text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Указание в техническом задании страны происхождения товара

  • 5 мая 2018
  • 127

Вопрос

Работаем по 44-ФЗ. Можно ли в техническом задании прописывать страну происхождения товара Россия? Можно ли указывать вообще на любые товары? На данный момент мы хотим закупить товар, радиостанции по коду окпд 2 26.30.11.150.

Ответ

Какие ограничения и условия допуска учесть при закупке радиоэлектронной продукции

Правительство РФ утвердило перечень и ограничило закупку иностранной радиоэлектроники постановлением от 26 сентября 2016 г. № 968. Если заказчику предложили больше одного российского продукта, то он обязан отклонить все предложения иностранных поставщиков. Правило не работает, если российский товар в разных заявках совпадает по виду – наименованию и модели от одного производителя. Изменение затронет закупку компьютеров, телефонов, принтеров, сканеров, телевизоров и другой радиоэлектроники.

Ситуация: распространяется ли постановление № 968 на закупки у единственного поставщика

Нет, не распространяется. Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968 действует при конкурентных способах закупки. Такой вывод следует из пункта 2 постановления № 968.

Ситуация: нужно ли делить закупку и устанавливать ограничения и условия допуска, если закупка включает поставку товара из перечня к постановлению № 968, выполнение работ и оказание услуг

Поделите закупку и установите ограничения и условия допуска по постановлению от 26 сентября 2016 г. № 968, если первостепенное значение имеет поставка товара. Так как постановление № 968 устанавливает ограничения и условия допуска только в отношении товаров иностранного происхождения и не применяется при закупке работ или услуг.

Как применять ограничения до 31 августа 2018 года

Начиная с 30 сентября 2016 года все заявки или окончательные предложения, в которых предложена радиоэлектронная продукция иностранного происхождения, отклоняйте. Сделайте это, если есть две заявки, которые отвечают требованиям извещения, документации о закупке и одновременно содержат товары:

  • российского происхождения;
  • разных производителей.

Если отклонили заявки или окончательные предложения с иностранным товаром, то при исполнении контракта нельзя:

  • заменить радиоэлектронную продукцию на товары иностранного происхождения;
  • заменить производителя.

Ситуация: нужно ли применять постановление № 968, если необходимо закупить оригинальные картриджи иностранного происхождения или товар с конкретным товарным знаком

Да, нужно.

Заказчики устанавливают условия допуска товаров иностранного происхождения, когда закупают продукцию из перечня к постановлению № 968. Если все участники предложат иностранный товар, у заказчика не будет оснований для применения пункта 2 постановления № 986.

Ситуация: устанавливать ли ограничения при закупке работ или услуг с использованием радиоэлектроники

Нет, не устанавливать. Ограничения действуют лишь на закупку иностранной радиоэлектроники. Так как объект закупки – выполнение работ или оказание услуг, то нет оснований устанавливать ограничения. Это следует из пунктов 1–3 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968.

Ситуация: отклонять ли заявку? Участники закупки подали три заявки. Две отвечают требованиям постановления № 968. Третья содержит и российский и иностранный товар

Третью заявку отклоните. Заказчик должен отклонять все заявки или окончательные предложения с предложением радиоэлектроники, которая прописана в перечне. Поступать так заказчик обязан, если на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям:

  • с предложениями о поставке российской радиоэлектроники;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектроники от одного производителя.

Это установлено пунктом 2 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968.

Ситуация: отклонять ли заявку с иностранной радиоэлектроникой? В двух заявках предложено по две позиции российского и иностранного производства, а в третьей позиции – только иностранный товар

Нет, не отклонять. Ведь в заявках участники предложили товар не только российского, но и иностранного происхождения. Как отметило Минэкономразвития России в своем письме от 27 августа 2015 г. № Д28и-2446 при рассмотрении вопроса о применении постановления от 5 февраля 2015 г. № 102, сходного по принципу действия с пунктом 2 постановления от 26 сентября 2016 г. № 968: если заявки участников закупки одновременно содержат как предложение о поставке товара российского производства, так и товары иностранного производства, постановление № 102 не применяется.

Ситуация: применять ли типовые контракты при закупке радиоэлектроники по контракту до 100 000 руб. у едпоставщика

Заказчик вправе не применять типовые контракты, типовые условия контрактов для неконкурентных закупок до 100 000 руб. Исключение – случаи, когда типовой контракт и условия обязательно применять по информационной карте. Об этом сказано в подпункте «б» пункта 18 Правил, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 2 июля 2014 года № 606.

Ситуация: как закупить иностранное сценическое световое оборудование для театра

Чтобы закупить световое оборудование иностранного производства, проверьте, входит ли код ОКПД2 закупаемого оборудования в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968, далее – Постановление № 968. Если световое оборудование входит в перечень Постановления № 968, установите ограничения и условия допуска радиоэлектронных товаров из иностранных государств. Основание – пункт 2 Постановления № 968.

Например, установите ограничения и условия допуска, когда закупаете:

  • фонари электрические переносные, работающие от батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето (код ОКПД2 27.40.21.120);
  • табло световые и аналогичные устройства (код ОКПД2 27.40.24.120);
  • устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные (код ОКПД2 27.40.25.120);
  • прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с лампами накаливания (код ОКПД2 27.40.33.110);
  • прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с люминесцентными газоразрядными лампами (код ОКПД2 27.40.33.120);
  • прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света (код ОКПД2 27.40.33.130);
  • прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов (код ОКПД2 27.40.33.190);
  • светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки (код ОКПД2 27.40.39.110);
  • арматуру осветительную прочую, не включенную в другие группировки (код ОКПД2 27.40.39.190).

Если код ОКПД2 закупаемого светового оборудования входит в группу ОКПД2 27.40 «Оборудование электрическое осветительное», то установите условия допуска светового оборудования иностранного производства по правилам приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155.

Когда описываете световое оборудование, соблюдайте требования статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Укажите конкретный товарный знак, конкретную модель, только когда:

  • нет другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • необходимо обеспечить совместимость закупаемых товаров с товарами, которые уже есть в наличии;
  • закупаете запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые используете в соответствии с технической документацией.

Есть риск, что должностное лицо, которое не выполнит требования, прописанные выше, привлекут к административной ответственности. Основание – части 4.1 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: как применить ограничения при закупке системного блока и принтера. На участие в аукционе поступило пять заявок: 1) Китай + Китай; 2) Россия + Китай; 3) Россия + Китай; 4) Россия + Китай; 5) Россия + Китай. В заявке 1 – производитель не указан. В заявках 2–4 производители российского товара разные. В заявке 5 – производитель российского товара не указан

Ограничения не применяют. Так как подано менее двух заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968.

Применяют условия допуска к заявкам с иностранными товарами из приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155 (п. 4 Постановления № 968).

Ситуация: устанавливать ли ограничения для радиоэлектронной продукции. Заказчик закупает лампы люминесцентные, код ОКПД2 27.40.15.114

Да, ограничение установите. Код ОКПД2 27.40.15.114 «Лампы люминесцентные» включен в категорию кода ОКПД2 27.40.15.110 «Лампы газоразрядные». Последний указан в перечне радиоэлектронной продукции к постановлению № 968.

Какую радиоэлектронику признают российской

Радиоэлектронику признают российской, если она отвечает одному из четырех условий.

Первое условие
Продукция, которую произвели в России, и та, что создают, модернизируют и осваивают в производстве в рамках специального инвестиционного контракта между инвестором или регионом и Россией. Однако условие действует только в течение не более:

  • пяти лет со дня заключения специального инвестиционного контракта;
  • трех лет со дня начала производства стороной – инвестором специального инвестиционного контракта.

Подтвердите – специальным инвестиционным контрактом.

Второе условие
Продукция отвечает требованиям, которые предусмотрены приложением к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719.

Подтвердите – документом Минпромторга России на производство на территории России радиоэлектроники (постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719, приказ Минпромторга России от 12 ноября 2015 г. № 3568).

Третье условие
Оборудование отвечает параметрам телекоммуникационного и произведенного на территории России.

Подтвердите – уведомлением Минпромторга России о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

Четвертое условие
Подтверждено российское происхождение или государства – члена ЕАЭС продукции по Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. Это условие применяют, лишь если по другим радиоэлектронику не признают российской.

Подтвердите – сертификатом СТ-1 на предложенные в заявке или окончательном предложении отдельные виды радиоэлектронной продукции.

Ситуация: что делать, если участник предложил радиоэлектронную продукцию российского происхождения, но не приложил к заявке сертификат СТ-1

Заявку не отклоняйте. Предложенную продукцию приравняйте к иностранной.

Радиоэлектронную продукцию признают российской, если ее происхождение подтверждено сертификатом СТ-1. Поэтому, если участник закупки предложил товар российского происхождения, но не подтвердил происхождение сертификатом СТ-1, признайте заявку соответствующей, а товар – иностранным. Данный вывод следует из подпункта «г» пункта 6 и подпункта «г» пункта 7 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968.

Ситуация: нужно ли отклонять заявку за отсутствие сертификата СТ-1, если в документации заказчик прописал требование о его представлении

Нет, не нужно.

Участники закупки представляют сертификат СТ-1 для подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции. Сертификат СТ-1 могут представить участники, которые предлагают российский товар. Участники с иностранным товаром не смогут представить сертификат СТ-1. Учитывая это, заказчик не вправе отклонять заявку за отсутствие сертификата (подп. «г» п. 6 и подп. «г» п. 7 Постановления № 968).

Ситуация: что представляют во вторых частях заявок в аукционе на закупку радиоэлектроники

Во вторых частях заявок представляют один из документов:

  1. Специальный инвестиционный контракт.
  2. Подтверждение, что страна происхождения продукции – РФ.
  3. Уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
  4. Уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии).
  5. Сертификат СТ-1.

Об этом сказано в пункте 7 Постановления от 26 сентября 2016 года № 968.

Ситуация: применять ли ограничения на закупку радиоэлектроники. На участие подано четыре заявки. В трех – российский товар и приложена декларация о стране происхождения товара. В четвертой – китайский товар

Нет, ограничения не применяйте.

Если участник предлагает российский товар, то он должен подтвердить страну происхождения. Такой вывод следует из пунктов 2 и 7 Постановления от 26 сентября 2016 года № 968. Документы, которые представляют участники для подтверждения страны происхождения товара, указаны в пункте 7 Постановления № 968. Декларации среди них нет.

Ситуация: действуют или нет ограничения допуска иностранной электроники. В одной заявке – иностранный товар. В двух других – российский. Где российский товар: первая позиция – разные производители, вторая – один и тот же производитель

Нет, ограничения не действуют.

Не выполнено требование пункта 2 Постановления от 26 сентября 2016 года № 968. Заявки с российским товаром содержат предложения о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

Как применять ограничения с 1 сентября 2018 года

Внимание: с 1 сентября 2018 года ограничения и условия допуска не распространяются на государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Отклоните все заявки или окончательные предложения, в которых предложена радиоэлектронная продукция иностранного происхождения, за исключением государств – членов ЕАЭС. Сделайте это, если есть две заявки, которые отвечают требованиям извещения, документации о закупке и которые одновременно содержат товары:

  • из государств – членов ЕАЭС;
  • разных производителей.

Если отклонили заявки, окончательные предложения с иностранным товаром, то при исполнении контракта нельзя:

  • заменить радиоэлектронику на товары иностранного происхождения. Исключение: государства – члены ЕАЭС;
  • заменить производителя.
Какую радиоэлектронику считать произведенной в ЕАЭС

Радиоэлектронную продукцию признают продукцией ЕАЭС в порядке, который предусмотрен в нормативных правовых актах государств – членов ЕАЭС. Российские товары определяйте по правилам, установленным для отечественной радиоэлектроники.

Когда ограничения не действуют

Не применяйте ограничения и условия допуска, если:

  • закупку начали до вступления в силу постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 – 30 сентября 2016 года;
  • закупку проводит на территории иностранного государства дипломатическое, торговое представительство, консульское учреждение Российской Федерации или другая организация из списка в части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ;
  • в один объект закупки входит радиоэлектронная продукция, включенная и не включенная в перечень (п. 5 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968).

Исключения записаны в пункте 11 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968.

Ситуация: можно ли закупать в одной закупке телефонные аппараты и диктофоны в рамках постановления № 968

Да, можно.

Предметом одного контракта не могут быть виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него. Об этом сказано в пункте 5 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968.

Телефонные аппараты соответствуют коду ОКПД2 26.30.21.000 «Аппараты телефонные проводные с беспроводной трубкой» или ОКПД2 26.30.23.000 «Аппараты телефонные прочие». Диктофоны подпадают под код ОКПД2 26.40.32.120 «Диктофоны». Так как все перечисленные коды включены в перечень к постановлению № 968, то могут быть закуплены в одной закупке.

Если не отклонили заявку или окончательное предложение, то примените условия допуска к заявкам с иностранными товарами из приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 (п. 4 Постановления № 968).

Ситуация: можно ли одновременно устанавливать ограничения по постановлению № 968 и условия допуска по приказу № 155

Да, можно.

Если закупаете радиоэлектронную продукцию, которая включена в перечень к постановлению № 968 и указана в пункте 1 приказа № 155, то установите в извещении и документации о закупке ограничения и условия допуска. Данный вывод следует из положений части 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, постановления № 968 и приказа № 155.

Ситуация: как применить постановление № 968 и приказ № 155, если на аукцион подано пять заявок, в двух предложен российский товар, но нет сертификатов СТ-1

Поступите следующим образом:

  1. Рассмотрите заявки и оцените возможность применения пункта 2 постановления № 968.
  2. Если пункт 2 постановления № 968 неприменим, рассмотрите заявки на применение приказа № 155.

В рассматриваемом случае к заявкам с российским товаром не приложен сертификат СТ-1. Такие заявки не отклоняют. Предложенный товар приравнивают к иностранному. Это следует из подпункта «г» пункта 6 и подпункта «г» пункта 7 постановления № 968. Ограничения не применяют, так как условие пункта 2 постановления № 968 не соблюдено. Заказчик принимает решение о применении приказа № 155.

Если победителем будет участник, который предложит товар из государств ЕАЭС, преференции не применяют. Стороны заключают контракт по цене, которую предложил участник. Но если в предложении победителя будет товар из иностранных государств, заказчик снижает его цену на 15 процентов. Согласно приказу № 155 наличие сертификата СТ-1 в заявке не обязательно. Участник вправе продекларировать страну в любой форме, в том числе и путем ее указания в первой части заявки.

Ситуация: как применяют приказ № 155, если закупают товар из перечня к постановлению № 968 и лишь часть его указана в приказе № 155

Заказчик не вправе применять приказ № 155 и устанавливать условия допуска в извещении и документации о закупке, так как только часть закупаемого товара указана в приложении к приказу. Об этом сказано в подпункте «а» пункта 8 приказа № 155.

Если условия пункта 2 постановления № 968 не будут выполнены и заявки с иностранным товаром не будут отклонены, то заказчик не будет применять пункт 4 постановления № 968.

Ситуация: устанавливать ли условия допуска. Радиоэлектроника по ОКПД2 включена в перечень к постановлению № 968 и не поименована в приказе № 155

Нет, не устанавливать. Заказчик не вправе устанавливать условия допуска, если товар не предусмотрен в перечне к приказу от 25 марта 2014 года № 155 (п. 1 приказа от 25 марта 2014 г. № 155, решение Курганского УФАС России от 13 декабря 2016 г. № 05-02/244-16).

Нет, у заказчика нет правовых оснований для указания в техническом задании страны происхождения товара. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении наименования места происхождения товара.

Также, следует отметить, что при осуществлении закупки товара, который подпадает под код ОКПД2 26.30.11.150, заказчиком должно быть установлено к участникам закупки ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968. В соответствии с данным постановлением не установлен запрет на закупку товара, страной происхождения которого не является Россия. Т.е. участник закупки может предложить товар иностранного происхождения, но к нему будут применены ограничения, которые установлены положениями Постановления № 968.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.