text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Закупка на издание книги на основании предоставленного макета с собственными материалами

  • 7 мая 2018
  • 30

Вопрос

В связи с проведением юбилейных мероприятий у Заказчика возникла необходимость издать книгу на основании предоставленного макета с собственными материалами. Какой пункт 93 статьи 44-ФЗ предпочтительней выбрать и какое должно быть обоснование?

Ответ

Как заключать контракты до 100 000 и 400 000 руб.

Заказчик вправе не применять конкурентные процедуры для закупок на сумму до 100 000 и до 400 000 руб. Достаточно заключить контракт с единственным поставщиком на основании пункта 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Размещать извещение в ЕИС, обосновывать закупку и уведомлять контрольный орган о том, что вы заключаете контракт, не нужно. Не обязательно требовать от поставщика обеспечение контракта и включать в договор расчет цены. Экспертизу полученных товаров, работ, услуг заказчик вправе провести своими силами.

Для малых закупок установлены лимиты. Их рассчитывают от величины совокупного годового объема закупок (СГОЗ).

Как рассчитать СГОЗ

Внимание: совокупный годовой объем закупок не равен годовому объему закупок по плану-графику.

Чтобы рассчитать совокупный годовой объем закупок (СГОЗ), воспользуйтесь формулой:

СГОЗ = А + Б + В,

где:

А – сумма контрактов, которые заказчик заключил в предыдущие годы, а оплатит в текущем году. Например, вы заключили контракт в 2015 году, но часть поставленных по нему товаров оплатите только в 2016-м. Оплату, которая пройдет в 2016 году, включите в СГОЗ этого года;

Б – сумма контрактов, которые заказчик заключил, исполнил и оплатил в отчетном году;

В – разница между общей суммой контрактов, которые заказчик заключил в отчетном году, и остатком платежей по этим контрактам, перенесенным на последующие годы. Например, в 2016 году вы заключили контракт на общую сумму 500 000 руб. Часть средств в размере 300 000 руб. вы оплатите в 2016 году, а оставшиеся 200 000 руб. – в 2017 году. В СГОЗ 2016 года включите 300 000 руб.

Пример: как рассчитать СГОЗ бюджетного учреждения в 2016 году

Заказчик заключил контракты:

1) в 2015 году на сумму 800 000 руб. Из них 500 000 руб. оплачены в 2015 году и 300 000 руб. – в 2016-м;

2) в 2016 году на сумму 900 000 руб. с полной оплатой в 2016 году;

3) в 2016 году на сумму 1 млн руб. с частичной оплатой в 2016 году (700 000 руб.), 300 000 руб. заказчик оплатит в 2017 году.

СГОЗ в 2016 году составит 1,9 млн руб. (300 000 руб. + 900 000 руб. + 700 000 руб.).

Какие ограничения действуют на закупки до 100 000 руб.

Заказчик вправе заключать контракты на сумму до 100 000 руб. только в рамках лимита. годовой объем таких закупок не должен превышать 5 процентов от СГОЗ и составлять более 50 млн руб. Либо вам нужно уложиться в 2 млн руб. Заказчик сам решает, какой способ выбрать, чтобы рассчитать лимит.

Пример: как выбрать способ расчета лимита

Заказчик закупает товары, работы, услуги у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Рассмотрим три ситуации.

  1. СГОЗ – 15 млн руб. Заказчик рассчитал 5 процентов от этой суммы и получил 750 000 руб. Соответственно, учреждению выгоднее выбрать лимит в 2 млн руб.
  2. СГОЗ – 50 млн руб. 5 процентов – это 2,5 млн руб. То есть заказчику выгоднее проводить закупки в пределах 5 процентов.
  3. СГОЗ – 1,5 млрд руб. 5 процентов от этой цифры составит 75 млн руб. Следовательно, заказчик сможет заключить контракты с единственным поставщиком только на 50 млн руб. в год.

Способ, который выбрал заказчик, чтобы рассчитать лимит малых закупок, будет действовать и в рамках гособоронзаказа. Поэтому рассчитывать отдельно лимит в рамках оборонного заказа не нужно. Свой выбор вы можете отразить в приказе или распоряжении. Это зависит от порядка делопроизводства, который установлен в вашем учреждении. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчиков оформлять выбор способа, которым рассчитывают лимит малых закупок, документально. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

В 44-ФЗ предусмотрены два исключения.

Исключение 1. Ограничения по лимиту не действуют для муниципальных нужд сельских поселений. Например, администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения заключают контракты до 100 000 руб. без ограничений.

Исключение 2. Госорганы, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ, рассчитывают годовой лимит закупок до 100 000 руб. в особом порядке. Расчет производят отдельно по каждому госоргану.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик уплатить членский взнос в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Нет, не вправе, поскольку в результате уплаты членского взноса заказчик не получает товар, работу или услугу.

Заказчик вправе оплатить счет по Закону № 44-ФЗ, если взамен получит товар, работу или услугу. Это связано с тем, что по Закону № 44-ФЗ возможна закупка только товаров, работ или услуг. Специалисты Минэкономразвития пояснили, что в результате уплаты регистрационных, вступительных взносов, а также членских взносов в российские, международные, межправительственные и неправительственные организации заказчик не получает товар, работу или услугу. Следовательно, уплату, в частности, членских взносов Закон № 44-ФЗ не регулирует (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 18 ноября 2016 г. № Д28и-3165).

Вывод подтверждают и разъяснения, которые касаются Закона № 223-ФЗ. Специалисты Минэкономразвития пояснили, что по смыслу Закона № 223-ФЗ к закупкам не относят финансовые операции:

  • членские взносы;
  • штрафы и госпошлины;
  • налоги с заработной платы, НДС, транспортные налоги;
  • плату за нотариальные действия, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 13 февраля 2017 года № Д28и-581.

Ситуация: заказчик заключил контракт на коммунальные услуги по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Считается ли это нарушением

Это не нарушение, но есть риск, что заказчика привлекут к административной ответственности.

Для закупки коммунальных услуг рекомендуем использовать пункты 8 и 29 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Так вы избежите ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: вправе ли заказчик в течение года заключить четыре договора с единственным поставщиком на поставку бумаги? Цена каждого договора составляет 50 000 руб.

Да, вправе. При этом соблюдайте ограничения, установленные в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: заказчик выбрал единственного поставщика через электронный магазин. Можно ли заключить контракт с такой компанией по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да. Но при этом убедитесь, что поставщик отвечает требованиям, перечисленным в частях 1 и 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, но цена контракта не должна превышать 100 000 руб. При этом соблюдайте ограничения из пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли закупать товары по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и не заключать контракт

Да. Заказчик вправе оформить такую сделку в любой форме, которая предусмотрена Гражданским кодексом РФ. Такое правило установлено в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик закупить сувенирную продукцию на сумму 45 000 руб. у единственного поставщика? Такая продукция включена в аукционный перечень

Да. Такое правило установлено в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ. При этом соблюдайте ограничения, которые установлены в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик заключить два и более контракта с единственным поставщиком в один день? Предмет контракта и поставщик одни и те же, цена каждого из контрактов не превышает 100 000 руб.

ФАС России может посчитать, что заказчик такими действиями сократил число участников закупки. Однако прямого запрета дробить закупки Закон № 44-ФЗ не содержит (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: распространяется ли исключение из пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на муниципальное бюджетное учреждение села

Да, распространяется. Данным исключением вправе пользоваться муниципальные:

  • заказчики – органы местного самоуправления сельского поселения и муниципальные казенные учреждения, которые создали такие органы;
  • бюджетные учреждения, которые закупают товары, работы, услуги для сельского поселения от имени муниципального образования.

Такой вывод следует из пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Какие ограничения действуют на закупки до 400 000 руб.

Годовой объем закупок до 400 000 руб. не должен:

  • превышать 50 процентов СГОЗ;
  • составлять более чем 20 млн руб.

Так, если СГОЗ заказчика составляет 20 млн руб., он вправе заключить контракты по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 10 млн руб. в год. Теперь допустим, что СГОЗ равен 50 млн руб. Тогда заключить контракты по упомянутому пункту заказчик сможет только в рамках 20 млн руб. в год.

Заключать контракты на сумму до 400 000 руб. вправе только следующие заказчики:

  • образовательные учреждения, для которых основной вид работы – образовательная деятельность по лицензии;
  • учреждения культуры, уставные цели которых – сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные, природные или ландшафтные парки, театры, концертные или телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы;
  • физкультурно-спортивные организации.

Ситуация: сколько раз заказчик может закупать работы по текущему ремонту у одного подрядчика на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ не ограничивает число закупок по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ у одного юридического лица. Главное – соблюдать условие об ограничении годового объема закупок. Однако ФАС России может обвинить заказчика в том, что он необоснованно сократил число участников (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Допустим, заказчику нужно закупить работы по текущему ремонту на сумму 1 197 000 руб. В такой ситуации лучше не заключать три контракта по 399 000 руб., чтобы уложиться в лимит. Ведь фактически учреждение будет дробить закупку. Если же речь идет о закупках у одного и того же подрядчика с временным перерывом в несколько месяцев или полгода, заключить несколько контрактов допустимо.

Ситуация: вправе ли сельские и городские поселения заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 400 000 руб.

Нет, не вправе. Сельские и городские поселения не перечислены в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли муниципальное казенное образовательное учреждение заключить контракт на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, вправе. Муниципальные образовательные организации поименованы в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: нарушил ли закон заказчик, который заключил контракты с единственным поставщиком на сумму до 400 000 руб. два раза в течение одного квартала текущего года

Нет. Закон № 44-ФЗ не привязывает закупки с единственным поставщиком к периоду. Заказчик должен следить, чтобы годовой объем таких закупок не превышал 50 процентов СГОЗ и не составлял более 20 млн руб.

Ситуация: заказчик закупает товары, работы, услуги, которые включены в аукционный перечень. Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком по пунктам 4 и 5части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, можно. Такое право дает часть 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: парк культуры и отдыха закупает работы на возведение изгороди вокруг своей территории. Можно ли разделить такую закупку на четыре стоимостью до 400 000 руб. каждая

Да, можно, если заказчик не разработал единый проект на возведение изгороди. Закон № 44-ФЗ не запрещает заказчикам дробить закупки с единственным поставщиком. Однако ФАС России может обвинить заказчика в том, что он необоснованно сократил число участников (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: вправе ли муниципальные образовательные организации одновременно использовать пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, вправе. Закон № 44-ФЗ не содержит такого запрета.

Ситуация: можно ли учитывать контракты до 100 000 и до 400 000 руб. в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства

Нет. В объем закупок у СМП и СОНО заказчик включает лишь те контракты, которые он заключил в результате открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: по какому пункту статьи 93 Закона № 44-ФЗ образовательной организации заключить контракт на озеленение прилегающей территории

Заключите контракт по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом соблюдайте ограничения, которые установлены упомянутыми пунктами.

Ситуация: заказчик выдает деньги работникам под отчет. Сотрудники покупают на выданный аванс товары. Считается ли это закупкой у единственного поставщика

Да, это закупка у единственного поставщика. Такое разъяснение содержит пункт 2 письма Минэкономразвития России, Минфина России от 5 августа 2014 г. № 18505-ЕЕ/Д28И, 02-02-04/39043.

Ситуация: вправе ли спортивно-досуговый центр заключать контракты с единственным поставщиком по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Вправе, если услуги в области физической культуры и спорта – это основной вид деятельности центра. Такой вывод следует из пункта 30 статьи 2 Закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ.

Ситуация: вправе ли муниципальные образовательные организации проводить закупки одновременно по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, вправе. Муниципальные образовательные организации вправе закупать по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В то же время заказчик вправе воспользоваться пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Заключать контракты одновременно по упомянутым пунктам 4 и 5 Закон № 44-ФЗ не запрещает.

Годовой объем закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчики указывают в плане-графике отдельными строками.

Как обосновать НМЦК

Чтобы обосновать начальную (максимальную) цену контракта, заказчик готовит документ в произвольной форме, который размещает в ЕИС. Минэкономразвития России рекомендует использовать форму обоснования, утвержденную приказом от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации).

В обосновании укажите:

  • характеристики товара, работы, услуги, которые закупаете;
  • метод, которым обосновали и рассчитали НМЦК;
  • пояснения, почему выбрали тот или иной способ расчета НМЦК;
  • реквизиты документов, на основании которых рассчитывали НМЦК;
  • расчет НМЦК;
  • дату обоснования.

Не включайте в обоснование наименования поставщиков, которые предоставили цены. Оригиналы ценовых предложений, скриншоты экрана храните с другими документами о закупке (п. 2.1 Методических рекомендаций).

Внимание: когда заказчик не обязан включать в контракт с единственным поставщиком расчет и обоснование цены, смотрите в таблице.

Как подготовить обоснование

Чтобы обосновать НМЦК, следуйте по восьми шагам.

1. Проанализируйте, какие товары, работы, услуги вам нужны (ст. 13 Закона № 44-ФЗ).

2. Установите требования к товарам, работам, услугам, которые закупаете. Опишите условия поставки.

3. Исследуйте рынок, чтобы найти товары, работы, услуги, которые отвечают вашим требованиям. Для этого изучите общедоступную информацию.

4. Опишите объект закупки. Используйте требования статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

5. Проверьте, приняли ли в отношении товаров, работ, услуг, которые вы закупаете, правовые акты:

  • федеральные органы исполнительной власти готовят нормативные правовые акты, госкорпорация «Росатом» готовит локальные нормативные акты, которые устанавливают, по каким правилам рассчитывать НМЦК (ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  • Правительство РФ готовит акты с источниками информации, которыми пользуются, чтобы рассчитать НМЦК. Пока таких актов нет;
  • ГРБС готовят акты о нормировании закупок (ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

6. Определите, каким методом рассчитать НМЦК. Для этого воспользуйтесь рекомендацией.

7. Рассчитайте НМЦК.

8. Подготовьте обоснование НМЦК.

Такая последовательность предусмотрена в пункте 2.2 Методических рекомендаций.

Ситуация: кто готовит и подписывает обоснование НМЦК

Подготовить и подписать обоснование НМЦК поручите работнику контрактной службы или контрактному управляющему.

Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика подписывать обоснование НМЦК. Он должен утвердить обоснование в составе документации о закупке (п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ч. 6 ст. 83, п. 1 ч. 1 ст. 87 Закона № 44-ФЗ). В то же время Минэкономразвития России в рекомендуемой форме обоснования указывает подпись контрактного управляющего или работника контрактной службы.

Ситуация: заказчики проводят совместный конкурс или аукцион. Кто обосновывает начальную (максимальную) цену контракта

Начальную (максимальную) цену контракта рассчитывает и обосновывает организатор совместной закупки. Для этого он складывает НМЦК всех заказчиков и включает в общее обоснование обоснования каждого участника совместных торгов. Это означает, что каждый из заказчиков рассчитывает и обосновывает НМЦК своей части товаров, работ, услуг. Такое правило установлено в подпункте «б» пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088.

Начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и их обоснование включают в соглашение сторон (ч. 2 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

 Как рассчитать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых цен, или анализа рынка, – приоритетный. Заказчик рассчитывает среднюю цену из тех, которые предлагает рынок. Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Чтобы применить метод сопоставимых цен, изучите рынок товаров, работ, услуг, соберите ценовую информацию и рассчитайте начальную (максимальную) цену контракта. Для этого воспользуйтесь советами раздела III Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567. Данный документ носит рекомендательный характер, и заказчики не обязаны его применять (письмо Федерального казначейства от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791).

Как проанализировать рынок

Чтобы проанализировать рынок, соберите информацию о товарах, работах, услугах, которые закупаете. Используйте данные об идентичных или однородных предметах.

У идентичных товаров одинаковые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Ориентируйтесь на требования, которые устанавливаете к объекту закупки в техническом задании. Не учитывайте незначительные различия во внешнем виде, например, цвет. Разрешено учитывать страну происхождения и производителя.

У идентичных работ, услуг одинаковые признаки и качественные характеристики. Компании используют одинаковые методики, технологии, подходы, когда реализуют идентичные работы или услуги. Если определяете идентичность, учитывайте деловую репутацию и квалификацию подрядчика или исполнителя.

Однородные товары состоят из схожих компонентов, у них сходные характеристики. Такие товары выполняют одни и те же функции и взаимозаменяют друг друга. Когда определяете однородность, учитывайте качество товаров, их репутацию на рынке и страну происхождения.

Однородные работы, услуги наделены сходными характеристиками, поэтому они коммерчески и функционально взаимозаменяемы. Когда определяете однородность работ и услуг, учитывайте:

  • качество;
  • репутацию на рынке;
  • вид;
  • объем;
  • уникальность.

Когда определяете признаки идентичности и однородности, обратите внимание, как они влияют на цену товара, работы или услуги. Цвет, дизайн, дополнительные характеристики сказываются на стоимости товара. Такие свойства увеличивают цену, но не изменяют основные функции продукции. Например, цены на один и тот же ноутбук отличаются на 30 процентов только из-за цвета и дизайнерского корпуса. При этом цвет корпуса – не существенная характеристика и не влияет на работу компьютера. Поэтому предложения с дизайнерскими решениями не учитывайте при расчете НМЦК.

Как получить ценовую информацию

Заказчики получают информацию о цене товара, работы, услуги четырьмя способами. Воспользуйтесь одним или несколькими.

1-й способ. Направьте запросы не менее чем пяти поставщикам, подрядчикам, исполнителям. Информацию запрашивайте у опытных компаний, сведения о которых находятся в свободном доступе, например, в печати и Интернете.

Совет: направьте запросы поставщикам, подрядчикам, исполнителям, которые последние три года выполняли аналогичные контракты без неустоек.

2-й способ. Разместите запрос о ценах в единой информационной системе (ЕИС).

3-й способ. Возьмите информацию о ценах из реестра контрактов (в ЕИС).

Совет: ищите ценовую информацию в контрактах, которые контрагенты исполняли последние три года без неустоек.
Воспользуйтесь советами из приложения № 2 к Методическим рекомендациям.

4-й способ. Проанализируйте общедоступную информацию:

  • цены в контрактах, которые контрагент закрыл без неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • цены в рекламе, каталогах и в других публичных офертах;
  • котировки на российских и иностранных биржах;
  • котировки на электронных площадках;
  • цены из государственной статистической отчетности;
  • цены из официальных источников информации государственных и муниципальных органов, иностранных государств, международных организаций, общедоступных изданий;
  • рыночную стоимость объектов оценки, которую определяют по правилам законов, регулирующих оценочную деятельность в России, или законодательства иностранных государств;
  • данные информационно-ценовых агентств, которые изучают рынок, в том числе по инициативе заказчика;
  • отчеты, которые готовят для уполномоченного органа, уполномоченного учреждения. Данные отчетов рассматривайте, только если в них включили расчет цен (п. 3.8 Методических рекомендаций). При этом используйте и другую ценовую информацию.

Не используйте информацию о ценах от лиц из реестра недобросовестных поставщиков или из анонимных источников. Также не учитывайте данные, где нет расчета цены товара, работы, услуги.

Ситуация: вправе ли заказчик использовать несколько коммерческих предложений от одной и той же компании или от аффилированных лиц

Заказчик вправе использовать одно предложение от одной компании. Остальные цены получите от других юридических лиц, в том числе аффилированных. Запрета на это Закон № 44-ФЗ не содержит. Кроме того, заказчик не обязан выявлять аффилированность.

Ситуация: вправе ли физические лица представлять ценовые предложения

Да, вправе. Закон № 44-ФЗ не запрещает заказчику использовать предложения физических лиц при расчете НМЦК.

Ситуация: заказчик обосновывает НМЦК методом анализа рынка. Вправе ли он использовать коммерческое предложение, которое поставщик готовил для другого учреждения

Да, Закон № 44-ФЗ не запрещает использовать коммерческие предложения для других заказчиков. В то же время учтите, что цены одного и того же поставщика отличаются, если офисы заказчиков далеко друг от друга. Поэтому, когда собираете информацию о ценах, учтите финансовые условия поставок товаров, работ, услуг (ч. 3 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик использовать для расчета НМЦК цены из коммерческих предложений, если они выше цен из открытых источников

Да, вправе. Если цена в коммерческом предложении отличается от информации в открытых источниках, это естественно. Когда поставщик считает цену, он учитывает условия закупки. Компания может включить в предложение, например, издержки на доставку. Если контрактом не предусмотрен аванс, это также иногда влияет на цену. К тому же цены, которым больше шести месяцев, заказчик корректирует (п. 3.14 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567).

Ситуация: заказчик рассчитывает НМЦК на услуги по повышению квалификации работников. Нужно ли включить в цену НДС, если в коммерческих предложениях налога нет

Да, включите НДС в стоимость контракта. Для этого пересчитайте все цены так, чтобы они включали налог – 18 процентов. Иначе нарушите статью 8 Закона № 44-ФЗ, то есть ограничите конкуренцию. От налогообложения освобождают только некоммерческие образовательные организации. В закупке вправе участвовать учреждения, которые оказывают образовательные услуги по лицензии наряду с основной деятельностью. Такие юрлица платят НДС. Если победит подобная организация, она вправе потребовать с заказчика НДС, который не включен в цену контракта.

Ситуация: заказчик направил запросы о цене всем операторам сотовой связи региона и получил только одно коммерческое предложение. Как рассчитать НМЦК

Вы вправе запросить цены у сотовых операторов других регионов. Кроме того, получить информацию о ценах разрешено любым другим способом, например, разместить запрос в ЕИС.

Заказчики полагают, что, если в регионе только один поставщик, подрядчик, исполнитель, метод анализа рынка применить нельзя. Такое предположение ошибочно. Заказчик вправе получить ценовую информацию от компаний из других регионов, в том числе разместить в ЕИС запрос цен и использовать общедоступные источники.

Ситуация: нужно ли разместить в ЕИС коммерческие предложения, которые заказчик получил от потенциальных участников закупки

Нет, не нужно. Заказчик размещает в ЕИС обоснование НМЦК. При этом указывать наименования компаний, которые представили цены, не надо. Оригиналы ценовых предложений, скриншоты экрана храните с другими документами о закупке.

Ситуация: вправе ли заказчик использовать для расчета НМЦК коммерческое предложение, которое получил по электронной почте в виде отсканированной копии

Законодатель не урегулировал данный вопрос. Поэтому советуем исходить из смысла пункта 3.13 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567. Примите отсканированную копию, если в запросах потенциальным поставщикам указали, что такая форма ответа возможна. Проверьте, чтобы ответ включал информацию об отправителе и подтверждение, что заказчик направлял ему запрос.

Как рассчитать НМЦК

После того как вы получили ценовую информацию, рассчитайте НМЦК. Следуйте по следующим шагам.

Шаг 1. Сопоставьте условия и скорректируйте цены.

Исходя из информации, которую вы получили, сравните:

  • срок исполнения контракта;
  • количество товара, объем работ, услуг;
  • наличие и размер аванса по контракту;
  • место поставки;
  • срок и объем гарантии качества;
  • изменение базовой комплектации или состава объекта закупки;
  • дополнительную комплектацию – появление новых или исключение предусмотренных ранее позиций в общем объеме закупки;
  • размер обеспечения контракта;
  • изменение в налогообложении;
  • масштабность выполнения работ, оказания услуг;
  • изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
  • изменение таможенных пошлин.

Коммерческие и финансовые условия признайте сопоставимыми, если различия не влияют на окончательный результат. Если цены несопоставимые, их нужно скорректировать. Для этого используйте коэффициенты или индексы пересчета.

Пример: о пересчете цен

Заказчик рассчитывает НМЦК контракта методом сопоставимых цен.

В проекте контракта заказчик установил аванс – 30 процентов. В реестре контрактов заказчик нашел договор с таким же объектом закупки – ценой 20 000 руб. и авансом 50 процентов. Размер аванса влияет на цену контракта, как проценты по кредиту – на разницу между суммой контракта и авансом. На день, когда заказчик обосновывал НМЦК, средняя ставка на рынке коммерческих кредитов составляла 13 процентов. Чтобы скорректировать цену, заказчик рассчитал сумму процентов на разницу в сумме авансов:

20 000 руб. × (50% – 30%): 100% × 13%: 100% = 520 руб.

Чтобы рассчитать НМЦК, заказчик возьмет цену 20 520 руб. (20 000 руб. + 520 руб.).

Шаг 2. Приведите цены в соответствие способу закупки.

Допустим, вы взяли информацию из реестра контрактов. Тогда обратите внимание на способ закупки, в результате которого стороны заключили сделку. Используйте такую схему:

  • цену контракта по результатам конкурса увеличьте на 10 процентов;
  • цену контракта по результатам аукциона увеличьте на 13 процентов;
  • цену контракта по результатам запроса котировок и запроса предложений увеличьте на 17 процентов;
  • цену контракта с единственным поставщиком не изменяйте.

Пример: о корректировке цен

Учреждение закупает письменные столы.

Информацию для расчета НМЦК заказчик взял из реестра контрактов. В контракте, который заключили по результатам электронного аукциона, цена за стол составила 4000 руб. Заказчик скорректировал цену с помощью формулы:

Скорректированная цена = Цена по данным из контракта + 13%.

Цена для расчета НМЦК составила 4520 руб. (4000 руб. + 4000 руб. × 0,13).

Если для расчета НМЦК вы используете цены, которым более шести месяцев, переведите их в текущие. Об этом сказано в пункте 3.14 Методических рекомендаций. Для пересчета используйте индексы потребительских цен (ИПЦ), которые характеризуют рост инфляции. Такие индексы публикуют на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.

Коэффициент для пересчета неоднородной цены определяют по формуле:

Коэффициент пересчета = 100 + Сумма ИПЦ – 100 : 100
Сумма ИПЦ – 100 = ИПЦ первый месяц 100 + ИПЦ второй месяц 100 + + ИПЦ последний месяц 100


где:

 – коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню;

tф – срок формирования ценовой информации, которую используют для расчета;

t – месяц, в котором рассчитывают НМЦК;

 – индекс потребительских цен на месяц из интервала от tф до t в процентах к предыдущему.

Пример: о пересчете цен прошлых периодов

Учреждение закупает картофель на март 2016 года. Чтобы обосновать НМЦК, заказчик взял цены из реестра контрактов:

  • контракт от 1 декабря 2015 г. – цена 32 руб. за 1 кг;
  • контракт от 10 ноября 2015 г. – цена 37 руб. за 1 кг;
  • контракт от 1 мая 2015 г. – цена 60 руб. за 1 кг.

В данной ситуации заказчик учитывает сезонность и специфичность объекта закупки. Нельзя брать для расчета цены мая, поскольку они завышены по сравнению с ценами ноября почти вдвое. А вот применить цену сентября 2015 года корректно (с учетом прежних условий урожайности).

Заказчик скорректировал цену по третьему контракту. При этом он учел инфляцию за период с мая по август 2015 года.

Индексы потребительских цен за этот период такие:

май – 89,8;

июнь – 91,9;

июль – 97,2;

август – 102,4.

Заказчик вычислил коэффициент для пересчета цены (К):

К = (100 + (89,8 – 100) + (91,9 – 100) + (97,2 – 100) + (102,4 – 100)): 100 = 0,81.

Заказчик скорректировал цену по третьему контракту и получил 48,60 руб. (60 руб. × 0,81).

Цены, которые вы получили от потенциальных поставщиков в ответ на запрос, корректировать не нужно.

Шаг 3. Определите однородность цен.

Чтобы определить однородность цен, рассчитайте коэффициент вариации. Если показатель превысит 33 процента – цены неоднородные, применять их для расчета НМЦК нельзя.

Коэффициент вариации определяйте по формуле:

Коэффициент вариации = Среднее квадратичное отклонение : Средняя арифметическая цена × 100

Чтобы рассчитать среднее квадратичное отклонение, возьмите цены, которые получили из источников информации (Ц1, Ц2, Ц3…).

Среднее квадратичное отклонение = В связи с проведением юбилейных мероприятий у Заказчика возникла необходимость издать книгу на основании предоставленного макета с собственными материалами. Какой пункт 93 статьи 44-ФЗ предпочтительней выбрать и какое должно быть обоснование?

Если цены неоднородные, замените или скорректируйте их.

Пример: о расчете коэффициента вариации

Бюджетное учреждение закупает стулья.

Чтобы рассчитать НМЦК, заказчик использовал цены из трех прайс-листов разных поставщиков. Стоимость одного стула по ним составляет 3100 руб., 2300 руб., 3400 руб.

Чтобы определить однородность цен, заказчик рассчитал среднее арифметическое:

Средняя арифметическая цена = (3100 руб. + 2300 руб. + 3400 руб.): 3 = 2933,30 руб.

Затем заказчик определил среднее квадратичное отклонение:

Среднее квадратичное отклонение =  = 568,6 руб.

Коэффициент вариации составил 19,4 процента (568,6 руб.: 2933,3 руб. × 100). Значение меньше 33 процентов, значит, цены однородные. То есть заказчик вправе использовать цены из прайсов, чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену контракта.

Шаг 4. Рассчитайте НМЦК.

НМЦК рассчитайте с помощью формулы:

НМЦК = Объем закупаемого товара, работы, услуги × Среднее арифметическое скорректированных цен
Среднее арифметическое скорректированных цен = Скорректированная цена 1 + Скорректированная цена 2 + + Последняя скорректированная цена : Количество цен

 =  * ,

где:

 – НМЦК, которую определяют методом сопоставимых рыночных цен;

v – объем закупаемого товара, работы, услуги;

n – количество значений, которые используют в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

– скорректированная цена единицы товара, работы, услуги из источника с номером i.

Совет: чтобы рассчитать НМЦК методом анализа рынка, используйте не менее трех цен. Так вы максимально приблизите начальную цену контракта к рыночной

В пункте 3.19 Методических рекомендаций сказано, что заказчик должен учитывать как минимум три цены, когда рассчитывает НМЦК методом анализа рынка. Однако заказчики не обязаны применять рекомендации. Закон № 44-ФЗ разрешает использовать заказчику как минимум два прайса в такой ситуации.

Пример: о расчете НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Администрация закупает услуги охраны. Заказчику необходимо четыре поста.

Чтобы рассчитать НМЦК, заказчик использовал три коммерческих предложения опытных охранных организаций, которых нет в реестре недобросовестных поставщиков:

  • поставщик № 1 – 68 400 руб.;
  • поставщик № 2 – 75 000 руб.;
  • поставщик № 3 – 80 000 руб.

Для начала заказчик рассчитал коэффициент вариации. Для этого он определил среднюю цену и среднее квадратичное отклонение.

Средняя арифметическая цена = ((68 400 руб. + 75 000 руб. + 80 000 руб.): 3) = 74 467 руб.

Среднее квадратичное отклонение =  = 5818 руб.

Коэффициент вариации составил 8 процентов (5818 руб.: 74 467 руб. × 100). То есть цены однородны.

Заказчику необходимо четыре поста охраны. Он рассчитал НМЦК контракта:

НМЦК = 4 × ((68 400 руб. + 75 000 руб. + 80 000 руб.) : 3) = 297 868 руб.

Совет: чтобы рассчитать НМЦК методом анализа рынка, воспользуйтесь примером из приложения № 3 к Методическим рекомендациям.

Ситуация: как определяют коэффициент вариации – отдельно по каждой позиции товара или один раз по общей сумме цен товаров

Отдельно по каждой позиции.

Если в закупке несколько позиций товаров, рассчитайте коэффициент вариации по каждой позиции отдельно. Такой вывод следует из положений пунктов 3.19 и 3.20Методических рекомендаций, которые утверждены Минэкономразвития России в приказе от 2 октября 2013 года № 567.

Ситуация: можно ли при расчете НМЦК использовать два коммерческих предложения

Не запрещено. Однако намеренное сокращение количества коммерческих предложений может привлечь внимание контролирующих органов.

Так, комиссия Счетной палаты РФ, проводя проверку, отметила, что учреждение направляло запросы о ценовой информации менее пяти поставщикам, цены контрактов рассчитывало по двум коммерческим предложениям. При этом в пунктах 3.7.1, 3.19 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, указано, что запросы рекомендовано направлять не менее пяти поставщикам, при расчете НМЦК использовать не менее трех цен (представление Счетной палаты РФ от 8 июня 2016 года № ПР 10-147/10-02).

Поэтому при расчете НМЦК следуйте тем правилам, что рекомендованы законодателем (ч. 20 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: можно ли в качестве НМЦК использовать наименьшее ценовое предложение

Да, можно, если заключаете контракт с единственным поставщиком. В конкурентных процедурах использовать наименьшее ценовое предложение нельзя (ч. 2и 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, п. 3.21 Методических рекомендаций, которые утверждены Минэкономразвития в приказе от 2 октября 2013 г. № 567, письмо Минэкономразвития от 26 октября 2015 года № ОГ-Д28-13651).

Как составить запрос о ценовой информации

В запрос о ценах, который направляете потенциальному поставщику или размещаете в ЕИС, включите:

1) подробное описание объекта закупки, включая единицу измерения и объем товаров, работ, услуг;

2) сведения, по которым определите идентичность или однородность товара, работы, услуги;

3) условия исполнения контракта, включая:

  • требования к поставке;
  • сроки закупки;
  • порядок оплаты;
  • размер обеспечения контракта;
  • требования к объему и сроку гарантий;

4) сроки, в которые компания должна предоставить ценовую информацию;

5) пометку «Процедура сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика»;

6) требование о том, чтобы ответ содержал:

  • цену единицы товара, работы, услуги;
  • общую цену контракта на условиях из запроса;
  • срок действия цены;
  • расчет цены.

Чтобы сформировать запрос цен в ЕИС, воспользуйтесь разделом 4.17 руководства пользователя.

Ситуация: вправе ли заказчик в запросе указать товарный знак и модель

Вправе, если нет другого способа точно описать характеристики товара. При этом включите в описание слова «или эквивалент». Не делайте этого, только если закупаете товары, которые будут взаимодействовать с уже приобретенными, или запчасти и расходные материалы к машинам, оборудованию. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик включить в запрос о ценах такое условие: «Цена на товар включает в себя расходы поставщика по упаковке, маркировке, транспортные, страховые и другие расходы, а также налоги и сборы, установленные действующим законодательством РФ»

Да, вправе. Когда заказчик обосновывает НМЦК, он вправе включить в расчет, запрос и проект контракта расходы по упаковке, маркировке, транспортные, страховые затраты, налоги и сборы, поскольку ни Закон № 44-ФЗ, ни пункт 3.10 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, этого не запрещают.

Контракт на выполнение работ по изданию книги может быть заключен Заказчиком в рамках малых закупок, то есть по п.п. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если сумма предполагаемых работ превышает установленный Законом № 44-ФЗ лимит малых закупок, Заказчик проводит закупку таких работ конкурентными способами.

При этом включение в контракт расчет и обоснование цены не обязательно.

Однако, в данном случае для обоснования НМЦК следует использовать метод сопоставимых рыночных цен, запросив информацию о стоимости таких работ не менее чем у трех издательств.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.