text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Штраф за несвоевременную публикацию информации в еис

  • 15 апреля 2018
  • 62

Вопрос

штрафы по 223 фз накладывают как на организацию, так и на должностное лицо? и за просрочки публикования информации в ЕИС, штраф будет за каждый день просрочки?

Ответ

Административная ответственность за нарушения 223-ФЗ

Заказчиков и их должностных лиц, которые нарушат 223-ФЗ, контролеры накажут штрафом или дисквалификацией. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит восемь составов нарушений. Самый высокий штраф – 300 000 руб. За какие нарушения накажут – смотрите в таблице.

Заказчик вправе оспорить административную ответственность или попросить снизить сумму штрафа, если вынесут постановление о привлечении к административной ответственности.

Кто рассматривает дела о нарушениях 223-ФЗ

Административные дела о нарушениях 223-ФЗ рассматривают ФАС России, мировой и районный суды.

Кто рассматривает Что нарушил заказчик Основание
ФАС России Части 1, 3–8 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях Часть 1 статьи 23.83 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Мировой суд

Часть 2 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если одновременно выполнено два условия:

- к ответственности привлекают лицо, которое не замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ;

- административный орган не проводил расследование

Часть 1, абзацы 2, 6 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 Кодекса об РФ административных правонарушениях
Районный суд

Часть 2 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если выполнено какое-либо из условий:

- к ответственности привлекают лицо, которое замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ;

- административный орган провел расследование 

Часть 1, абзацы 2, 6 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 Кодекса об РФ административных правонарушениях

Дела, которые рассматривает ФАС России, заказчик обжалует в арбитражном суде по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а должностное лицо – в суде общей юрисдикции по правилам главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дела, которые рассматривает мировой судья и судья районного суда, заказчик обжалует в вышестоящем суде по правилам главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Внимание: жалобы участников ФАС вправе рассматривать только по четырем основаниям, которые перечислены в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ

Участник вправе пожаловаться в ФАС, если заказчик:

  1. не разместил в ЕИС Положение о закупке и изменения в документ, информацию о закупке, которую обязан размещать в ЕИС, либо нарушил сроки публикации;
  2. потребовал от участников представить документы, которые не предусмотрены документацией о закупке;
  3. не утвердил и не разместил в ЕИС Положение о закупке и при этом провел процедуру не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  4. не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства либо опубликовал недостоверные данные.

Перечень оснований приведен в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Если ни один из перечисленных пунктов не нарушен, то у ФАС нет полномочий рассматривать жалобу и принимать решение. Решение по таким спорам принимает только суд. Такие разъяснения даны в определении Верховного суда РФ от 11 апреля 2017 года № 304-КГ16-17592, № А27-24989/2015.

Для кого предусмотрена административная ответственность

К административной ответственности за нарушение требований Закона № 223-ФЗ привлекают как заказчика, так и должностное лицо заказчика.

Должностные лица заказчика – работники, которые выполняют функции по организации и проведению закупок в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, в том числе члены комиссии по закупкам. Такие пояснения дает статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Должности работников, которые нарушили 223-ФЗ, могут быть разные, например:

  • начальник отдела корпоративного развития и управления стратегией (решение Московского городского суда от 16 июня 2016 г. № 7-6986/2016);
  • заместитель генерального директора по информационным технологиям, развитию новых продуктов (решение Московского городского суда от 16 июня 2016 г. по делу № 7-6964/2016).

В должностном регламенте или ином локальном акте организации указывают, что работник отвечает за организацию и осуществление закупочной деятельности. В противном случае есть вероятность, что к административной ответственности привлекут руководителя организации-заказчика (ст. 2.4 КоАП РФ).

Ситуация: заказчик публиковал в ЕИС изменения в план закупок и допустил ошибку – прикрепил другой документ. Предусмотрена ли в этом случае административная ответственность

Нет. Ответственность за то, что заказчик по ошибке прикрепил в ЕИС другой документ, Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.

Ответственность за то, что заказчик нарушил порядок, в котором проводят закупки по Закону № 223-ФЗ, установлена статьей 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Статья не предусматривает ответственности для заказчика или должностного лица, которые ошибочно прикрепили документы.

Когда оспорить административную ответственность

Заказчик вправе оспорить административную ответственность по девяти основаниям (ст. 24.5 КоАП РФ).

Чтобы оспорить ответственность, подают жалобу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Срок – 10 дней с момента, когда заказчик получил постановление о наложении штрафа.

Основание 1. Нет события правонарушения.

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушение не было совершено. При этом неважно, какие доказательства представил административный орган.

Пример: об отсутствии правонарушения

Заказчик по Закону № 223-ФЗ не указал в документации о закупке сведения, которые определены в положении о закупке. Участник закупки пожаловался в антимонопольную службу. Сотрудники УФАС России решили, что заказчик нарушил часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, и наказали организацию штрафом в 100 000 руб. Основание – часть 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заказчик попросил арбитражный суд отменить постановление УФАС России и выиграл дело. Судья указал на отсутствие события правонарушения.

Пример: об отсутствии правонарушения

Заказчик, который работает по Закону № 223-ФЗ, не разместил в ЕИС план-график закупок. ФАС России наказала заказчика штрафом в 100 000 руб. Основание – часть 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заказчик обратился в арбитражный суд. Судья отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения.

Судья пояснил, что Закон № 223-ФЗ не требует от заказчиков составлять и размещать в ЕИС план-график закупок. При этом суд принял во внимание довод представителя ФАС России, который утверждал, что термин «план-график» в постановлении контролеров – это техническая ошибка. Однако довод не повлиял на решение судьи, поскольку антимонопольный орган не устранил техническую ошибку – не внес исправления в постановление (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2016 г. № 09АП-23368/2016).

Основание 2. Малозначительность

Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность в том числе означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:

  • личность и имущественное положение виновного лица;
  • факт, что виновный добровольно устранил последствия правонарушения;
  • доказательства, что виновный возместил ущерб.

Об этом сказано в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10.

Пример: о малозначительности

Заказчик, который не опубликовал положение о закупке и должен руководствоваться Законом № 44-ФЗ, нарушил требование и заключил договор с единственным поставщиком на сумму больше 100 000 руб. УФАС России наказало заказчика штрафом в 50 000 руб. Основание – часть 3 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заказчик обратился в арбитражный суд с просьбой отменить постановление УФАС России. Судья отменил постановление, поскольку посчитал правонарушение малозначительным.

Судья сослался сразу на несколько обстоятельств:

  • заказчик разместил в ЕИС положение о закупках, план закупки, а также сведения о закупках, стоимость которых не превышает 100 000 руб., чтобы устранить нарушения;
  • УФАС России не доказало суду, что нарушение несет существенную угрозу общественным отношениям и вред интересам граждан, общества и государства;
  • заказчик совершил правонарушение впервые, нет обстоятельств, которые отягчают ответственность заказчика;
  • заказчик ведет сельскохозяйственную, научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую деятельность;
  • тяжелое материальное положение заказчика.

Об этом сказано в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2016 года № 10АП-14531/2016.

Основание 3. Нарушение не доказали

Административный орган обязан доказать обстоятельства, по которым привлекает к ответственности заказчика или его должностное лицо. Об этом сказано в части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Доказательствами того, что лицо нарушило закон, служат факты, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела. Если у административного органа доказательств нет, суд отменит постановление или не привлечет виновного к ответственности (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Основание 4. Вину не доказали

Административный орган должен доказать, что лицо виновно и нарушило закон. Лицо признают виновным, если у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но оно этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Основание 5. Лицо, которое привлекли к ответственности, – не субъект правонарушения

Субъект правонарушения – это лицо, которое нарушило нормы права. Если виновного не установили, то нет и нарушения. А если лицо, которое привлекают к ответственности, на самом деле не субъект правонарушения и докажет это, его не привлекут к ответственности.

Основание 6. Истек срок давности

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований 223-ФЗ составляет один год с момента, когда правонарушение совершили. Об этом сказано в статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если лицо нарушило 223-ФЗ и истек один год, административный орган не вправе наказать виновного (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Основание 7. Протокол о правонарушении составили не по правилам

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что административный орган составил протокол по делу об административном правонарушении не по правилам. Протокол с объяснениями и сведениями – основное доказательство по делам об административных нарушениях. Протокол, который административный орган составил с нарушениями, суд не считает доказательством. То же самое касается и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое вместо протокола выносит прокурор (ч. 2, 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Пример: постановление о возбуждении дела прокурор составил не по правилам

Прокурор установил, что заказчик нарушил Закон № 223-ФЗ и положение о закупке, и вынес постановление возбудить дело об административном правонарушении. УФАС России наказало заказчика штрафом – 5000 руб. Основание – часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Арбитражный суд поддержал УФАС России, и заказчик обратился в арбитражный апелляционный суд с просьбой отменить штраф.

Апелляционная инстанция отменила штраф, поскольку юрлицо известили о постановлении ненадлежащим образом. Прокурор составил постановление в присутствии представителя заказчика, который действовал по доверенности. Однако доверенность не подтверждала, что представитель вправе участвовать в административном деле. Судья пояснил: общая доверенность, в которой не указано право участвовать в конкретном административном деле, – не доказательство, что юрлицо известили без нарушений закона. В решении судья ссылался на часть 2 статьи 211, пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2016 г. № 09АП-61462/2015).

Основание 8. Административный орган не сообщил виновному, где и когда рассмотрит дело

Административный орган рассматривает дело о правонарушении в присутствии виновного лица (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Административный орган должен известить виновного, где и когда вынесет постановление о привлечении к ответственности. Если виновного не известили и в материалах дела отсутствует доказательство надлежащего уведомления лица, суд или вышестоящее должностное лицо вправе отменить постановление.

Основание 9. Лицо привлекли к ответственности за одно и то же правонарушение

Нельзя наказать дважды за одно и то же нарушение. Поэтому суд не привлечет лицо к ответственности, за которую виновного уже наказывали (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

По Основаниям 3–6, 8 и 9 судебная практика еще не сложилась, но заказчики вправе ими воспользоваться.

Когда просить снизить штраф

Должностное лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 50 000 руб. и больше. Однако новый штраф составит не меньше чем половину размера минимального штрафа. Например, минимальный размер штрафа – 50 000 руб. Тогда штраф должностного лица снизят до суммы не менее 25 000 руб. (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 100 000 руб. или выше. Штраф могут снизить только до половины его минимального размера. Например, минимальный размер штрафа для юрлица – 200 000 руб. Такой штраф снизят максимум до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Снизить размер минимального штрафа вправе судья, орган или должностное лицо, которые рассматривают:

  • дело о правонарушении;
  • жалобу на постановление;
  • решение по делу.

Об этом сказано в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Пример: снижение штрафа

Заказчик не разместил в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, которые заключил с субъектами малого и среднего предпринимательства за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь ноябрь, декабрь 2014 года. Специалисты УФАС России установили, что заказчик нарушил часть 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, и вынесли пять постановлений о привлечении к ответственности. Штраф в отношении заказчика составил 300 000 руб. по каждому постановлению. Основание – часть 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заказчик обратился в арбитражный суд с просьбой отменить постановления УФАС России. Судья штраф не отменил, но снизил его размер до 50 000 руб. по каждому постановлению. Основание – часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2016 г. № Ф05-2212/2016).

Совет: когда оспариваете ответственность и просите суд снизить штраф, ссылайтесь на статью 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления от 25 февраля 2014 года № 4-П (далее – Постановление № 4-П)

В Постановлении № 4-П Конституционный суд поясняет, что судья вправе снизить штраф, минимальный размер которого – от 100 000 руб. При этом новый штраф составит не меньше половины размера минимального штрафа.

Ситуация: кого накажут, заказчика или учредителя, если УФАС выдал заказчику предписание изменить положение о закупке, но к назначенному сроку учредитель не утвердил изменения

За невыполнение предписания накажут заказчика. Если не успеваете исправить ошибки в установленный период, направьте в контрольный орган ходатайство продлить сроки выполнения предписания. К ходатайству приложите подтверждение, что исполнить предписание в установленный срок невозможно. Укажите причину, например, что изменения в положение о закупке утверждает учредитель. Такой вывод следует из постановления Челябинского областного суда от 29 сентября 2016 года № 4а16-816.

Ситуация: как накажут заказчика за неправильный выбор способа закупки по Закону 223-ФЗ

Контрольный орган отменит закупку, если установит, что заказчик неверно выбрал способ.

В Кодексе об административных правонарушениях нет прямого наказания за неправильный выбор способа закупки. Однако если контролер выявит нарушения до заключения договора, то закупку отменят. Об этом сказано в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2015 года № А56-17018/2015.

По аналогичной ситуации сотрудники ФАС России признали, что заказчик неправомерно выбрал способ закупки и этим нарушил часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ (решение ФАС России от 19 января 2017 г. № 17/2756/17).

К административной ответственности за нарушение требований Закона № 223-ФЗ привлекают как заказчика, так и должностное лицо заказчика.

Штраф рассчитывается не за каждый день просрочки, а по факту совершения административного правонарушения.

Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 4 ст. 7.32.3. КоАП).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.