Описание объекта закупки

1342

Вопрос

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Каким образом и какие специалисты смогут описать объект закупки в соответствии с ужесточившимися требованиями?

Ответ

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 33 Закона № 44-ФЗ с 01.07.2016, заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены:

- техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании");

- документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее – Закон № 162-ФЗ));

- иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

С 01.07.2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.06.2016 № 589, которым утверждено Положение о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им. Определен состав входящих в него документов и правила его комплектования оператором (п. 6 Положения, утвержденного Постановлением № 589).

К документам в области стандартизации в соответствии с Законом № 162-ФЗ отнесены:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона № 162-ФЗ.

Все вышеперечисленные документы должны быть доступны на официальном сайте Росстандарта.

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Четкой формы такого обоснования законодательство о контрактной системе не предусматривает, поэтому заказчик формирует данное обоснование самостоятельно в свободной форме. С примером оформления обоснования необходимости использования иных показателей можно ознакомиться в нашей электронной системе.

Таким образом, если заказчику необходимо осуществить закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то для достижения целей осуществления закупки заказчик вправе не применять ГОСТы, стандарты или технические регламенты, а описать объект закупки на основании характеристик и их показателей, которые установлены его официальными производителями. В свою очередь, производители выпускают уже готовое изделие, изготовленное с применением всех необходимых требований стандартов и технических регламентов.

Однако в последнем случае заказчик должен будет подготовить обоснование необходимости использования иных показателей.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика указывать при описании объекта закупки наименование документов, в соответствии с которыми установлены те или иные показатели характеристик и сами характеристики объекта закупки (ГОСТов, технических регламентов и т.д.). Но в то же время заказчик должен быть готов подтвердить, что используемые им показатели характеристик и сами характеристики применяются либо в соответствии с техническими регламентами, либо в соответствии с документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Вместе с тем, указание только одних ссылок на конкретные стандарты, ГОСТы или технические регламенты без требуемых показателей может быть расценено, как нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Стандартизация в описании объекта закупки

С 1 июля 2016 г. начали действовать новые редакции1 Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Изменения на этот раз коснулась стандартизации требований к описанию объекта закупки, в том числе к безопасности и качеству. Расскажем об особенностях стандартизации при описании объекта закупки.

Заказчики с 1 июля 2016 г. должны учитывать требования национальных стандартов в описании объекта закупки при планировании, а также при подготовке извещений и документации. Цель тотальной стандартизации госзакупок — повысить качество товаров, которые закупают заказчики, и поддержать конкурентоспособность российских товаров.

Рассмотрим, документы национальной системы стандартизации, разберем, когда применять стандарты и когда надо (и не надо) ориентироваться на ГОСТ, а также приведем примеры закупок по стандартным показателям.

Документы по стандартизации

К документам по стандартизации в соответствии с Законом № 162-ФЗ2 относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации в отношении оборонной продукции, продукции в области использования атомной энергии и в сфере защиты государственной тайны.

Документы национальной стандартизации представлены в табл. 1.

Таблица 1.
Документы национальной системы стандартизации

Национальный стандарт РФ Основополагающий национальный стандарт РФ Предварительный национальный стандарт РФ Правила стандартизации Рекомендации по стандартизации Информационно-технические справочники
документ национальной системы стандартизации национальный стандарт документ по стандартизации документ национальной системы стандартизации документ национальной системы стандартизации документ национальной системы стандартизации
содержит систематизированные данные в определенной области и описывает технологии, процессы, методы, способы, оборудование и иные данные устанавливает общие положения, которые касаются работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов устанавливает для всеобщего применения общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок (для накопления опыта при применении предварительного нац. стандарта для возможной последующей разработки на его основе нац. стандарта) содержит положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих нац. стандартов, а также определяют порядок и методы работ по стандартизации и оформлению их результатов содержит информацию организационного и методического характера, которая касается работ по стандартизации и способствует применению соответствующего нац. стандарта либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в нац. стандарте или предварительном нац. стандарте содержит систематизированные данные в определенной области и описывает технологии, процессы, методы, способы, оборудование и иные данные

Общероссийские классификаторы распределяют технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.). Классификаторы в обязательном порядке используют в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в рамках федеральных законов и иных нормативных правовых актов (ОКПД2, ОКВЭД2).

Стандарты организаций служат для того, чтобы оптимизировать производство и обеспечивать должное качество продукции. Такие документы утверждают юридические лица. Это могут быть, в частности, государственная корпорация, саморегулируемая организация, а также индивидуальный предприниматель. Технические условия утверждает изготовитель продукции или исполнитель работ.

Своды правил содержат правила и общие принципы процессов. Они нужны, чтобы участники сферы госзакупок соблюдали требования технических регламентов (СНиП, СанПиН и др.). Их утверждает федеральный орган исполнительной власти.

Порядок стандартизации оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, а также процессов, которые связаны с такой продукцией, устанавливает Правительство РФ.

Когда применять стандарты и кто их регулирует

Все документы по стандартизации применяются добровольно, за исключением стандартов в оборонной и атомной промышленности, а также продукции, защищенной гостайной. Кроме того, применять национальный стандарт обязан изготовитель продукции (исполнитель работ) в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. Это касается случая, когда обозначение национального стандарта используют в маркировке, в эксплуатационной документации. Или же если продукция маркируется знаком национальной системы стандартизации.

За информационное обеспечение национальной системы стандартизации отвечает Федеральный информационный фонд стандартов.

С 1 сентября 2025 г. при осуществлении закупок в соответствии с законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ нельзя будет применять стандарты, не предусмотренные документами по стандартизации.

Это нельзя будет делать даже несмотря на то, что они включены в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах.

Условия применения международных, межгосударственных, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, которые не включены в документы по стандартизации, устанавливает Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ).

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль