text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Требования статей 9, 39 Закона № 44-ФЗ для специалистов работающих по 223-ФЗ

  • 18 апреля 2018
  • 143

Вопрос

Является ли для Заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязательным требование статей 9 и 39 Федерального закона 44-ФЗ о том, что специалисты должны иметь специальную проф. переподготовку в сфере закупок?

Ответ

Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 9. Принцип профессионализма заказчика

Частью 1 комментируемой статьи установлено, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Указанный принцип реализуется, в частности в ч. 5 ст. 39 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Частью 2 комментируемой статьи определены действия заказчиков, специализированных организаций, направленные на обеспечение принципа профессионализма заказчика. В частности, заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в т. ч. путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ.

Порядок прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определен в разделе IX Трудового кодекса РФ.

Также следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе предусмотрено создание заказчиком контрактной службы, в случае если совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. В случае же, если совокупный годовой объем закупок не превышает сто млн. руб. заказчик назначает контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона о контрактной системе). При этом часть 6 указанной статьи устанавливает, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В целях реализации принципа профессионализма заказчиков в сфере закупок приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 7 октября 2015 г. № 39210) и приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 9 октября 2015 г. № 39275) утверждены соответствующие профессиональные стандарты.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Профессиональные стандарты разработаны согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2015 № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 1 июля 2016 г. стандарты станут обязательными для работодателей.

При этом согласно статье 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 г., обязательными такие стандарты будут только в части требований к наличию образования в сфере закупок, которые, помимо стандартов, установлены в ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Напомним, что согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Во всем остальном (например, требование к опыту работы, трудовым функциям, навыкам, знаниям) стандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников. Помимо работодателей стандарты после вступления их в силу должны учитываться образовательными учреждениями при разработке программ обучения.

Трудовые функции распределены между специалистами различных уровней квалификации. При этом:

  • несмотря на то, что обеспечение закупок предполагает осуществление несложных, в основном технических функций, стандартом установлено, что, например, в рамках обеспечения закупок специалист должен разработать документацию о закупке (сформировав для этого обоснование начальной цены, техническое задание и проект контракта), проанализировать заявки участников закупки и т.п.;
  • некоторые трудовые действия специалистов разного уровня дублируют друг друга (например, начальная цена должна обосновываться специалистом как обеспечивающим закупку, так и осуществляющим ее);
  • требования стандарта не позволяют одному специалисту выполнить все функции для осуществления закупки. Так, например, специалист, осуществляющий закупку, не может ее провести, т.к. функциями по разработке документации о закупке, анализу заявок и прочих действий, необходимых для определения победителя, наделен специалист, обеспечивающий закупку.

Кроме того, в целях реализации единой государственной политики в области повышения квалификации специалистов по планированию, осуществлению, мониторингу и контролю закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе для специалистов государственных органов и органов местного самоуправления, казенных и бюджетных организаций, иных организаций – заказчиков, принимающих участие в планировании и осуществлении закупок, государственных органов и органов самоуправления и организаций, выполняющих функции управления, мониторинга, аудита и контроля контрактной системы, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных и экспертных организаций с учетом региональных и отраслевых особенностей, иных физических лиц, являющихся работниками контрактных служб, контрактными управляющими, членов комиссий по осуществлению закупок, экспертов, консультантов, разработаны Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчиками при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Совместными письмами Минэкономразвития России и Минобрнауки России Методические рекомендации направлены в адрес высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью их доведения до сведения всех организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, а также в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

Требования статей 9, 39 Закона № 44-ФЗ не применяются к заказчикам, работающим исключительно по Закону № 223-ФЗ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.