Что включать в план-закупок на 2017 год

4376

Вопрос

Что делать с закупками, извещение на которые должны быть опубликованы в 2016 г. и контракты заключены в декабре 2016 г. Включать ли их в план-закупок на 2017 г.?

Ответ

Согласно форме плана закупок, утвержденной Постановлением № 552, в столбце 6 формы плана закупок для заказчиков федерального уровня указывается планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки либо заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В план закупок включается информация о закупках, извещение об осуществлении которых планируется разместить в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода (п. 12 Правил формирования плана закупок, утвержденных Постановлением № 552).

Поскольку речь идет о формировании плана закупок на 2017 год и плановый период, то первым годом, внесенным в столбец 6 формы плана закупок может быть только 2017 год.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Таким образом, заказчик федерального уровня не может включать в план закупок 2017 года закупки, осуществление которых начнется в 2016 году.

Вместе с тем, если речь идет о закупках, осуществление которых планируется за счет средств, выделенных на 2017 год, то сообщаем следующее.

Государственные заказчики, действующие от имени Российской Федерации, формируют планы закупок исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ, и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок (пп. "а" п. 4 Правил формирования плана закупок, утвержденных Постановлением № 552).

Напоминаем, что в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетными ассигнованиями являются предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Вслед за бюджетными ассигнованиями доводятся лимиты бюджетных обязательств (объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства (заключает контракты) в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Т.е. заказчик-получатель бюджетных средств не вправе заключать контракты за счет средств 2017 года до доведения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на 2017 год.

Таким образом, исходя из буквального смысла указанных правовых норм, для того, чтобы заказчику выделили денежные средства (бюджетные ассигнования, лимиты) на осуществление закупок в 2017 году, ему необходимо включить все такие закупки в план закупок 2017 года.

Далее заказчик может заключить необходимые контракты с единственным исполнителем в первых числах января 2017 года (закупки первой необходимости: коммунальные услуги, услуги связи и т.д.). При этом в извещении (если для заключения контракта требуется его размещение в ЕИС) заказчику следует не указывать сроки начала выполнения работ/оказания услуг, а указать только срок исполнения обязательств. Кроме того, в проекте контракта заказчик должен будет предусмотреть отлагательное условие, которое будет указывать на то, что условия заключенного сторонами контракта применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, т.е. с 1 января 2017 года (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

К сожалению, на данный момент отсутствуют какие-либо официальные разъяснения по вопросу возможности осуществления в 2016 или в 2017 году закупок на 2017 год с учетом требований Постановления № 1043, ч. 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Приведённый вариант решения проблемы является нашим экспертным мнением, которое может быть изменено с появлением официальных разъяснений подобных ситуаций или в результате уточнения/изменения требований Постановления № 552.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Какие закупки необходимо включать в план закупок

Форма плана закупок, правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552 (далее – Правила, утвержденные Постановлением № 552).

В план закупок включаются закупки, осуществление которых планируется в очередном финансовом году и (или) плановом периоде (п. 12 Правил, утвержденных Постановлением № 552).

План закупок должен в обязательном порядке содержать обоснование по каждому объекту закупки, которое оформляется как приложение (п. 13 Правил, утвержденных Постановлением № 552).

Заказчики федерального уровня формируют план закупок на очередной финансовый год и плановый период путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода (п. 8 Правил, утвержденных Постановлением № 552).

На какой срок формируется план закупок

Заказчики федерального уровня формируют план закупок на срок, соответствующий сроку действия (п. 9 Правил, утвержденных Постановлением № 552):

  • федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов России на очередной финансовый год и плановый период.

При этом закупки, осуществление которых планируется по истечении планового периода, включаются в план закупок с указанием информации на весь срок планируемых закупок (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением № 552).

Как заказчику федерального уровня правильно заполнить форму плана закупок

Заказчики федерального уровня при формировании и утверждении плана закупок должны руководствоваться формой, утвержденной Постановлением № 552.

В обязательном порядке в форме плана закупок указывается:

1.     в заголовке:

o    полное наименование, местонахождение, телефон и адрес электронной почты государственного заказчика, юридического лица, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана закупок;

o    идентификационный номер налогоплательщика;

o    код причины постановки на учет;

o    код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм;

o    полное наименование, местонахождение, телефон и адрес электронной почты федерального государственного бюджетного учреждения, автономного учреждения, унитарного предприятия.
Эти сведения указываются только в отношении плана закупок, содержащего информацию о закупках, осуществляемых в рамках переданных такому учреждению или предприятию федеральным органом государственной власти (государственным органом), государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органом управления государственным внебюджетным фондом России, являющимися государственными заказчиками, своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от лица указанных органов государственных контрактов;

2.     в столбце 1 – номер закупки по порядку;

3.     в столбце 2 – идентификационный код закупки;

4.     в столбцах 3–4 цель осуществления закупки, для формирования которой заказчик должен указать:

o    наименование мероприятия государственной программы РФ, в том числе федеральной целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации;

5.     соответствующий ожидаемый результат реализации такого мероприятия либо наименование функции (полномочия) федерального органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом России, не предусмотренной указанными программами, а также наименование международного договора Российской Федерации, если закупка осуществляется в целях исполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация.
При этом информация об ожидаемом результате реализации мероприятия государственной программы РФ указывается в плане закупок только в случае, если планируемая закупка включена в государственную программу РФ (o      примечание** к форме плана закупок, утвержденной Постановлением № 552);

6.     в столбце 5 – наименование объекта;

7.     в столбце 6 – планируемый год осуществления закупки;

8.     в столбцах 7–11 – объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупки на соответствующий финансовый год;

9.     в столбце 12 – сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок. В части сроков осуществления планируемых закупок заказчик должен указать срок (сроки) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (квартал, год).
В части периодичности осуществления планируемых закупок заказчик должен указать сведения о регулярной повторяемости поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год и т. д.);

10. в столбце 13 – сведения о закупках специализированного характера (да или нет). Под закупками специализированного характера применительно к форме плана закупок понимаются закупки, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в т. ч. архитектурно-строительного проектирования). Перечень таких товаров, работ, услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99;

11. в столбце 14 – сведения об обязательном общественном обсуждении закупки (да или нет);

12. в столбце 15 – дата, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений;

13. итоговая информация плана закупок, которая в ключает в себя:

o    итоговый объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации;

o    итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный на заключение контрактов;

o    дату утверждения плана закупок;

o    фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, являющегося ответственным исполнителем плана закупок;

o    должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, утвердившего план закупок.

Одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации в размере годового объема финансового обеспечения по каждому перечисленному объекту закупки указывается в плане закупок информация о закупках:

  • лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • на сум му, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму, не превышающую 400 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в т. ч. гастролей) н а основании приглашений на посещение указанных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отдельными строками в плане закупок указываются общий объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренные для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановый период и последующие годы (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода).

Какие особенности подготовки плана закупок определены для федеральных заказчиков

Для заказчиков федерального уровня определены некоторые особенности при подготовке плана закупок.

Подробнее см. таблицу «Особенности подготовки плана закупок разными видами заказчиков федерального уровня ».

Порядок формирования плана закупок

К какому сроку должен быть сформирован план закупок

Корректировка и уточнение плана закупок

Утверждение плана закупок

Государственные заказчики, действующие от имени Российской Федерации

Исходя из целей осуществления закупок

Не позднее 1 июля текущего года должны представить план закупок главным распорядителям для формирования на его основании обоснований бюджетных ассигнований (подп. «а» п. 4 Правил)

По согласованию с главными распорядителями в процессе составления проектов бюджетных смет и представления главными распорядителями при составлении проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок (подп. «б» п. 4 Правил)

После уточнения планов закупок и в течение 10 рабочих дней после доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают сформированный план закупок и уведомляют об этом главного распорядителя (подп. «в» п. 4 Правил)

Распространение условий контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на ранее возникшие отношения

В контракте, заключенном заказчиком с единственным исполнителем по п. 6 ч. 1 ст. 93  Закона о контрактной системе в марте 2016 г. прописано, что он распространяет свое действие на отношения сторон с 15 февраля 2016 года и действует по 31 декабря 2016 г. Правомерны ли условия контракта о распространении контракта на отношения, возникшие до заключения контракта?

