text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Закупка на средства ОМС с бюджетным учреждением по Закону №44-фз

  • 19 апреля 2018
  • 43

Вопрос

Возможно ли бюджетному учреждению закупать товар на средства ОМС (обязательное медицинское страхование) нам выделена не большая сумма, в рамках закона ФЗ-223?

Ответ

Вправе ли бюджетное учреждение заключить контракт без доведенных средств ОМС

Заказчик – бюджетное учреждение вправе заключить контракт без доведенных средств ОМС. Однако необходимо соблюсти два условия:

  • предусмотреть в ПХД финобеспечение услуг за счет средств ОМС;
  • внести закупку в план и план-график (ч. 12 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Еще одно условие, которое не зависит от заказчика, – в регионе должно действовать тарифное соглашение, в котором указано, какие расходы включать в тариф на оказание медпомощи.

Рекомендация:

Название рекомендации

Нецелевое расходование бюджетных средств

Текст рекомендации

Татьяна Попова, заместитель главного редактора Системы Госзаказ

Нецелевым использованием признают направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливают главные распорядители средств федерального бюджета в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставляют средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Как определить цели расходов

Цели расходов определяет экономист в смете по бюджетной классификации, а именно по целевым статьям и видам расходов.

Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований:

  • к государственным (муниципальным) программам;
  • к направлениям деятельности органов власти и наиболее значимых учреждений, которых нет в программах;
  • к расходным обязательствам, которые должны быть исполнены за счет средств соответствующего бюджета.

Об этом сказано в пункте 4.1.1 раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н.

Коды видов расходов, далее – КВР, в свою очередь детализируют целевые статьи. Перечень и правила применения КВР приведены в пункте 5.1.2 раздела III и приложении 3 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н.

В учреждениях нецелевое использование бюджетных средств контролеры проверяют в том числе по КВР. К примеру, учреждению выделили средства на капремонт здания по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Но ремонт не провели, а купили служебный автомобиль. Такая трата и есть нецелевой расход.

Какая ответственность за нецелевой расход

Если руководитель заказчика или другие ответственные сотрудники нарушили принцип целевого использования бюджетных средств, контролеры могут привлечь к административной, бюджетной или уголовной ответственности. Это произойдет, если проверяющие обнаружат ошибку. При этом ответственности не избежать, даже если вы исправите обнаруженное нарушение в ходе проверки. Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой.

Пример: оплата по неверному коду расходов

Бухгалтер по статье 226 приказа Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н «Прочие работы, услуги» выдала из кассы аванс сотруднику на командировочные расходы – 4950 руб. Из этой суммы 1337 руб. 20 коп. предназначены для оплаты транспортных расходов, которые подлежат оплате по другой статье – 222 приказа Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н «Транспортные услуги».

В дальнейшем бухгалтер внесла в кассу денежные средства по статье 226 приказа Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н. Однако контрольный орган все равно вынес постановление о наложении административного штрафа.

Заказчик обратился в суд с иском об отмене акта о привлечении к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска. В обоснование своей позиции суд добавил, что нецелевое использование бюджетных средств – это конкретная платежно-расчетная операция по расходованию средств. Поэтому каждая такая операция – нецелевое использование средств – это законченный состав административного правонарушения. Последующий возврат денежных средств не влияет на привлечение к ответственности. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 года № 16246/04.

См. полный текст постановления Верховного суда РФ от 1 июня 2016 года № 304-АД16-2070 по делу № А45-20765/2015.

Совет: статьи расходов указывайте и изменяйте строго согласно порядку. Порядок, как применять бюджетную классификацию Российской Федерации, определил Минфин России приказом от 1 июля 2013 года № 65н.

Внимание: срок давности привлечения к административной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств составляет два года со дня совершения такого правонарушения. Об этом сказано в части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Граница между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.1 УК РФ) за одни и те же действия установлена размером причиненного ущерба бюджету.

Например, если заказчик потратил крупную сумму на цели, которых нет в документе-основании, – 1,5 млн руб. и более, то суд может лишить свободы на срок до двух лет и права занимать должности на период до трех лет или без этого. Это самая жесткая мера наказания в рамках части 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса РФ.

Если заказчик потратил не по назначению 7,5 млн руб. и более – это особо крупный размер, сотрудники Следственного комитета РФ могут квалифицировать такие действия по части 2 статьи 285.1 Уголовного кодекса РФ. Эта часть предполагает лишение свободы на срок до пяти лет и права занимать должность на срок до трех лет или без этого.

Подробнее об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств см. таблицу.

Как избежать наказания

Ответственности не избежать, даже если вы исправите ошибку. Однако предотвратить нарушения на первоначальном этапе возможно. Для этого:

1. Правильно определяйте коды вида расходов. Если сомневаетесь или возникли вопросы, которые не отражены в методологии применения видов расходов, пользуйтесь разъяснениями государственных органов.

Чаще всего разъяснения выпускает Минфин России в своих письмах. Можно обратиться в министерство с запросом или воспользоваться более ранними разъяснениями.

2. Организуйте текущий контроль целевого расходования бюджетных средств.

Такой контроль проводите на этапе исполнения сметы. Для этого определите порядок контроля:

  • остатков лимитов бюджетных обязательств перед тем, как заключите контракты;
  • документов-оснований. Проверьте, законно и правильно ли они оформлены, соответствуют ли утвержденной смете, накладным, актам выполненных работ, счетам на оплату, авансовым отчетам, ведомостям;
  • кассовых заявок, платежных поручений и кассовых расходных ордеров. Проверьте основания к ним, соответствуют ли они смете и классификации коду вида расходов, которая действует на момент платежа;
  • данных бухучета. Проверьте, правильно ли применили код видов расходов, и выявите коды, которые не предусмотрены сметой операций.

Чтобы выполнить все вышеуказанные контрольные процедуры эффективно и с наименьшими трудозатратами, продумайте документооборот и функции сотрудников на всех его этапах.

Совет: проводите текущий контроль, чтобы своевременно выявить нарушения законодательства и нерационального расходования средств.

Так, например, контрактная служба или контрактный управляющий участвуют в подготовке обоснований к смете. План-график закупок готовят на основании утвержденной сметы и в дальнейшем не допускают расхождений между ними. При этом и сам план-график закупок, и любое изменение в нем обязательно визирует сотрудник, ответственный за общее ведение сметы.

Документы-основания перед их утверждением к оплате сверяют с данными сметы.

На стадии оплаты обязательств важно организовать правильное взаимодействие с органами Казначейства России, которые при санкционировании кассовых заявок проверяют правильность применения кодов видов расходов и остатки лимитов бюджетных обязательств по ним (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 17 ноября 2016 года № 213н).

Когда Казначейство России не принимает заявку из-за неверного кода вида расходов, не проводите платеж по любому коду. Разберитесь в ситуации. Если код был неверно определен при утверждении сметы, то предварительно обратитесь к ГРБС с просьбой внести изменения в смету. Если ошиблись органы Казначейства, то обязательно направьте им письмо с обоснованием своей позиции. Без документального подтверждения при проверках контролеры могут «не поверить», что на неправильном коде вида расходов настаивало Казначейство России, и тогда предъявят обвинения в нецелевом расходе.

Нарушение целевого использования можно выявить не только по коду вида расходов, но и с помощью сопоставления других аналитических признаков.

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое расходование бюджетных средств в том числе в таких случаях:

  • бюджетные средства, выделенные на текущий финансовый год, израсходовали в счет предстоящих платежей следующего финансового года (например, перечисление налогов авансом в декабре);
  • оплатили дополнительные расходы, которые прямо не предусмотрены законодательством в некоторых случаях (например, отдельные виды командировочных расходов);
  • перечислили аванс по контракту сверх предела авансовых платежей;
  • бюджетные средства израсходовали без оправдательных (первичных) документов;
  • оплатили расходы, на которые не были доведены лимиты бюджетных обязательств;
  • оборудование, которое приобрели за счет средств бюджета для конкретных целей, используете по другому назначению, например, для ведения коммерческой деятельности.

Нет, средства на ОМС заказчик должен расходовать по Закону № 44-ФЗ. Такой вывод следует из п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.