного, утвержденного положения о закупках) в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований, указанных в Законе № 223-ФЗ, и правового акта закупки:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

При этом принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в разрешенных случаях, с соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ, не может быть изменено в текущем году.

Если указанные требования не будут соблюдены Заказчиком, то при проведении закупок он обязан будет руководствоваться Законом № 44-ФЗ.

В положении о закупках Заказчик должен прописать те процедуры, которыми он будет пользоваться при осуществлении закупок, ведь исчерпывающего перечня процедур закупок Закон № 223-ФЗ не содержит. В Законе № 223-ФЗ установлены лишь требования и принципы, которым должно соответствовать положение о закупках, однако во всём, что не нарушает эти требования и принципы, Заказчик свободен в своих действиях. В частности, перечень способов закупок и основания их применения организация устанавливает самостоятельно с учетом собственных хозяйственных потребностей.

Структуру и содержание своего положения о закупке Заказчик определяет самостоятельно. Можно рекомендовать включить в этот документ, по крайней мере, следующие разделы:

1. Общие положения

В этом разделе можно отразить правила, действующие независимо от способа осуществления закупки. Так, именно здесь можно определить:

  • основные термины, которые будут использоваться в тексте положения. Особенно важно дать точное определение каждого способа закупки, а также определить, кто будет "уполномоченным структурным подразделением" заказчика. Требования к потенциальным поставщикам и подрядчикам;
  • содержание извещения о закупке и закупочной документации.

2. Планирования закупочной деятельности

В этом разделе имеет смыл описать порядок согласования и публикации годового плана закупок Заказчика, а также порядок внесения изменений в этот план.

3. Закупочные процедуры

В этом разделе необходимо описать особенности проведения процедуры каждого из предполагаемых Заказчиком способов проведения закупки, среди которых обязательно должны присутствовать конкурс и аукцион. В качестве дополнительных способов можно предусмотреть, например, запрос котировок, конкурентные переговоры, закупку у единственного источника и любой другой способ.

Здесь же стоит перечислить основания, при которых применяется тот или иной способ закупки – в частности, дать исчерпывающий перечень оснований применения неторговых и неконкурентных способов закупки. Несмотря на то, что Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении в положении о закупках условий, при которых договор заключается с использованием способа "у единственного поставщика", все же не следует забывать и о других способах размещения заказа - конкурсе, аукционе. Заключение договоров в большинстве своем с использованием способа размещения договора "у единственного поставщика" ограничивает конкуренцию участников закупки.

Многие заказчики, опираясь на ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, устанавливают лимит средств, в пределах которого возможно заключение договора без проведения процедур закупки (у единственного поставщика) равный 100 или 500 тыс. руб. Однако, Закон № 223-ФЗ формально не устанавливает ограничений по сумме закупки без проведения процедур. И заказчик может, прописав в своем Положении о закупке соответствующую норму, установить этот лимит в миллион или миллиард рублей. Конечно же, последний вариант противоречит духу закона и вызовет вопросы со стороны проверяющих и контролирующих органов.

Кроме того, в данном разделе необходимо предусмотреть особенности проведения закрытых закупок и закупок в электронной форме, а при необходимости – и порядок проведения двухэтапных и многоэтапных закупок.

4. Заключение и исполнение договора

Обязательное регулирование этого вопроса предусмотрено Законом № 223-ФЗ, однако никаких конкретных требований к данному разделу в нем не установлено. Этот раздел предоставляет заказчику возможность:

  • отразить в данном разделе сложившийся порядок договорной работы, учитывающий особенности хозяйственной деятельности организации.
  • установить требования к структуре и содержанию договора, заключаемого по результатам проведения закупки.
  • установить порядок внесения изменений в договор.
  • предусмотреть проведение аудита исполнения договора.
Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль