Объединение нескольких лотов в 1 закупку

209

Вопрос

"Проектирование и поставка блочно-модульной газовой котельной" можно ли объединить все в одну закупку, какие будут коды ОКПД2 и какой способ закупки будет в данном случае правильным? Объединение нескольких лотов в 2 закупку

Ответ

Орган контроля в сфере закупок – ФАС России

Заказчик – Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области

Заявитель – Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество"

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ "под ключ" по объекту: "Перинатальный центр на 130 коек в г. Челябинске" (номер извещения 0169200001114000029).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика путем проведения Конкурса с ограниченным участием.
  2. Заказчиком неправомерно в один предмет закупки (один лот) включены работы по подготовке проектной документации, проектно - изыскательские работы, работы по строительству и поставки мебели и оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом контракта, что ограничивает количество участников закупки.

Полный текст Решения ФАС России от 11 июня 2014 г. по делу № К–930/1/14 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Установила

1. Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что, по мнению Заказчика, строительство "под ключ" объекта: "Перинатальный центр на 130 коек в г. Челябинске" относится к п. 6 Приложения № 1 Перечня № 1089, а именно "выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства".

Частью 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика путем проведения закупки в форме конкурса с ограниченным участием, нарушают ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

2. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

На основании вышеизложенного, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет объекта закупки работы по подготовке проектной документации и работы по организации строительства, что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и нарушает ч. 3 ст. 56 Закона № 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

3. По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено следующее: "Показатель "Качество работ" оценивается с точки зрения достижения наилучшего результата выполнения работ, указанных в технической части (Часть VII. настоящей документации). Участник конкурса представляет Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме 5 Части IV настоящей конкурсной документации.

Более высокий балл соответствует более высокому качеству выполнения работ, отвечающих требованиям к качеству, более высоким по сравнению с обязательными требованиями установленными Технической частью КД, не ведущей к удорожанию стоимости объекта закупки (например: описание инновационных технологий, описание методов выполнения работ позволяющих получить результат более высокого качества по сравнению с результатом, предусмотренным Технической частью КД, описание методов выполнения работ позволяющих сократить сроки выполнения работ, описание методов выполнения работ позволяющих снизить расходы Заказчика, эксплуатирующей организации на эксплуатацию объекта)».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают ч. 3 ст. 56 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст 7.30 КоАП РФ.

Постановила

  1. Признать жалобу обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2, 3 ст. 56 Закона № 44-ФЗ.
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона № 44-ФЗ.
  4. Передать материалы дела от 16 июня 2014 г. № К-930/1/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Можно ли проводить конкурс на проектирование здания объекта (школы, детского сада, котельной, административного здания)

Закупку на проектирование здания школы можно осуществить путем проведения открытого конкурса.

В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 24 Закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу части 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57–59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

Исходя из части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 года № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее – Перечень), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 59 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, указанные в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Услуги по проектированию зданий и сооружений можно отнести к коду ОКПД2 71 «Услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа», который не включен в Перечень.

Поэтому заказчик может определить исполнителя по контракту путем проведения открытого конкурса на проектирование здания (школы, детского сада, котельной, административного здания).

Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Комментируемая статья содержит общие положения о способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), т. е. о возможных процедурах, осуществляемых заказчиками, в результате проведения которых заключается государственный или муниципальный контракт.

Частью 1 данной статьи определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 2 комментируемой статьи раскрывает перечень способов определения поставщиков, которые в рамках Закона о контрактной системе являются конкурентными. К указанным способам определения поставщиков относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Понятие конкурса определено в ч. 3 рассматриваемой статьи, под которым понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Часть 4 анализируемой статьи определяет основное отличие аукциона от конкурса: победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, в то время как цена при проведении конкурса является лишь одним из критериев оценки заявок участников.

Согласно ч. 5 комментируемой статьи решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком. При этом выбор способа определения поставщика "связан" императивными нормами Закона о контрактной системе, что означает содержащаяся в рассматриваемой норме фраза "в соответствии с положениями настоящей главы". Кроме того, данной нормой установлено, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Следует отметить, что ст. 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требования, установленных Законом о контрактной системе, при принятии должностным лицом заказчика решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 6 рассматриваемой статьи предусматривает возможность выделения лотов при осуществлении закупок путем проведения конкурса или аукциона. Применительно к рассматриваемой норме лот означает выделение партии однородных товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых заключается отдельный контракт по итогам осуществления закупки. Соответственно, в отношении каждого лота при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Необходимость выделения лотов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольного законодательства. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Как правило, нельзя включить в состав одной закупки лота виды деятельности, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию либо подлежащие "разному" лицензированию (ч.1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ), так как это ограничивает количество участников закупки.

Так же в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В данном случаи считаем, что объединить в один лот закупки по проектированию и поставке блочно-модульной газовой котельной нельзя, так как это ограничивает количество участников закупки.

Услуги по проектированию можно отнести к коду ОКПД2 - 71 «Услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа».

К закупке на поставку блочно-модульной газовой котельной можно применить код ОКПД2 - 25.21.12.000 «Котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления».

Данные закупки заказчик может провести путем проведения открытого конкурса.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Анонсы будущих номеров
    Подробнее
    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль