text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Включение в закупку "Поставка канцелярских товаров" прочих товаров

  • 16 апреля 2018
  • 37

Вопрос

Можно ли в закупку "Поставка канцелярских товаров" включить батарейки, калькуляторы и сетевые фильтры?

Ответ

Ограничение конкуренции (укрупнение лота) при закупке молочной продукции

Проблема:

Ограничивает ли конкуренцию одновременная закупка (одним лотом) молока, масла, сыра, сметаны, творога, кефира, молока сгущенного?

Решение:

Одновременная закупка заказчиком (одним лотом) молока, масла, сыра, сметаны, творога, кефира, молока сгущенного может быть признана ограничивающей конкуренцию.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – ФЗ № 135-ФЗ) при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Прямого ответа на вопрос является ли молоко, масло, сыр, сметана, творог, кефира, сгущенное молоко технологически и функционально не связанными товарами законодательство не содержит, как и вообще не дает понятия такой взаимосвязанности. Ограничение конкуренции устанавливается контролирующими органами в каждом конкретном случае.

Обратимся к практике УФАС России.

Так по одной из закупок, проводимой в Челябинской области (Извещение № 0169300008214000249), на поставку молока и молочной продукции на второй квартал 2014 г., в которой были объединены указанные в вопросе товары, была подана жалоба на положения документации об электронном аукционе. Закупалось заказчиком: молоко питьевое пастеризованное, масло сливочное, сыр, сметана, творог, кефир, варенец, молоко сгущенное с сахаром.

Потенциальный участник закупки в жалобе указал: "в требованиях на поставку молочной продукции присутствуют продукты (сыр, сгущенное молоко), которые не производятся совместно с другими молочными продуктами на заводах области (молоко, сметана, творог). Данный ассортимент могут поставлять ограниченный круг участников, не производители. Были ущемлены права производителей и произведено сужение круга участников, что является нарушением закона".

Решением Челябинского УФАС России № 166-ж/2014 от 21.04.14 г. доводы заявителя жалобы были признаны обоснованными, была установлена возможность ограничения конкуренции.

В частности, УФАС в Решении указало:

Согласно ст. 4 Закона № 135-ФЗ взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Внимание:

при формировании лота Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) поставить указанный товар и принять участие в аукционе.

Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, либо производителей, специализирующихся на разных видах продукции, приводит к необходимости приобретения недостающих товаров разных торговых марок и производителей, так как в случае предложения к поставке товара не в полном объеме лота, или товара, несоответствующего по характеристикам требованиям документации, участнику закупки должно быть отказано в допуске к участию в аукционе.

При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев: техническая однородность, потребительское назначение, взаимозаменяемость.

На участие в аукционе поступило две заявки, о чем свидетельствует протокол рассмотрения первых частей заявок от 18 апреля 2014 г..

Согласно извещению о проведении аукциона и п. 3 Информационной карты документации об аукционе объектом закупки является молоко и молочная продукция в соответствии с Приложением № 1 к Информационной карте документации об аукционе, которое содержит требование к молоку питьевому пастеризованному, маслу сливочному, сыру, сметане, творогу, кефиру, варенцу, молоку, сгущенному с сахаром.

При анализе Приложения № 1 к Информационной карты документации об аукционе (столбец "Количество") можно сделать вывод, что больший объем из требующихся заказчику продуктов составляет молоко питьевое пастеризованное (4902 л), сметана (139 кг), творог (498 кг), кефир (396 кг),варенец (396 кг).

Следовательно, объект закупки, исходя из соотношения молока и молочной продукции (творог, сметана,варенец, кефир) и сыра (78 кг), сгущенного молока (65,74 кг) и масла (268 кг) может быть экономически интересен производителям и поставщикам молока и указанной молочной продукции.

Из представленных Заявителем в составе жалобы прайс-листов следует, что ОАО "Чебаркульский молочный завод", ОАО "Копейский молочный завод", ООО "Урал Молоко", ОАО "Золотые луга", ОАО "Комбинат молочный стандарт", ОАО "Челябинский городской молочный комбинат" не производят и не реализуют сыр и сгущенное молоко.

Следовательно, включение указанной продукции в один лот с молоком и молочной продукцией исключает возможность участия в аукционе производителей молока и молочной продукции и поставщиков, специализирующихся на поставке указанной продукции и работающих с заводами-производителями.

Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции заказчиком в один лот включены технологически и функционально не связанные между собой товары, что может привести к ограничению конкуренции при проведении Аукциона и сокращению количества участников закупки".

Следует напомнить, что согласно ч. 4.1. ст. 7.30 КоАП РФ включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тыс. руб.

Таким образом, при формировании лотов на закупку молочной продукции заказчику следует учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь продукции, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) поставить товар и принять участие в закупке. В противном случае существует риск признания условий закупки ограничивающими конкуренцию.

Такое объединение товаров, может быть признано ограничением конкуренции. Так как при формировании лотов на закупку канцелярских товаров заказчику следует учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь продукции, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) поставить товар и принять участие в закупке. В противном случае существует риск признания условий закупки ограничивающими конкуренцию.

Ниже приведена рекомендация, которая наглядно показывает, как заказчик может ограничить конкуренцию среди участников.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.