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1 – 3, 6 – 8, 10 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 Закона

 о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Анализ положений Закона о контрактной системе показывает, что данный закон не содержит требований к сроку действия заключаемых контрактов.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В силу ч. 2 ст. 425 ГК РФ  стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Несмотря на то, что законодатель не дает четких разъяснений в отношении данной нормы, особых проблем на практике не возникает. Стороны могут прописать в договоре, что он распространяется на отношения, которые возникли до его заключения, или, наоборот, указать, что действие договора на такие отношения не распространяется. Например, продавец срочно отгрузил товар покупателю, и последний принял его. В дальнейшем стороны вполне могут заключить договор, который будет охватывать своим действием эти отношения по поставке продукции. Или исключить такую возможность. Поэтому проблемы могут возникнуть только в том случае, когда стороны забыли включить такое условие в договор, хотя одна из сторон рассчитывала на это. Тогда условия договора не распространяются на отношения, которые возникли до его заключения, и суды однозначно отказывают в удовлетворении подобных требований.

Например, Постановлением ФАС Уральского округа от 5 июля 2011 г. № Ф09-3445/11 по делу № А50-17986/2010 отмечено: "Ссылка заявителей кассационных жалоб на неправомерность распространения условий спорного договора на отношения сторон, возникшие до заключения договора (с 1 января 2010 г.), была предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонена ими в связи со следующим.

Пункт 2 ст. 425 ГК РФ допускает возможность распространения условий заключенного договора на фактические отношения, сложившиеся между сторонами до достижения соглашения. При этом достижение такого соглашения не влияет на определение момента заключения договора".

Позиция Президиума ВАС РФ в отношении данного вопроса отражена в Постановлении от 23 августа 2005 г. № 1928/05 по делу № А40-36270/04-25-140: "В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора.

По смыслу указанной нормы распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения.

Обращаем внимание, что согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

При этом государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Анализ БК РФ также показывает, что кодекс не содержит требований к сроку заключаемых контрактов, за исключением того, что такие контакты заключаются в рамках утвержденного бюджета на соответствующий год (годы).

Таким образом, по нашему мнению, действия заказчика, в части установления условий о распространении договора, заключенного на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, на ранее возникшие отношения, не нарушают нормы законодательства о контрактной системе, ГК РФ, БК РФ.

При этом, по мнению экспертов, в случае заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами данная позиция не применяется. Данная позиция находит свое отражение также в Письме Министерства экономического развития РФ от 28 октября 2014 года № ОГ-Д28-8381 "О разъяснениях, связанных с применением Закона о контрактной системе".

В условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами отношения между поставщиком и заказчиком, до завершения процедуры определения поставщика, существовать не могут. Такое положение вещей противоречит целям определения поставщика, основанным на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).

Таким образом, отсутствует возможность применения положений п. 2 ст. 425 ГК РФ ГК РФ к отношениям, связанным с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами.

При таких условиях ни один участник определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не сможет добросовестно реализовать требование, установленное Законом о контрактной системе, т.е. выразить согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении закупки, документации о закупке, поскольку эти условия являются невыполнимыми, либо выполнимы только для участника закупки, имеющего доступ к информации.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, в случае закупки на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе могут быть установлены условия в контракте о распространении контракта на ранее возникшие отношения (с учетом разумности срока на который распространяется действие контракта); в случае заключения контракта

 по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами - данная позиция не применима.

Заказчик федерального уровня не может включать в план закупок 2017 года закупки, осуществление которых начнется в 2016 году.

Если речь идет о закупках за счет средств 2017 года, то сообщаем следующее.

Исходя из буквального прочтения пп. "а" п. 4 Правил формирования плана закупок, утвержденных постановлением Правительства № 552, ч. 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ бюджетные ассигнования на 2017 обосновываются только через план закупок на 2017 год и плановый период.

Чтобы получить необходимые бюджетные ассигнования и лимиты на 2017 год, а затем осуществить за их счет указанные в обращении закупки, заказчику необходимо обосновать бюджетные ассигнования на 2017 год через план закупок на 2017 год. Т.е. все необходимые закупки в данном случае должны быть включены в план закупок на 2017 год.

В свою очередь, закупки, включенные в план закупок 2017 года, не могут быть начать осуществляться ранее 01.01.2017 года (столбец 6 формы плана закупок, утвержденной Постановлением № 552).

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль