Закупка товаров работ или услуг в сфере естественных монополий с помощью электронного аукциона, запроса котировок

86

Вопрос

Правомерно ли осуществить закупку товаров, работ или услуг в сфере субъектов естественных монополий , путем проведения закупки электронного аукциона, запроса котировок и по п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе?

Ответ

Может ли заказчик заключить контракт на оказание общедоступных услуг почтовой связи с ФГУП «Почта России» на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, заказчик может заключить с ФГУП «Почта России» контракт на оказание услуг общедоступной почтовой связи на основании данного пункта.

Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств (ст. 17 Закона № 126-ФЗ).

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Деятельность ФГУП «Почта России» – субъекта естественной монополии в сфере услуг общедоступной почтовой связи регулируется Законом № 147-ФЗ.

Тарифы на услуги общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях (ст. 28 Закона № 126-ФЗ).

Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) входит в перечень услуг общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством (постановление Правительства РФ от 24 октября 2005 г. № 637).

Для ФГУП «Почта России» тарифы на оказание услуг почтовой связи утверждены приказом ФСТ России от 4 марта 2014 г. № 51-с/4.

Таким образом, ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии на рынке услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, в связи с чем контракт на оказание услуг общедоступной почтовой связи может быть заключен с ФГУП «Почта России» на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 5 сентября 2014 г. № Д28и-1773.

Последствия превышения 10% совокупного годового объема закупок при проведении запроса котировок

При осуществлении закупок согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, ст. 57, ст. 59, ст. 72,  ст. 83, ст. 84 и ст. 93 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 Закона о контрактной системе при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Чтобы не допустить нарушений, не превысить 10% совокупного годового объема закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок, прежде всего рекомендуется правильно рассчитать величину годового объем закупок, которая указывается в плане- графике закупок в виде итоговой информации о годовым объеме закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок.

Если заказчик при планировании на очередной финансовый год принял решение в пределах не более 10% совокупного годового объема закупок заключать контракты на сумму до 500 тыс. руб. согласно ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, затем внес в план-график закупки, которые планирует осуществить путем проведения запроса котировок, и рассчитанную величину годового объема закупок, и при подсчете осуществленных закупок, в конце года обнаружил, что итоговая величина годового объема закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок превысила плановую, т. е. превысила 10% совокупного годового объема закупок заказчика, то в этом случае заказчик нарушит требования ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе. Если при планировании результат расчета величины годового объема закупок превысит 100 млн. руб., то заказчик должен ограничить закупки суммой в 100 млн руб., но не более. В этом случае, при подсчете осуществленных закупок в конце года итоговая величина годового объема закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок не должна превысить плановую, т. е. 100 млн руб.

Следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.

Поэтому, если данное нарушение будет обнаружено при проверке, то должностное лицо заказчика, принявшее решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения запроса котировок сверх установленного годового объема закупок - 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 100 млн руб., может быть привлечено к административной ответственности органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль за деятельностью заказчика на предмет соблюдения требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг проводится в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе следующими органами контроля в пределах их полномочий:

  1. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которым является ФАС РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
  2. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовым органом субъектов РФ и муниципальных образований, органом управления государственными внебюджетными фондами;
  3. органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенным в соответствии с БК РФ.

Например, на уровне субъекта РФ контроль за деятельностью заказчика может проводиться в соответствии с возложенными полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок такого субъекта; на уровне муниципального района администрацией района, на уровне городского округа финансовым управлением администрации городского округа.

Проверки могут осуществлять назначенные контрольным органом комиссия или сотрудник такого контрольного органа, например, контролер- ревизор.

Также вправе проверить соблюдение заказчиком требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг надзорные органы (Прокуратура РФ) и выдать заказчику предписание об устранении нарушений или сообщить в контрольный орган о применении мер ответственности к такому заказчику в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, согласно ст. 98 Закона о контрактной системе Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований осуществляется аудит в сфере закупок.

Например, контрольно-счетной палатой муниципального образования муниципального района "Вуктыл" (Республика Коми) по результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений за период 2014 год были выявлены нарушения по факту закупок "малого объема" до 100 тыс. руб.

Так в плане-графике было запланировано закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму 890 020 руб., а фактически осуществлено в 2,44 раз больше, чем предусмотрено планом-графиком, что составило сумму в 2 174 010 руб. по заключенным договорам.

При этом согласно первоначальным данным плана-графика стоимость закупок Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений на 2014 год была запланирована на общую сумму 13 329 600 руб.

