Каким образом осуществлять описание объекта закупки?

4724

Вопрос

Каким образом осуществлять описание объекта закупки? С 1.07.16 внесены изменения в 33 статью 44-ФЗ и теперь не понятно, каким образом донести до участников что именно нужно заказчику. Например, необходимо купить стиральную машину. Пишем характеристики и функции, которыми она обладает и ГОСТ. Правильно ли это? Или теперь при указании ГОСТ, дополнительно можно писать только характеристики, не содержащиеся в упомянутом ГОСТе? Каким образом делать обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которое обязательно должно содержаться в документации. 

Ответ

С 1 июля вступают в силу изменения Закона от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ в ряд законодательных актов России по вопросам стандартизации. Закон был принят в качестве «спутника» Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» с целью привести в соответствие с ним нормы 27 документов, среди которых Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ. Закон № 104-ФЗ вступил в силу 1 июля 2016 года, из чего следует, что с этой даты заказчики при составлении документации о закупке должны использовать документацию национальной системы стандартизации (а в случае неиспользования обосновать в документации о закупке причину).

Законом № 162-ФЗ предусмотрено среди прочего создание Федерального информационного фонда стандартов. С 1 июля 2016 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 28 июня 2016 г. № 589, которым утверждено Положение о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им. Определен состав входящих в него документов и правила его комплектования оператором (п. 6 Положения, утвержденного Постановлением № 589). Регламентированы вопросы организации учета, регистрации, комплектования и хранения документов, обмена такими документами с международными, иностранными и региональными органами по стандартизации. Отрегулированы вопросы предоставления сведений о содержащихся в фонде документах и их копий по запросам органов госвласти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

К документам в области стандартизации в соответствии с Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ отнесены:

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

Все вышеперечисленные документы должны быть доступны на официальном сайте Росстандарта www.gost.ru. Вести и формировать фонд поручено Росстандарту.

Приказом Минпромторга России от 27 мая 2016 г. № 1730 утвержден порядок свободного доступа к национальным стандартам.При использовании описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки заказчику также необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – Закон № 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Закона № 184-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, при описании объекта закупки заказчику следует руководствоваться законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Четкой формы такого обоснования законодательство о контрактной системе не предусматривает, поэтому Заказчик формирует такое обоснование самостоятельно в свободной форме.

Таким образом, закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика указывать при описании объекта закупки наименование документов, в соответствии с которыми установлены те или иные показатели характеристик и сами характеристики объекта закупки. Однако заказчик должен быть готов подтвердить, что используемые им показатели характеристик и сами характеристики применяются либо в соответствии с техническими регламентами, либо в соответствии с документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Если заказчик не применяет показатели и обозначения, установленные указанными документами (в том числе в случае отсутствия таких документов), он обязан оформить обоснование необходимости применения других показателей и обозначений.

Кроме того, указание только одних ссылок на конкретные стандарты, ГОСТы или технические регламенты без требуемых показателей может быть расценено, как нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Из Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики своей деятельности, обеспечения эффективного использования бюджетных средств, а также с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

То есть заказчик должен выбрать ГОСТы, стандарты, технические регламенты, которые устанавливают характеристики и их показатели, соответствующие закупаемому объекту, деятельности заказчика и целям закупки.

Проверить существование товара с установленными показателями характеристик заказчик может самостоятельно, в ходе анализа рынка (путем изучения информации, находящейся в сети Интернет, а также ответов на запросы ценовой информации (коммерческих предложений), полученных от потенциальных участников закупки при подготовке обоснования НМЦК в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

Так, при осуществлении закупок на поставку стиральных машин, полагаем, заказчиком могут быть использованы следующие документы национальной стандартизации:

1) ГОСТ 8051-83 Машины стиральные бытовые. Технические условия;

2) ГОСТ 27457-93 Машины стиральные промышленные. Общие технические условия

3) ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования.

Стандартизация в описании объекта закупки

С 1 июля 2016 г. начали действовать новые редакции

Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Изменения на этот раз коснулась стандартизации требований к описанию объекта закупки, в том числе к безопасности и качеству. Расскажем об особенностях стандартизации при описании объекта закупки.

Заказчики с 1 июля 2016 г. должны учитывать требования национальных стандартов в описании объекта закупки при планировании, а также при подготовке извещений и документации. Цель тотальной стандартизации госзакупок — повысить качество товаров, которые закупают заказчики, и поддержать конкурентоспособность российских товаров.

Рассмотрим, документы национальной системы стандартизации, разберем, когда применять стандарты и когда надо (и не надо) ориентироваться на ГОСТ, а также приведем примеры закупок по стандартным показателям.

Документы по стандартизации

К документам по стандартизации в соответствии с Законом № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации в отношении оборонной продукции, продукции в области использования атомной энергии и в сфере защиты государственной тайны.

Документы национальной стандартизации представлены в табл. 1.

Таблица 1.
Документы национальной системы стандартизации

Национальный стандарт РФ

Основополагающий национальный стандарт РФ

Предварительный национальный стандарт РФ

Правила стандартизации

Рекомендации по стандартизации

Информационно-технические справочники

документ национальной системы стандартизации

национальный стандарт

документ по стандартизации

документ национальной системы стандартизации

документ национальной системы стандартизации

документ национальной системы стандартизации

содержит систематизированные данные в определенной области и описывает технологии, процессы, методы, способы, оборудование и иные данные

устанавливает общие положения, которые касаются работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов

устанавливает для всеобщего применения общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок (для накопления опыта при применении предварительного нац. стандарта для возможной последующей разработки на его основе нац. стандарта)

содержит положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих нац. стандартов, а также определяют порядок и методы работ по стандартизации и оформлению их результатов

содержит информацию организационного и методического характера, которая касается работ по стандартизации и способствует применению соответствующего нац. стандарта либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в нац. стандарте или предварительном нац. стандарте

содержит систематизированные данные в определенной области и описывает технологии, процессы, методы, способы, оборудование и иные данные

Общероссийские классификаторы распределяют технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.). Классификаторы в обязательном порядке используют в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в рамках федеральных законов и иных нормативных правовых актов (ОКПД2, ОКВЭД2).

Стандарты организаций служат для того, чтобы оптимизировать производство и обеспечивать должное качество продукции. Такие документы утверждают юридические лица. Это могут быть, в частности, государственная корпорация, саморегулируемая организация, а также индивидуальный предприниматель. Технические условия утверждает изготовитель продукции или исполнитель работ.

Своды правил содержат правила и общие принципы процессов. Они нужны, чтобы участники сферы госзакупок соблюдали требования технических регламентов (СНиП, СанПиН и др.). Их утверждает федеральный орган исполнительной власти.

Порядок стандартизации оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, а также процессов, которые связаны с такой продукцией, устанавливает Правительство РФ.

Когда применять стандарты и кто их регулирует

Все документы по стандартизации применяются добровольно, за исключением стандартов в оборонной и атомной промышленности, а также продукции, защищенной гостайной. Кроме того, применять национальный стандарт обязан изготовитель продукции (исполнитель работ) в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. Это касается случая, когда обозначение национального стандарта используют в маркировке, в эксплуатационной документации. Или же если продукция маркируется знаком национальной системы стандартизации.

За информационное обеспечение национальной системы стандартизации отвечает Федеральный информационный фонд стандартов.

С 1 сентября 2025 г. при осуществлении закупок в соответствии с законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ нельзя будет применять стандарты, не предусмотренные документами по стандартизации.

Это нельзя будет делать даже несмотря на то, что они включены в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах.

Условия применения международных, межгосударственных, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, которые не включены в документы по стандартизации, устанавливает Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ).

Какому документу должно соответствовать молоко

Заказчик планирует закупить питьевое пастеризованное молоко, изготовленное из нормализованного молока. В отношении этого пищевого продукта действует техрегламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013). Его утвердило решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 и ГОСТ 31450–2013 «Межгосударственный стандарт. Молоко питьевое. Технические условия» и ввел в действие приказ Росстандарта от 28.06.2013 № 268-ст. Сейчас это национальный стандарт.

Какому из этих документов при описании объекта закупки должны соответствовать предложения участников?

Заказчик, описывая объект закупки, может указать, что качество, технические и функциональные характеристики товара должны соответствовать техрегламенту Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013). Кроме того, он вправе установить условие о том, что все участники должны подтвердить маркировкой соответствие товара регламенту. В качестве маркировки на упаковках молока или в сопроводительных документах может быть единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.

При этом в качестве максимальных или минимальных значений показателей (и показателей, которые остаются неизменными) заказчику следует указать ГОСТ 31450–2013. Если производители применяют этот ГОСТ на добровольной основе, тем самым они соблюдают требования этого техрегламента.

Стандартизация в рамках 44-ФЗ

С 1 июля 2016 года, описывая характеристики объекта закупки, заказчики обязаны использовать только стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию.

Такие же стандартные показатели должны предусматривать техрегламенты и документы национальной системы стандартизации.

Приведем пример. Все, что относится к обязательным требованиям к зданиям и сооружениям или связанным процессам (проектирование, производство, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация, утилизация), подпадает под Закон о техническом регулировании (№ 184-ФЗ). Однако этот закон не касается санитарно-эпидемиологических требований. Поэтому, если для закупаемого товара установлены техрегламенты и стандарты, которые обеспечивают соблюдение этих регламентов, следует использовать их одновременно.

Применение ГОСТа: обязательно или нет

Неоднозначный для понимания заказчиков вопрос: следует ли ориентироваться на ГОСТ в описании объекта закупки или нет? В одних случаях указывать ГОСТ обязательно, в других — необязательно. Рассмотрим оба варианта.

Если есть стандартные показатели, указание ГОСТа необязательно

Если заказчики указывают стандартные показатели, обозначать еще и ГОСТ — необязательно. Однако, если указать только один ГОСТ без показателей, которые требует заказчик, контрольные органы могут расценить это как нарушение п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Например, Комиссия УФАС по Ивановской области в своем решении от 26.03.2014 № <…> признала необоснованной жалобу о том, что заказчик не указал никаких ссылок на ГОСТы при описании требования к материалам для работ.

Как определило управление антимонопольного органа, заказчик при аукционе на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания использовал стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию. Все они касаются технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с ГОСТ № 6629–88 «Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы конструкции» (утв. в постановлении Госстроя СССР от 31.12.1987 № 325). Поэтому заказчик, описывая объект закупки, не обязан был указывать реквизиты техрегламентов и стандартов, на основании которых установил показатели.

Стандартные показатели должны быть в рамках ГОСТа

Если заказчики устанавливают стандартные показатели, их характеристики должны соответствовать требованиям стандартов и находиться в разрешенных пределах. В таком случае указывать нестандартные показатели нельзя. Иначе это станет нарушением пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Административная практика подтверждает этот тезис. Заказчик в закупочной документации обозначил условие, чтобы применяемые материалы соответствовали минимальным и максимальным значениям показателей, коррелирующих с показателями отсева дробления (опоки) по ГОСТ 31424–20103 с качественными характеристиками. В частности, содержание зерен размером свыше 5 мм не должно превышать 5% по массе.

Саратовское УФАС России по результатам жалобы в своем решении от 31.05.2016 № <…> сделало вывод, что заказчик установил необъективные требования к описанию объекта и нестандартные показатели. Ведь отмеченной в документации опоки в ГОСТ 31424–2010 нет.

Если заказчик, описывая объект закупки, не использует стандартные показатели, установленные по Закону о техрегулировании и Закону № 162-ФЗ, он обязан обосновать это в документации о закупке.

Например, если заказчик закупает легковой автомобиль, как он может обосновать, почему он не применяет стандартные показатели? Можно сослаться на то, что важно и необходимо использовать в качестве функциональных характеристик только такие номенклатуры показателей качества легковых машин, которые заявили производители (тип кузова, тип и показатели двигателя, показатели расхода топлива, показатели надежности).

Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Оформить подписку

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль