Нарушение в способе закупки

119

Вопрос

Нарушение в способе закупки .В положением о закупке не установлено право заказчика заключать договора до 100 т.р. включенных в перечень с единственным поставщиком не в электронной форме. Какая предусмотрена ответственность? 

Ответ

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее – Постановление № 616) установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не осуществляется в электронной форме:

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

  • если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) не подлежит размещению на Официальном сайте;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

В свою очередь, в ч.15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ, в частности указано, что Заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.

Т.е., есть случаи-исключения, когда закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме.

И если закупка относится к одному из вышеуказанных исключений, то проводить ее в электронной форме не нужно.

Т.е., даже если товары включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 616, но закупка относится к одному из вышеуказанных исключений, то проводить ее в электронной форме не нужно. Таким образом, в описанной Вами ситуации нарушения в выборе способа закупки нет.

Т.е., закупка канцтоваров на сумму менее ста тысяч рублей можно проводить не в электронном виде. Даже, если это не прописано вашим положением о закупке. В данном случае Заказчик руководствуется Законом № 223-ФЗ и Постановлением № 616.

Таким образом, в описанной Вами ситуации нарушения в выборе способа закупки нет.

Дополнительно предлагаем ознакомиться с прилагаемой положительной для заказчика судебной практикой и разъяснениями ФАС России.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УО от 04.06.2015 №№ Ф09-3344/2015, А76-21718/2014

«Частью 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Судами с учетом правильного применения указанных норм права отмечено, что специальная норма Закона № 223-ФЗ о закупках предоставляет обществу «Железнодорожная торговая компания» право указать в Положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Одним из таких способов является закупка у единственного поставщика.

Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что обществом «Железнодорожная торговая компания» разработано и утверждено Положение о порядке размещения заказов общества «Железнодорожная торговая компания» (далее – Положение о закупках).

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раздел XIV Положения о закупках, регламентирующий размещение заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), суды пришли к правомерному выводу о том, что Положение о закупках разработано обществом «Железнодорожная торговая компания» в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ о закупках. В силу прямого указания ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в Положении о закупках могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Кроме того, правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки имеющихся в материалах дела документов и установленных по делу фактических обстоятельств в их совокупности, суды обоснованно указали на немотивированность и недоказанность управлением в данном конкретном случае несоответствия отдельных пунктов раздела XIV Положения о закупках принципам, закрепленным в Законе № 223-ФЗ о закупках.

Судами приняты во внимание пояснения общества «Железнодорожная торговая компания» относительно возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в исключительных случаях, в интересах общества «Железнодорожная торговая компания» по решению генерального директора (иных уполномоченных лиц) общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением; при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации.

Относительно возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых общества «Железнодорожная торговая компания» и иных предприятий общества «Железнодорожная торговая компания», оказывающих услуги питания исключительно работникам общества «Железнодорожная торговая компания» и открытого акционерного общества «Российские железные дороги» судами с учетом требований п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», распоряжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 15.01.2009 № 59р «Об утверждении Положения о социально-технологическом заказе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в области оказания услуг торгово-бытового обслуживания и питания» отмечено, что при постоянном выборе способа закупки товаров в форме конкурса или аукциона общество «Железнодорожная торговая компания» создает риск невыполнения возложенных на него социально-технологическим заказом обязанностей по обеспечению нормального процесса ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, что может привести к более тяжелым последствиям в области железнодорожного сообщения.

При этом судами приняты во внимание приведенные обществом «Железнодорожная торговая компания» конкретные примеры, потребовавшие применение спорного Положения о закупках при обеспечении питанием пассажиров и работников, занятых на ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при авариях, сходе, задержке в связи с этим движения поездов.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный названным постановлением, не осуществляется в электронной форме, в частности, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона № 223-ФЗ о закупках.

Суды, установив при рассмотрении спора, что в оспариваемом решении управления от 15.08.2014 по делу № 42-03-18.1/2014 приведены основания закупки, указанные в разделе XIV Положения о закупках и прямо поименованные в названном постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616, сделали правильный вывод о необоснованности соответствующего вывода управления.

Судами также принято во внимание отсутствие возражений со стороны управления относительно того, что ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного предусмотренного Положением о закупке способа закупки, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе № 223-ФЗ о закупках не содержится.»

ПИСЬМО ФАС РОССИИ от 24.12.2012 № ИА/44025/121.З О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

«6. Какие способы закупки товаров, работ, услуг может устанавливать заказчик в положении о закупке

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Во исполнение указанной части принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление № 616).

Таким образом, в случае закупки товаров, работ услуг, перечисленных в Перечне товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденном Постановлением № 616, заказчик должен проводить такую закупку в электронной форме. При этом способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке.

В случае, если товар, работа, услуга не включены в указанный перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку таких товаров, работ, услуг в электронной форме.»

Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Все юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, обязаны осуществлять закупки в соответствии указанного Перечня.

Но есть случаи-исключения, когда закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не нужно осуществлять в электронной форме. Одним из таких случаев – исключений являются закупки, информацию о которых не обязательно размещать в ЕИС. Это, например, закупки, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.

Т.е., закупку канцтоваров на сумму менее ста тысяч рублей можно проводить не в электронном виде. Даже, если это не прописано вашим положением о закупке. В данном случае Заказчик руководствуется Законом № 223-ФЗ и Постановлением № 616.

Таким образом, в описанной Вами ситуации нарушения в выборе способа закупки нет. Во вложении к данному ответу приложены примеры судебной практики и разъяснений ФАС России по данному вопросу.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль