text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Товары одной группы и имеющие общие значения

  • 5 мая 2018
  • 49

Вопрос

Как определить товары, относящиеся к одной группе и имеющие общее назначение?

Ответ

Определения, помогающие определить можно ли отнести товары (работы, услуги) к одной группе товаров (работ, услуг):

В соответствии с частями 13, 14 статьи 22 Закона № 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Как сформировать лот

Карина Шарова, начальник Правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России


Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ. Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Медицинские товары с разными лицензиями

Нельзя объединять в один лот медицинские товары, на которые требуются разные лицензии, – так считают судьи. Доводы заказчиков, что такая закупка удобна и отвечает их интересам, суды не принимают.

Пример закупки лекарств с разными лицензиями – постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2015 г. по делу № А69-2678/2014. Заказчик приобретал наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры вместе с обычными лекарствами. В документации заказчик установил, что участники закупки должны представить одновременно три лицензии: на фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических средств и на оборот психотропных веществ. Судья указал, что заказчик ограничил количество участников закупки и нарушил часть 1статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Ведь лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ выдают только государственным унитарным предприятиям и госучреждениям. А лицензию на фармацевтическую деятельность может получить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Продукты питания

Объединять продукты с разными наименованиями в один лот нельзя – это ограничивает число участников закупки. Вместе с тем, судебная практика по данному вопросу неоднозначна: судьи поддержат позицию заказчика, который докажет, что ему нужны различные продукты в рамках одного контракта.

Когда формируете лот на закупку продуктов, соблюдайте два правила.

Правило 1. Учитывайте технологическую и функциональную взаимосвязь продукции.

Когда определяете технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, исходите из совокупности критериев:

  • техническая однородность;
  • потребительское назначение;
  • взаимозаменяемость.

Такой совет дало Челябинское УФАС России в решении от 21 апреля 2014 г. № 166-ж/2014.

Правило 2. Проанализируйте, способен ли потенциальный участник закупки, в том числе производитель, поставить одновременно несколько наименований. Иначе рискуете, что вас обвинят в ограничении конкуренции.

Пример: об объединении продуктов питания в один лот

Заказчик Челябинской области объединил в один лот поставку молока, молочной продукции, сгущенного молока и сыра.

УФАС России решило, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ и часть 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Судья согласился с антимонопольной службой и признал, что заказчик сократил число участников закупки.

Суд установил, что молочные заводы Челябинской области не производят сыр и сгущенное молоко. А это означает, что у производителей нет возможности участвовать в аукционе. Заказчик также ущемил права поставщиков, которые специализируются на поставке сыра и сгущенного молока и работают с заводами-производителями (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 г. № 18АП-13021/2014).

Строительство объекта под ключ и поставка оборудования

Заказчик вправе объединить в один лот выполнение строительных работ, поставку оборудования и его монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. То есть заказчик не сможет поставить и установить оборудование и не изменить объект строительства после того, как стройка завершится. Такой позиции придерживается ФАС России, и суды ее поддерживают.

Если же ФАС России или суд решат, что поставка мебели и оборудования технологически и функционально не связана с объектом строительства, закупку признают незаконной.

Подобное дело рассмотрел Арбитражный суд Москвы. Заказчик включил в один лот строительные работы под ключ и поставку медицинской техники. Антимонопольный орган признал, что заказчик нарушил закон. Суд согласился с решением ФАС России. Заказчик не доказал, что невозможно смонтировать оборудование уже после строительства и не изменить конструктивные решения здания (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2015 г. № А40-57028/15).

Лицензируемые и нелицензируемые работы

Лицензируемые и нелицензируемые работы объединять нельзя – это снижает число участников закупки. В результате заказчик нарушает антимонопольное законодательство и 44-ФЗ. Такое мнение ФАС России высказала в письме от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15. Суды поддерживают позицию антимонопольного органа.

Пример: об объединении в один лот лицензируемых и нелицензируемых работ

Заказчик закупал работы по производству и реализации защищенной и не защищенной от подделок полиграфической продукции.

ФАС России признала, что заказчик нарушил часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с антимонопольной службой.

Судьи выяснили, что производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции лицензируется, а не защищенной от подделок – нет. Заказчик объединил в один лот лицензируемые и нелицензируемые работы, что препятствует конкуренции. Участники, которые производят и реализуют не защищенную от подделок полиграфическую продукцию, не смогут участвовать в закупке. Ведь у них не будет лицензии на такие же работы по защищенной от подделок продукции (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф08-2320/2016).

Компьютеры и программы

ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.

Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2014 N 15742/13 по делу № А56-1120/2013

В указанном постановлении рассматривается вопрос правомерности действий заказчика при объединении в одну закупку комплекса услуг по организации питания, включая поставку продуктов, приготовление пищи, контроль ее безопасности, укомплектование пищеблоков посудой и иным инвентарем.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика признаны законными.

Принимая решение суд исходил из того, что для учреждений детского дошкольного образования организация питания с соблюдением обязательных санитарно-гигиенических требований является единой услугой, все стадии оказания которой (закупка, доставка и хранение продуктов, приготовление пищи и др.) неразрывно связаны между собой, они охватываются единым понятием "организация питания". Этот термин используется в нормативных актах, регулирующих данный вопрос. В таких актах подготовительные действия, продукты питания и инвентарь не рассматриваются в качестве самостоятельных услуг и товаров.

Суд не принял во внимание наличие отдельных кодов в ОКДП для различных услуг, поскольку результат каждой из них не может обеспечить нужды, для удовлетворения которых проводился аукцион.

http://vip.1gzakaz.ru/#/document/96/420203305/

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 N 18АП-13021/2014 по делу N А76-11260/2014

В указанном постановлении рассматривается вопрос включения заказчиком в одну закупку поставки молока, молочной продукции, сгущенного молока и сыра. Антимонопольный орган признал такое объединение неправомерным.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.


В материалах дела установлено, что молочные заводы на территории Челябинской области не производят сыр и сгущенное молоко, следовательно, действия заказчика исключают возможность участия в аукционе производителей только молока и молочной продукции, а также поставщиков, специализирующихся на указанных продуктах. Включение в один лот таких товаров может привести к ограничению конкуренции и сокращению количества участников закупки.
Кроме того, заказчик не доказал потребность в поставке в рамках одного контракта продуктов, относящихся к разным товарным группам и имеющих разные характеристики и назначения.

В Законе № 44-ФЗ отсутствует понятие «товары одной группы», также законодательством РФ не установлены критерии «технологической и функциональной связи» товаров (работ, услуг).

Вывод о том, можно ли отнести товары к одной группе, имеется технологическая, функциональная связь товаров (работ, услуг) или нет, определяется заказчиком в каждом конкретном случае, исходя из технической однородности товаров (работ, услуг), потребительского назначения товаров, их взаимозаменяемости, отсутствия ограничения круга участников.

Например, такие товары как «мел», «альбом для рисования», «тетрадь», «шариковая ручка», «карандаш» можно отнести к группе товаров - «канцелярские товары», так как указанные товары имеют одинаковые потребительские свойства и схожее назначение.

Однако при проведении закупки на канцелярские товары включение в перечень закупаемых товаров такого товара как, например, «садовый инструмент» может привести к ограничению количества участников закупки, так как поставщики «садового инструмента» могут не иметь возможности поставить канцелярские товары.

Также к ограничению количества участников закупки приводит объединение в одном предмете закупки лицензируемых и не лицензируемых видов работ, услуг.

Объединяя в один предмет закупки разнородные товары, функционально не связанные между собой, имеющие различные потребительские свойства и назначение, заказчик должен быть готов доказывать, что ему нужны различные продукты в рамках одного контракта.

Таким образом, формирую перечень закупаемых товаров в рамках одной закупки, следует учитывать имеются ли у товаров общие потребительские свойства, общее функциональное назначение, имеется ли технологическая и функциональная взаимозаменяемость товаров.

Также рекомендуется учитывать способность потенциальных участников поставить те или иные товары (выполнить работы, оказать услуги), принять участие в закупке.

Ниже приведена рекомендация из системы «Госзаказ» «Как сформировать лот», содержащая практические примеры и ссылки судебные решения.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.