text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Указание в документации об аукционе ссылок на ГОСТы

  • 19 апреля 2018
  • 117

Вопрос

Закупка работ, при которых используется товар.Требования к товарам сформированы просто ссылкой на ГОСТы. Можно ли ограничиться этим, если в ГОСТах содержатся неконкретные показатели?

Ответ

Как работать с электронными торговыми площадками

Как работать с электронными торговыми площадками Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

 Можно ли в документации об аукционе не указывать характеристики товара для выполнения работ и сослаться на смету

Нет, это неправомерно. Если при выполнении работ используете товар, заказчик обязан указать его характеристики. Если прописали товарные знаки, то укажите параметры эквивалентности. Если стоит ссылка на ГОСТ, укажите параметры из стандарта. Это следует из положений пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Как описать объект закупки

Заказчик подробно описывает товары, работы, услуги, когда составляет закупочную документацию, и кратко – когда готовит план-график, извещение и проект контракта. Когда описываете объект закупки, руководствуйтесь статьей 33 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы описать объект закупки максимально подробно, включите в техзадание:

  • функции и свойства товаров, работ, услуг;
  • количество, периодичность, срок и место поставки;
  • комплектацию;
  • требования к обслуживанию товара;
  • эксплуатационные характеристики;
  • качество;
  • требования к шефмонтажу;
  • требования к обучению персонала;
  • документацию и расходные материалы, которые поставщик передает вместе с товаром;
  • остаточный срок годности, срок хранения;
  • гарантийный срок товара, работы, услуги, гарантийное обслуживание.

Внимание: нельзя устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам, которые ограничивают конкуренцию (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Указывать ли товарный знак

Когда описываете объект закупки, не указывайте его товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, место происхождения товара, наименование производителя. Такое правило установлено в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе указать товарный знак только со словами «или эквивалент». При этом установите параметры эквивалентности – максимальные и минимальные значения, а также какие показатели менять нельзя.

Участник предлагает эквивалентный товар? Проверьте заявку. Какие конкретные показатели товара указаны – отвечают ли значениям эквивалентности из документации (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66, ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Пример: об описании объекта закупки

Заказчик закупает бумагу для офисной техники.

Контрактный управляющий описал товар в техническом задании в виде таблицы.


п/п
Наименование товара (наименование страны происхождения товара)
(ОКПД)
Характеристики товара, требуемые показатели
(бумага «Снегурочка»)
Параметры эквивалентности Ед. изм. Кол-во
1 Офисная бумага «Снегурочка» (или эквивалент)

Бумага листовая с возможностью использования для копировальных работ и печати на лазерном принтере; чисто целлюлозная, стандартной гладкости.

Формат: А4.

Цвет: белый.

Плотность: 80 г/кв. м.

Белизна: 96% (ISO 2470).

Непрозрачность: 87%.

Единица измерения – 1 штука = 1 пачка (количество листов в пачке – 500).

Класс «С»

Бумага листовая с возможностью использования для копировальных работ и печати на лазерном принтере; чисто целлюлозная, стандартной гладкости.

Формат: А4.

Цвет: белый.

Плотность: не менее 80 г/кв. м.

Белизна: не менее 96% (ISO 2470).

Непрозрачность: не менее 87%.

Количество листов в пачке: не менее 500.

Класс: не ниже класса «С»

Шт. 1750

Указать в документации производителя товара без слов «или эквивалент» разрешено в двух ситуациях.

Ситуация 1. Заказчик закупает запасные части , расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже использует.

Ситуация 2. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую заказчик уже использует.

В перечисленных выше обстоятельствах перечислять функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки не обязательно. Это подтвердило Минэкономразвития России в письмах от 21 августа 2015 г. № Д28и-2516, от 17 марта 2015 г. № Д28и-730.

Допустим, предмет контракта – выполнение работ или оказание услуг. При этом в рамках такого контракта подрядчик или исполнитель поставит вам товары. Тогда вы вправе включить товарные знаки со словами «или эквивалент» в документацию о закупке. Исключения – ситуации 1 и 2 выше. Например, заказчик закупает строительные работы и смета содержит товарные знаки стройматериалов. В проектно-сметной документации заказчик пропишет: «клей Henkel или эквивалент с характеристиками…».

Пример: заказчик закупал строительные работы

В проектно-сметной документации заказчик указал товарные знаки без слов «или эквивалент». ФАС России посчитала, что заказчик нарушил требование статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение от 13 мая 2014 г. по делу № К-759/14).

Внимание: нельзя включать в документацию о закупке требования к квалификации, опыту и деловой репутации участника закупки

Нельзя требовать от участника наличия производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Об этом сказано в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Исключение – когда Закон № 44-ФЗ предусматривает такие требования. Например, если заказчик закупает товары, работы, услуги из постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.

Ситуация: заказчик закупает картриджи. Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак

ФАС России считает такой подход нарушением, а судьи – нет. Пример – постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2015 г. № 05АП-6479/2015. Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». УФАС России признало такие действия нарушением. Доводы контролеров: заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек. Однако судья пояснил, что статья 33 Закона № 44-ФЗ не обязывает заказчика прописывать в документации такую информацию. Подобное дело рассмотрел и Верховный суд РФ. Судья посчитал, что заказчик правомерно указал производителя картриджей в документации, поскольку закупал расходные материалы к оборудованию, которым пользуется (определение от 25 мая 2015 г. № 306-КГ15-5401 по делу № А65-14066/2014).

Как применять ГОСТы

Когда описываете объект закупки, используйте стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов. Если товары с характеристиками из стандартов вам не подходят, будьте готовы это обосновать. Также придется обосновать показатели, которых нет в ГОСТе (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2015 г. № Ф08-2757/2015).

В техническом задании вы вправе указать ГОСТ либо использовать характеристики и значения, которые установлены таким стандартом. Однако будьте внимательны, когда просто ссылаетесь на ГОСТ. Воспользуйтесь тремя советами.

Совет 1. Откройте ГОСТ и посмотрите, что там написано. Часто заказчики просто указывают наименование товара и ссылку на ГОСТ. Но из этой информации участнику трудно понять, какой товар закупает заказчик. Пример – постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. по делу № А38-6610/2014. Заказчик включил в аукционную документацию требование, что материалы для ремонта дорог должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры посчитали это нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, и суд их поддержал. Материалы по госстандартам из документации разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации. Поэтому участники закупки не могли понять, какой именно товар поставить.

Совет 2. Проверьте, не отменили ли ГОСТ. Иначе участник вправе обратиться с жалобой в контрольный орган. Пример – решение ФАС России от 30 марта 2015 г. по делу № К-253/15. Заказчик указал в аукционной документации госстандарт, который устарел. На момент закупки актуальный ГОСТ по данному товару не существовал. Следовательно, заказчик установил неисполнимое требование.

Совет 3. Если указываете в документации и ГОСТ, и показатели товара, следите, чтобы они соответствовали друг другу. Пример – постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2015 г. № 15АП-1562/2015. Заказчик закупал краску. В описании он указал ГОСТ и характеристики: «Эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет – черный». Однако если открыть ГОСТ, который указан в документации, видно, что эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта.

Ситуация: как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий

Используйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые установил производитель.

Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то используйте характеристики и показатели, которые установил официальный производитель. Обоснуйте, почему не применяете ГОСТы, стандарты, технические регламенты.

Такой вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и подтверждается в письме Минэкономразвития России от 3 августа 2016 № ОГ-Д28-9745.