В выводах по результатам аудита в сфере закупок для нужд муниципального района "Вуктыл", в том числе, выделены следующие нарушения:

  • муниципальные контракты (договора) заключаются сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • неверно определены основания заключения договоров с единственным поставщиком, что ведет к нарушению требований Закона о контрактной системе в отношении договоров, заключенных с субъектами естественных монополий.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание о результатах рассмотрения настоящего Акта, имеющихся пояснениях и возражениях (с приложением копий подтверждающих их обоснованность документов) сообщить Контрольно-счетной палате МО МР "Вуктыл" в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения Акта.

Аналогичное нарушение было выявлено, при проведении плановой выездной проверки за 2014 год службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края главным контролером-ревизором отдела финансового контроля в отношении краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Туринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" было выявлено превышение годового объема закупок запланированного согласно плану-графику и фактически осуществленным закупкам.

Из акта проверки от 6 марта 2015 г. следует, что по состоянию на 31 декабря 2014 г. закупки по договорам, стоимостью до 400 тыс. руб. осуществлены в общем объеме 13 251 860 руб. или 630,0% от годового запланированного согласно плану-графику объема закупок (2 103 420 руб.), при этом планом-графиком закупки по договорам стоимостью до 400 тыс. руб., не предусмотрены.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание от 31 марта 2015 г. № СД/0428 об исправлении выявленных нарушений. За неисполнение предписания служба финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Из анализа результатов аудита и плановых проверок можно сделать вывод, что органы, осуществляющие контроль в сфере закупок, и органы, осуществляющие аудит в сфере закупок, придерживаются единой позиции о том, что превышение заказчиками объемов закупок, установленных в Законе о контрактной системе, является нарушением Закона о контрактной системе.

Таким образом, если в ходе планирования заказчик принял решение осуществлять закупки до 500 тыс. руб. путем проведения запроса котировок в объеме, не превышающем 10% совокупного годового объема закупок, то такой объем закупок также не должен превышать 100 млн руб.

Кроме того, если при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок заказчик превышает плановый годовой объем закупок, то такое превышение расценивается органами, осуществляющими контроль в сфере закупок и аудит в сфере закупок, как нарушение требований и положений Закона о контрактной системе, в частности ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе.

Поэтому в отношении должностных лиц заказчика могут быть применены меры административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 тыс. руб.

Рекомендуем заказчику при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок контролировать общую сумму таких закупок с целью не превышения определенной заказчиком в плане-графике закупок итоговой информации о годовом объеме закупок, которые заказчик осуществляет путем проведения запроса котировок.

В случае уменьшения совокупного годового объема закупок (уменьшения финансового обеспечения закупок заказчика) советуем пересчитывать годовой объем закупок в объеме, не превышающем 10% уменьшенного совокупного годового объема закупок с целью соблюдения требований ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, в том числе не допускать превышения 100 млн руб., и своевременно вносить необходимые изменения в план-график закупок.

Можно ли проводить электронный аукцион на закупку товаров, не входящих в аукционный перечень?

Согласно ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.

Таким образом, положения приведенной нормы Закона № 44-ФЗ делегируют Правительству РФ и высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ полномочия по утверждению перечней товаров, работ, услуг, закупку которых заказчик обязан осуществлять путем проведения электронного аукциона.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р.

При этом ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ определяет, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ.

Поэтому, помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечни, указанные в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе закупать путем проведения электронного аукциона и иные товары, работы, услуги по своему усмотрению.

Самостоятельно ли заказчик выбирает ограничения по годовому объему закупок, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Заказчик самостоятельно выбирает ограничения по годовому объему закупок, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок (ГОЗ), которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения ГОЗ, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Указанная норма предоставляет право заказчику выбирать: осуществлять ли закупки до 100 тыс. руб. не превышая 2 млн руб. или не превышая 5% совокупного годового объема закупок заказчика, которые не должны составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Зависимости указанных ограничений от величины совокупного годового объема закупок заказчика Законом № 44-ФЗ не установлено.

Заказчик может указанный выбор оформить приказом или распоряжением в соответствии с установленным порядком делопроизводства, при этом Законом № 44-ФЗ не установлено никаких требований к такому оформлению выбора. Тем более, что в самом плане-графике в соответствии с п. 5 Особенностей размещения на Официальном сайте указывается следующая итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок (тыс. руб.):

  1. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  2. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  3. у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Закон № 44-ФЗ не запрещает заказчику осуществить закупку услуг общедоступной почтовой связи по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Соответственно, если заказчик соблюдает требования к годовому объему закупок и закупка будет до 100 тыс. руб. - можно применить и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Также заказчик может провести электронный аукцион, либо запрос котировок до 500 тыс. руб. и с соблюдением годового объема запросов котировок.

В данном случае стоит вопрос целесообразности, так как услуги общедоступной почтовой связи оказываются только Почтой России.

Рекомендуем заключать контракт по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль