text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Документация подтверждающая соответствие по постановлению №656

  • 6 мая 2018
  • 28

Вопрос

Готовим эл.аукцион по 44-ФЗ на закупку школьного автобуса.ОКПД- 29.10.30.113 - Автобусы для перевозки детей. Установили запрет по 656 Постановлению. Какие документы потребовать от участника во второй части на подтверждение соответствия?

Ответ

Когда установить запрет на допуск иностранных товаров машиностроения

Заказчикам запрещено закупать иностранные товары машиностроения, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ (постановление от 14 июля 2014 г. № 656, далее – Постановление № 656). Запрет распространяется, например, на автомобили, автобусы, троллейбусы, автокраны.

Постановление № 656 не применяют к закупкам:

  • дипломатических представительств;
  • консульских учреждений;
  • представительств РФ при международных, межгосударственных, межправительственных организациях, которые осуществляют закупки на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности.

Когда можно купить иностранную продукцию

Заказчик может закупить иностранный товар в четырех ситуациях.

Первая ситуация. Товары из пунктов 1–55 перечня производят при создании или модернизации и (или) освоении производства продукции машиностроения в соответствии со специальным инвестиционным контрактом. Наличие такого документа подтверждает участник. Для этого он прикладывает к заявке копию инвестиционного контракта. Заверяет копию руководитель организации, которая является стороной указанного контракта.

Что такое специальный инвестиционный контракт, читайте ниже в рекомендации.

Вторая ситуация. Специального инвестиционного контракта нет, но товары из пунктов 1–13, 17–32, 34–55 перечня соответствуют требованиям к промышленной продукции (приложение к постановлению № 719). Соответствие подтверждает участник. Для этого он прикладывает к заявке акт экспертизы, который выдает Торгово-промышленная палата России.

Третья ситуация. Специального инвестиционного контракта нет, но продукция из пунктов 14–16, 33 перечня соответствует требованиям к промышленной продукции (приложение к постановлению № 719) и одному из условий:

а) товары произвела компания из перечня хозяйствующих субъектов, которая в 2010 году выпускала моторные транспортные средства и использовала понятие «промышленная сборка». Участник должен подтвердить, что он входит в перечень хозяйствующих субъектов. Для этого он прикладывает к заявке акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России.

Перечень хозяйствующих субъектов:

от Республики Беларусь:

  • СП ЗАО «ЮНИСОН», пос. Обчак, Минская область;

от Республики Казахстан:

  • АО «Азия Авто» (автосборочный завод), г. Усть-Каменогорск, ул. Бажова, д. 101/1;

от России:

  • ОАО «ИжАвто», г. Ижевск, Республика Удмуртия;
  • ОАО «СОЛЛЕРС – Набережные Челны», г. Набережные Челны, Республика Татарстан;
  • ОАО «Автофрамос», г. Москва;
  • ООО «Автомобильный завод "ГАЗ"», г. Нижний Новгород;
  • ОАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», г. Тольятти;
  • ООО «Фольксваген Груп Рус», г. Калуга;
  • ООО «Дженерал Моторз Авто», г. Санкт-Петербург;
  • ООО «Ниссан Мотор Рус», пос. Каменка Ленинградской области;
  • ООО «Северстальавто-ЕЛАБУГА», г. Елабуга, Республика Татарстан;
  • ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», пос. Шушары Ленинградской области;
  • ООО «Объединенные транспортные технологии», Нижегородская область;
  • ЗАО «Форд Мотор Компани», г. Всеволжск, Ленинградская область;
  • ОАО «АвтоВАЗ», г. Тольятти, Самарская область;
  • ОАО «Ульяновский автомобильный завод» («УАЗ»), г. Ульяновск;
  • ООО «МАКСУС», Нижегородская область;
  • ООО «Хендэ Мотор СНГ», Ленинградская область;
  • «Северстальавто-КАМА», г. Елабуга, Республика Татарстан;
  • ЗАО «Группа Химэкс», Саратовская область;
  • ООО «СОЛЛЕРС – Дальний Восток», Приморский край;

б) товары произвели российские юридические лица, которые ввозят автокомпоненты для промышленной сборки моторных транспортных средств. Ввоз автокомпонентов осуществляется на основании соглашений с Минэкономразвития России, которые исполняются без нарушений. Соглашения распространяются на товары, предназначенные для промышленной сборки транспорта товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов. К таким позициям относится моторный транспорт, например, легковые автомобили для перевозки людей.

Участник закупки должен подтвердить, что относится к отечественным компаниям, у которых заключены названные выше соглашения с Минэкономразвития России. Для этого он прикладывает к заявке акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России;

Что такое ТН ВЭД ЕАЭС

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) – это классификатор, который используют сотрудники таможни, чтобы проводить таможенные операции.

в) товары произвели компании, которые до 1 апреля 2016 года работали в режиме, предусмотренном абзацем 6 пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон. Чтобы это подтвердить, участник прикладывает к заявке акт экспертизы, который выдает Торгово-промышленная палата России.

Для целей Постановления № 656 местом осуществления производственных операций, указанных в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, являются территории государств – членов ЕАЭС.

Четвертая ситуация. Товары из пунктов 1–13, 17–32, 34–55 перечня произвели в государствах ЕАЭС. Данный случай применяйте, если нет специального инвестиционного контракта (ситуация 1) и товар отсутствует в приложении к постановлению № 719 (ситуация 2).

Внимание: в ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.

Участник должен подтвердить, что предлагает продукцию из страны ЕЭАС. Для этого он прикладывает к заявке сертификат о происхождении товара. Такой документ выдает уполномоченный орган государства ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Внимание: три позиции из Перечня содержат пометку «новые» (подп. 14, 15 и 16). Это означает, что запрет касается только новых автомобилей. Заказчик вправе купить иностранный автомобиль, бывший в употреблении.

Ситуация: заказчик закупает автобусы, которые относятся к коду ОКПД2 29.10.30.119. Нужно ли устанавливать запрет на допуск иностранных товаров

Да, нужно. Код ОКПД2 29.10.30.119 входит в категорию кода ОКПД2 29.10.30.110. А последний включен в Перечень Постановления № 656.

Для того чтобы понять, входит ли товар с кодом ОКПД2 29.10.30.119 «Автобусы прочие» в Перечень Постановления № 656, ознакомьтесь, из каких частей состоит код ОКПД2 в целом.

В ОКПД2 используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). Код состоит из двух–девяти цифр:

XX класс;
XX.X подкласс;
XX.XX группа;
XX.XX.X подгруппа;
XX.XX.XX вид;
XX.XX.XX.XX0 категория;
XX.XX.XX.XXX подкатегория.

На нижней ступени классификационного деления код детализируется, когда категории делятся на несколько подкатегорий. Если категория разбивается более чем на девять подкатегорий, их кодируют последовательно, без использования значения «0» в последнем разряде кода.

Код ОКПД2 29.10.30.110 «Автобусы» детализируется на нижней ступени деления, так как категория делится на несколько подкатегорий:

29.10.30.111 «Автобусы городские»;
29.10.30.112 «Автобусы дальнего следования»;
29.10.30.113 «Автобусы для перевозки детей»;
29.10.30.114 «Автобусы для перевозки инвалидов»;
29.10.30.119 «Автобусы прочие».

Законодатель в перечне указал категорию к коду ОКПД2 29.10.30.110 «Автобусы», которая делится на подкатегории. Поэтому при закупке товаров с кодами ОКПД2 29.10.30.119 «Автобусы прочие» нужно устанавливать запрет в соответствии с Постановлением № 656.

Ситуация: устанавливать ли запрет на допуск иностранных товаров машиностроения при закупке услуг по аренде автомобилей скорой медицинской помощи

Установите запрет, если конечная цель аренды – приобретение автомобилей в собственность. Запрет не устанавливают при закупке работ, услуг (п. 5 постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 656, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 ноября 2016 года № Ф01-4946/2016).

Что такое специальный инвестиционный контракт и какие требования к нему предъявляют

Это контракт, который заключен между инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом РФ и (или) муниципальным образованием.

Инвестиционный контракт должен содержать положение о том, что инвестор или привлеченное им лицо обязуется поэтапно выполнять все технологические и производственные операции для промышленной продукции соответствующего вида. Такие операции предусмотрены:

  • приложением к постановлению № 719;
  • приложением № 1 к Правилам определения страны происхождения товара, если необходимой продукции нет в приложении к постановлению № 719.

Внимание: продукцию машиностроения приравнивают к российской на срок:

  • не более пяти лет с момента, когда стороны заключили специальный инвестиционный контракт;
  • не более трех лет с момента, когда инвестор начал производить продукцию.

Ситуация: распространяется ли запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения на контракты с единственным поставщиком

Да, распространяется.

Исключение предусмотрено лишь для закупки товаров на территории иностранных государств для обеспечения деятельности:

  • дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;
  • представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

Других исключений нет (п. 5 Постановления № 656).

Как заказчику закупить автотранспорт

Екатерина Кравцова, заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Заказчики ограничены в выборе иностранного автотранспорта. Читайте в рекомендации, какой иностранный автотранспорт нельзя закупать и какие документы требовать от участников. Кроме того, в материале найдете правила нормирования, а также случаи, когда их применять и кому.

Какой иностранный автотранспорт закупать нельзя

Заказчикам запрещено закупать иностранный автотранспорт из перечня, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656, далее – Постановление № 656. Запрет распространяется на всех заказчиков без исключения (п. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Применяйте запрет, даже если закупаете автотранспорт, бывший в употреблении. Исключение – легковые автомобили с кодами ОКВЭД 29.10.21.000, 29.10.22.000, 29.10.23.000. Если объект закупки попадает под перечисленные коды и вы закупаете подержанный автомобиль, не устанавливайте запрет на иностранный товар в документации о процедуре. Это связано с тем, что коды легкового автотранспорта в Постановлении № 656 сопровождаются словами «новые». Следовательно, заказчики, которые закупают автомобили с пробегом, вправе не применять запрет (п. 14-16 Перечня, утвержденного Постановлением № 656).

Как убедиться, что участник предлагает не иностранный товар

Когда закупаете автотранспорт из перечня № 656, потребуйте от участников акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России. Документ подтверждает, что товар отвечает условиям, запретам и ограничениям, которые заказчик установил в документации.

Если заказчик закупает автотранспорт электронным аукционом, участник должен представить акт экспертизы во второй части заявки. Об этом сказано в пункте 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик проводит запрос котировок, нельзя требовать акт экспертизы в составе котировочной заявки. В то же время законом не запрещено установить в котировочной документации такое требование:
«…поставщик должен представить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России вместе с товаром в составе сопроводительной документации…».
Такой вывод следует из части 4 статьи 73 Закона № 44-ФЗ.

Допустим, заказчик установил в документации, что участник обязан представить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России. Тогда заявку участника, который не выполнил требование, нужно отклонить. Такого мнения придерживаются сотрудники ФАС России. Пример – решение Архангельского УФАС России от 20 февраля 2016 г. по делу № 55мз-16.

Если участник вместо акта экспертизы Торгово-промышленной палаты России приложил к заявке сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, заказчик также вправе отклонить предложение (решение ФАС России от 28 августа 2015 г. по делу № К-1045/15).

Установите требование о том, что участник должен представить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты России, четко. Например, напишите так:
«…соответствием товара вышеизложенным требованиям является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (см. Положение о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение 2 к приказу ТПП России от 25 августа 2014 г. № 64)). Участник закупки в составе заявки должен представить указанный акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации».
Не ссылайтесь только на Постановление № 656 или на пункты аукционной документации. Иначе есть вероятность, что ФАС России примет сторону участника (решение ФАС России от 28 сентября 2016 г. № КГОЗ-422/16).

Внимание: работнику контрактной службы, контрактному управляющему, который не установит запрет из Постановления № 656, грозит штраф в размере 3000 руб.

Административная ответственность предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Когда учитывать правила нормирования

Правила нормирования должны учитывать заказчики, которые закупают:

  • легковые автомобили;
  • средства автотранспортные для перевозки 10 человек и более;
  • средства автотранспортные грузовые.

Это связано с тем, что перечисленный выше автотранспорт входит в обязательный перечень продукции из приложения 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927, далее – Обязательный перечень № 927.

К каким заказчикам относится Обязательный перечень

Обязательный перечень № 927 должны соблюдать:

  • федеральные государственные органы;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами России, их территориальные органы и подведомственные им казенные и бюджетные учреждения.

Когда начать применять правила нормирования

Заказчики, которые закупают автотранспорт из Обязательного перечня № 927, должны применять правила нормирования начиная с закупок 2017 года. Ведь план-график на 2016 год заказчики сформировали до того, как вступила в силу статья 19 Закона № 44-ФЗ.

Для бюджетных учреждений правила нормирования и нормативные затраты устанавливает учредитель. Применить правила нормирования заказчикам поможет рекомендация.

Ситуация: как заказчику купить легковой автомобиль в лизинг

Заказчик вправе провести электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или заключить контракт с единственным исполнителем.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если объект закупки включен:

  • в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р;
  • в дополнительный перечень, который устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Об этом сказано в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Договор лизинга входит в группировку кода 64 «Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению». А код 64 входит в аукционный перечень № 471-р. Следовательно, заказчик должен провести аукцион. Однако закупить товары, работы, услуги из аукционного перечня заказчик вправе запросом котировок, запросом предложений или у единственного поставщика. Такое право дает часть 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы обосновать НМЦК, воспользуйтесь методом сопоставимых рыночных цен, поскольку он является приоритетным (ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: заказчик проводит электронный аукцион на поставку автомобиля. Можно ли в техническом задании указать товарный знак автомобиля со словами «или эквивалент»

Нет, нельзя – такого мнения придерживаются специалисты ФАС России. Опишите объект закупки так, чтобы под характеристики подходили автомобили не одной марки. Не указывайте товарный знак автомобиля, в том числе со словами «или эквивалент». Иначе рискуете, что ФАС России отменит закупку или накажет штрафом по части 4.1 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заказчик вправе использовать товарный знак, когда описывает объект закупки, но только если нет другого способа более точно и четко охарактеризовать продукцию. Административная практика показывает, что данное правило не работает, когда заказчик закупает автомобиль (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Например, заказчик включил в аукционную документацию товарный знак: «Поставка легкового автомобиля Toyota Camry (отечественной сборки) или эквивалент». Комиссия УФАС России установила, что под параметры автомобиля Toyota Camry, которые заказчик указал в аукционной документации, не подходили другие марки машин. Наиболее схожие по параметрам с Toyota Camry автомобили Nissan Teana и Honda Accord также не попадали под требования заказчика по параметрам «Объем багажника» и «Расход топлива».

Специалисты антимонопольной службы сделали вывод, что заказчик ограничил количество участников закупки и нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Дагестанского УФАС России от 8 сентября 2014 г. № 478А-2014).

Подобное дело рассмотрела ФАС России. Заказчик не смог доказать, что автомобили марки Kia Ceed Hatchback и Huynday Solaris Hatchback – это эквиваленты машины Lada Kalina Hatchback (извлечение из решения ФАС России от 21 января 2015 г. по делу № К–28/15).

Код ОКПД 29.10.30.113 «Автобусы для перевозки детей» входит в общий код ОКПД 2 29.10.30.110.

Код ОКПД 2 29.10.30.110 указан в пункте 18 Перечня отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющегося приложением к Постановлению № 656.

В соответствии с пунктом а) части 1 Постановления № 656 при закупке товаров по пункту 18 из Перечня для подтверждения соответствия товара требованиям Постановления № 656 участники закупки в зависимости от происхождения товара предоставляют:

копию инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации, которая является стороной указанного контракта;

или акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой России;

или сертификат о стране происхождения товара.

Таким образом, в документации заказчик указывает, что во второй части заявки участники предоставляют копию инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации, которая является стороной указанного контракта или акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой России или сертификат о стране происхождения товара.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.