Ситуация: нужно ли в контрактах до 100 000 руб. отражать ГОСТы

Не обязательно. Заказчик вправе в спецификации указать товар с товарным знаком и конкретными характеристиками. Также вправе указать и на соответствие ГОСТ. Показатели, которые предусмотрены стандартами и техническими регламентами, указывают в извещении и документации о закупке. Однако при закупке до 100 тыс. руб. с едпоставщиком извещение и документацию о закупке не разрабатывают. А значит, если хотите сослаться на ГОСТы, то их необходимо вписать в проект контракта (ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Как описать характеристики

Когда описываете характеристики объекта закупки, используйте максимальные и минимальные значения, а также данные, которые не могут меняться. Старайтесь не применять точные значения показателей. Например, если закупаете системный блок, правильнее указать в техническом задании «Объем жесткого диска – не менее 500 Гб» вместо «Объем жесткого диска – 500 Гб». Если ФАС России проверит вашу закупку, придется доказать, что вам нужны именно такие габариты и размеры. Такие правила установлены в пункте 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письме Минэкономразвития России от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2796.

Внимание: опишите объект закупки подробно

Данные об объекте закупки, которые вы не отразили в техническом задании, участник вправе не учитывать и не выполнять. Допустим, победитель предложил товар, работу, услугу, которые не устраивают вас, но отвечают техническому заданию. Отказаться заключать контракт с участником нельзя.

Совет: когда описываете характеристики объекта закупки, используйте исполненные контракты, каталоги, прайсы, рекламные буклеты, коммерческие предложения, информацию из Интернета. Это поможет отразить в техническом задании именно те характеристики, которые вам необходимы.

Какие дополнительные условия включить в описание

В техзадании установите требование к упаковке. Например, пропишите: «Упаковка товара должна обеспечивать сохранность товара при его транспортировке и хранении». Тогда вероятность того, что товар испортят во время транспортировки, сократится.

В документации о закупке сообщите место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. При этом можно указать:

  • конкретный адрес доставки;
  • несколько мест поставки, куда возможно поставить объект закупки. Тогда участник в заявке должен указать конкретный адрес в рамках диапазона, который установил заказчик.

Это поможет участникам понять, куда нужно поставить товар. Кроме того, адрес доставки может отразиться на цене.

Укажите, что товар должен быть новым и свободным от прав третьих лиц. То есть никто не использовал и не ремонтировал товар ранее. Иначе вы рискуете получить товар, бывший в употреблении. Об этом сказано в пункте 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Когда описываете объект закупки, укажите информацию о гарантийном сроке и гарантийном обслуживании. Гарантийный срок установите в днях, месяцах и годах. Затем пропишите условия гарантийного обслуживания. Например, если закупаете кондиционеры, установите срок гарантии не менее двух лет. Поставщик обязан бесплатно осматривать и ремонтировать оборудование в течение трех дней с момента, когда заказчик выявил поломку.

Совет: всегда устанавливайте гарантию качества товара и гарантийный срок

Если продавец предоставляет гарантию качества, он отвечает за недостатки товара. Такое правило не работает, только если продавец докажет, что товар испортил покупатель или третьи лица. Например, заказчик неправильно использовал товар или нарушил правила хранения (ст. 476 ГК РФ).

Внимание: когда закупаете новые машины и оборудование, установите в документации о закупке, что участник обязан предоставить гарантию производителя или поставщика товара и указать срок действия такой гарантии. Участник предоставляет гарантию вместе с товаром.
Об этом сказано в части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе включить в описание объекта закупки спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии. Допустим, вы хотите, чтобы товар соответствовал образцу или макету. Тогда в техзадании установите место, где участники вправе осмотреть образец или макет. Также уточните дату, время, порядок и график осмотра.

Пример: об описании объекта закупки

Заказчик закупает бумагу для офисной техники.

Контрактный управляющий описал товар в техническом задании:

«3. Описание объекта закупки.

Наименование объекта закупки Описание объекта закупки Требования к упаковке товара Кол-во товара, ед. изм.
Бумага для офисной техники

Класс бумаги – «А», формат листов – А4,

цвет бумаги – белый,

плотность – не менее 80 г/кв. м, белизна – не менее 168% по СIЕ,

единица измерения – 1 штука = 1 пачка (1 пачка – не менее 500 листов)

Упаковка, обеспечивающая сохранность товара при его транспортировке и хранении 270 шт.
Бумага для офисной техники

Класс бумаги – «А», формат листов – А3,

цвет бумаги – белый,

плотность – не менее 80 г/кв. м, белизна – не менее 168% по СIЕ,

единица измерения – 1 штука = 1 пачка (1 пачка – не менее 500 листов)

Упаковка, обеспечивающая сохранность товара при его транспортировке и хранении 15 шт.

3.1. Предлагаемый к поставке товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, ремонте, в т. ч. который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

3.2. Место поставки товара: г. Москва, ул. Бердяева, д. 3.

3.3. Сроки поставки товара: единой партией в течение двух недель с момента заключения контракта.

3.4. Товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т. п.), лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательством России или контрактом».

Ситуация: вправе ли заказчик указать в техническом задании цвет товара

Закон не запрещает прописать требование к цвету товара. Однако вы рискуете, что участник пожалуется в ФАС России.

Если цвет товара – принципиальная характеристика, контролеры примут вашу сторону. Пример – решение Новосибирского УФАС России от 12 мая 2015 г. по делу № 08-01-171. Заказчик в описании объекта закупки указал, что ему нужны хирургические нити синего цвета. Один из претендентов подал в контрольный орган жалобу. ФАС России признала жалобу необоснованной, а потребность учреждения – объективной. Синий цвет – наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма. Поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции.

Кроме того, в подобных ситуациях судьи также поддерживают заказчиков. Пример – постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2015 г. № Ф04-18610/2015. Исполнительный орган власти закупил кресла-коляски с цветом рамы «серебристый металлик». Судьи решили, что такие действия не ограничивают конкуренцию. Судья пояснил, что заказчик вправе самостоятельно определить параметры и характеристики товара, которые отвечают его потребностям.

Ситуация: заказчик описал объект закупки так, что под него подошел только один товар. Нарушил ли он требования Закона № 44-ФЗ

Описывая объект закупки, вы вправе указать характеристики, которые отвечают товару одного производителя, только если это не ограничивает конкуренцию. Такое мнение выразило Минэкономразвития России в письме от 31 августа 2015 г. № Д28и-2467.

Контролеры также не видят в этом нарушения, если предмет закупки – поставка товара, а не изготовление. Пример – решение Курганского УФАС России от 2 сентября 2015 г. по жалобе № 05-02/158-15. Участник был недоволен, что заказчик в аукционной документации описал характеристики конкретного прибора американского производства. Однако контролеры посчитали, что заказчик не ограничил конкуренцию. Ведь участвовать в закупке могло любое физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе компании, которые не производят товар, а просто его поставляют. Более того, контролеры установили, что один из участников в своей заявке предложил пульсоксиметр российского производства и заказчик допустил его к торгам.

Похожую жалобу рассмотрело и Иркутское УФАС России. Заказчик представил антимонопольной службе письмо от производителя товара, где говорилось, что у компании нет эксклюзивных дистрибьюторов, которые распространяют продукцию на территории России. Товар продают любым лицам. Комиссия сделала вывод, что заказчик не ограничил конкуренцию (решение Иркутского УФАС России от 4 сентября 2015 г. № 468).

Обратите внимание: в обеих ситуациях, которые рассмотрели контролеры УФАС России, заказчик объяснил, что конкретный товар необходим из-за специфики деятельности организации. А вот если, например, учреждение захочет закупить автомобили конкретной марки, под которую и составит техническое задание, его накажут. Так было с одним из заказчиков Воронежской области. Под описание объекта его закупки подходил только автомобиль товарного знака Volkswagen. А когда заказчик обосновывал НМЦК, он использовал только сведения о цене автомобиля Volkswagen Touareg (решение Воронежского УФАС России от 30 октября 2014 г. по делу № 501-з). Претензии у контролеров возникают не только тогда, когда объект закупки – автомобиль (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2015 г. № Ф05-5141/2015).

Ситуация: можно ли в техническом задании указывать наименование издательства и подписной индекс

Нет, нельзя. Подписной индекс изданию присваивает конкретный распространитель или издатель подписных каталогов, например Почта России или Роспечать. Если вы укажете в техническом задании наименование издательства и подписной индекс, то создадите преимущества конкретным участникам и ограничите конкуренцию другим (ч. 1 ст. 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик в документации о закупке установить требование к товару – год выпуска не ранее 2016 года

Вправе, если закупка отвечает целям из статьи 13 Закона № 44-ФЗ. Вывод следует из части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтверждает и Минэкономразвития России в письме от 10 августа 2015 года № Д28и-2287.

Решение Волгоградского УФАС России от 13.05.2016 по делу № 16-06/01-133

«…В Управление 05.05.2016 поступила жалоба ООО "К" вх. № 3981 на положения документации при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту по замене электропроводки и осветительной арматуры по адресу: г. Волгоград, ул. Бобруйская, 1 общежитие N 3 "В" (номер извещения 0329100008416000005).

Заявитель полагает, что положения документации об электронном аукционе не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

На рассмотрение жалобы представитель ООО "К" (далее - заявитель) не явился.

При рассмотрении жалобы представитель Заказчика возражал против заявленных требований, в удовлетворении жалобы просил отказать.

Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия Управления пришла к следующим выводам по существу доводов жалобы.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе указанный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

На основании ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Комиссией установлено, что 27 апреля 2016 года заказчиком - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "В" (далее также - ФГБОУ ВПО "В", Заказчик), публично объявлено о проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по капитальному ремонту по замене электропроводки и осветительной арматуры по адресу: г. Волгоград, ул. Бобруйская, 1 общежитие № 3 "В" (номер извещения 0329100008416000005), с начальной (максимальной) ценой контракта 2445120,49 рублей, посредством размещения изменения извещения о проведении указанного аукциона в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

Подателем жалобы указано, что требования к материалам, которые должен использовать подрядчик при проведении работ отсутствуют в документации об электронном аукционе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, состоящим в том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как указано в ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из документации, заказчиком проводится электронный аукцион с целью определения подрядчика для выполнения работ по капитальному ремонту по замене электропроводки и осветительной арматуры с использованием необходимых материалов подрядчика.

Заказчиком совместно с документацией об электронном аукционе на официальном сайте размещен проект на капитальный ремонт по замене электрооборудования (с заданием на проектирование) и локальный сметный расчет № 10/16, в котором указана стоимость строительных, монтажных и прочих работ.

В п. 8 "Общие требования к работам" раздела V "Техническое задание" указано, что "все работы проводятся с использованием ресурсов Подрядчика (материалы, крепежные материалы, изделия, инструменты, конструкции, оборудование и д.р.) и за счет Подрядчика. Подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов и оборудования государственным стандартам и техническим условиям, за достоверность сведений о стране происхождения, за сохранность всех поставляемых для реализации контракта материалов до завершения выполнения работ. Транспортировка материалов и оборудования к месту выполнения работ, производство погрузо-разгрузочных работ и прочих сопутствующих мероприятий осуществляется Подрядчиком своими силами и за свой счет".

Комиссией управления установлено, что техническое задание документации рассматриваемого аукциона не содержит показателей, позволяющих определить соответствие применяемых подрядчиком материалов при выполнении работ, требования к которым должны быть установлены заказчиком, при этом должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При таких обстоятельствах, в действиях заказчика при формировании аукционной документации имеется нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалобу ООО "К" следует признать обоснованной. …»

Письмо Минэкономразвития России от 13.10.2016 № Д28и-2776

«…При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона № 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

При этом в документации заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. …»

Если при выполнении работ используется товар (материалы), то заказчику необходимо указать их характеристики. Если в смете содержатся товарные знаки, то укажите параметры эквивалентности. Если стоит ссылка на ГОСТ, укажите параметры из стандарта. Это следует из положений пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Как подготовить план-график: пошаговая инструкцияОтвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Из рекомендации «Как подготовить план-график: пошаговая инструкция»



Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.