text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Сроки действия и правила оформления выписки СРО

  • 15 апреля 2018
  • 265

Вопрос

1) Сколько действует выписка СРО? 2) Какие существуют требования к оформлению выписки СРО?

Ответ

Из статьи журнала «Госзаказ в вопросах и ответах», № 8, август, 2017

Новые документы, которые участник обязан предоставлять с 1 июля

С 1 июля 2017 года изменился состав документов, которые участники прилагают к своей заявке. Расскажем, для кого изменились документы и что теперь надо включать в заявку.

Свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства с 1 июля не действуют. Вместо них заказчик должен потребовать от участника приложить к заявке выписку из реестра членов саморегулируемых организаций. Именно этот документ предоставляют теперь участники закупок на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства. Такое правило внесли в Градостроительный кодекс РФ поправки Закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

Выписка из реестра членов СРО понадобится, когда ИП и юрлица участвуют в госзакупках и закупках по Закону № 223-ФЗ.

Когда правило не действует

Если закупку проводят на строительство, реконструкцию и капремонт и размер обязательств по контракту или договору не больше 3 млн рублей, членство в СРО не нужно. У заказчика в этом случае нет права требовать от участников выписку из реестра членов СРО.

Если НМЦК выше 3 млн рублей, то заказчику необходимо установить требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Устанавливайте его с учетом исключений, которые делает часть 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Членство в СРО не потребуется также в случаях из:

  • части 2.1. статьи 47 ГрК РФ — для закупок на инженерные изыскания;
  • части 4.1. статьи 48 ГрК РФ — для закупок на архитектурно-строительное проектирование.

Какие взносы делает участник

Члену саморегулируемой организации, который хочет участвовать в конкурентных закупках, надо уплатить:

  1. взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (далее — КФ ВВ);
  2. взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее — КФ ОДО).

При этом КФ ОДО необходим только чтобы обеспечивать договорные обязательства членов СРО, которые заключают договоры на конкурсной основе. Значит формировать этот фонд необходимо только членам СРО, которые участвуют в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Для вашего удобства мы собрали в таблицы размеры взносов членов СРО.

Таблица 1. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области инженерных изысканий или в области архитектурно- строительного проектирования (ч. 10 и 11 ст. 55.16 ГрК РФ)

Уровень ответственности члена СРО Минимальный размер взноса в КФ ВВ, руб. Минимальный размер взноса в КФ ОДО, руб. Стоимость по одному договору не должна превышать, руб.
Первый 50 тыс. 150 тыс. 25 млн
Второй 100 тыс. 350 тыс. 50 млн
Третий 500 тыс. 2,5 млн 300 млн
Четвертый 1 млн 3,5 млн Ограничений по стоимости одного договора нет

Таблица 2. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства (ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ)

Уровень ответственности члена СРО Минимальный размер взноса в КФ ВВ, руб. Минимальный размер взноса в КФ ОДО, руб. Стоимость по одному договору не должна превышать, руб.
Первый 100 тыс. 200 тыс. 60 млн
Второй 500 тыс. 2,5 млн 500 млн
Третий 1,5 млн 4,5 млн 3 млрд
Четвертый 2 млн 7 млн 10 млрд
Пятый 5 млн 25 млн Ограничений по стоимости одного договора нет

Рассмотрим на конкретном примере размер взносов в фонды для участия в закупках. Допустим, НМЦК закупки на работы по капремонту объекта капитального строительства составила 510 млн рублей. Победитель конкурентной закупки предложил цену 480 млн рублей. Тогда уровень ответственности в его выписке из реестра не может быть ниже второго уровня. Взнос, который победитель внес в КФ ВВ, должен быть как минимум 500 тыс. рублей, а минимальный взнос в КФ ОДО для него — 2,5 млн рублей.

Что делать заказчику

В документации о закупке надо указать, что цена, которую предложил участник, не может быть выше уровня ответственности в соответствии с взносами в фонды.

Чтобы проверить выписку участника из реестра, заказчик может направить в СРО запрос о достоверности данных. Ее должны предоставить заказчику в течение 3 рабочих дней, после того как поступил запрос.

Форму такой выписки утвердили приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Рекомендация: Что требовать от участников при закупке строительных и ремонтных работ

С 1 июля 2017 года заказчики должны учитывать изменения градостроительного законодательства, когда готовят документацию о закупке, – вместо свидетельства СРО требовать от участников выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Расскажу подробно, какие единые и дополнительные требования установить к участникам при закупке строительных и ремонтных работ и для кого в законе предусмотрены исключения.

Единые требования

При любой закупке заказчик обязан установить к участникам закупки единые требования из Закона № 44-ФЗ. Какие единые требования установить, когда закупаете строительные и ремонтные работы, и как подтвердить, что участник отвечает требованиям, смотрите в таблице:

Требование к участнику Как подтвердить
Соответствует требованиям законодательства к лицам, которые выполняют строительные или ремонтные работы

Выписка из реестра членов СРО1

п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки – юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признавал юрлицо или ИП банкротом, не открывал конкурсное производство

Декларация

п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Деятельность участника не приостановлена на дату, когда подали заявку

Декларация

п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

За прошедший календарный год у участника нет недоимки по налогам, сборам, задолженности по другим обязательным платежам, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов2. Данные берут из бухгалтерской отчетности за последний отчетный период

Декларация. Примите заявку, если участник подал заявление об обжаловании недоимки или задолженности и решения по заявлению на дату рассмотрения заявки еще нет

п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Гражданина, руководителя, члена коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации не судили за экономические преступления, не лишили права занимать должность и заниматься строительными или ремонтными работами, не дисквалифицировали

Декларация

п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участника закупки – юрлицо в течение двух лет до подачи заявки не штрафовали за взятку или коммерческий подкуп

Декларация

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Между участником закупки и заказчиком нет конфликта интересов

Декларация

п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки – не офшорная компания

Выписка из ЕГРЮЛ

п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

До 1 июля 2017 года – свидетельство СРО.

Исключение – суммы, на которые предоставили отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, деньги, которые реструктурировали, по которым есть решение суда, что заявитель расплатился, а также суммы, безнадежные к взысканию.

Декларацию о том, что участник отвечает единым требованиям, и выписку из реестра членов СРО подают в составе заявки.

В каком случае требовать СРО

Когда закупаете работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и НМЦК превышает 3 млн руб., установите требование, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации. Исключение – случаи, когда членство СРО не нужно согласно части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Пропишите в документации о закупке, что участники должны подтвердить членство СРО. Потребуйте, чтобы в составе заявки участники представили выписку из реестра членов СРО. Правила работают с 1 июля 2017 года – статьи 46.8, 52, 55.17 Градостроительного кодекса РФ.

Форму выписки из реестра членов СРО установил Ростехнадзор. Чтобы проверить, достоверна ли информация из выписки, запросите данные об участнике у саморегулируемой организации. По просьбе заинтересованного лица организация обязана представить выписку из реестра членов СРО в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Срок действия выписки – один месяц с даты, когда документ выдали (ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ).

Внимание: если НМЦК меньше 3 млн руб., требовать, чтобы участник закупки был членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нельзя (ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Если требуете выписку из реестра членов СРО, установите в документации о закупке два требования.

Требование 1. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.

Обоснование: членами саморегулируемой организации могут быть только ИП и юрлица, которые зарегистрированы в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована СРО. Региональный принцип членства в СРО на проектировщиков и изыскателей не распространяется. Об этом сказано в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.

Требование 2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентных процедур. В зависимости от уровня ответственности член СРО вносит взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Обоснование: в реестре членов СРО указывают сведения об уровне ответственности участника, в соответствии с которым член внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам подряда на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентной закупки. Перечисленную информацию включают и в выписку из реестра членов СРО (п. 5 ч. 2 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ).

Пример: как СРО показывает в выписке уровень ответственности

Заказчик проводит закупку на строительство капитального объекта.
НМЦК – 1 млрд руб. Участник должен быть членом СРО по объектам капитального строительства и представить выписку.

Участник закупки предлагает цену 800 млн руб.
Поэтому уровень ответственности в выписке из реестра членов СРО пропишут не меньше 800 млн руб.

Отклоните заявку, если участник не представил выписку из реестра членов СРО, приложил документ, который не отвечает требованиям Градостроительного кодекса РФ, или предоставил недостоверную информацию.

Ситуация: как действовать, когда заказчик объявляет аукцион на постройку в июне 2017 года, а с 1 июля старые СРО отменяют, а новых еще нет

Заказчик установил в документации требование представить копию свидетельства СРО, поскольку размещал извещение до 1 июля 2017 года. Поэтому комиссия заказчика не вправе отклонить заявку участника, в которой нет выписки из реестра членов саморегулируемой организации, даже если заявки рассматривают 1 июля. Ведь по правилу Закона № 44-ФЗ нельзя отклонять заявку по основаниям, которые не установлены законодательством.

Заказчикам, которые размещали извещение и документацию в ЕИС до 1 июля 2017 года, безопаснее прописать в проекте контракта, что после 1 июля 2017 года подрядчик обязан подтвердить членство в СРО по новым требованиям Градостроительного кодекса. Для этого победитель представляет выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Ведь компании обязаны были в переходный период переоформить нахождение в СРО по новым правилам Градостроительного кодекса РФ, отдельные лица могли этого не делать. При этом и выполнять строительные работы после 1 июля 2017 года без переоформленного членства в СРО уже нельзя.

Допустим, заказчик не прописал в проекте контракта требование, чтобы победитель представил выписку из реестра членов СРО. Тогда заказчик вправе запросить у подрядчика документ на стадии исполнения контракта. Подрядчик должен состоять в саморегулируемой организации в определенной области, кроме исключений. Таково правило статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Если в ходе исполнения контракта подрядчик не подтвердит, что отвечает новым требованиям Градостроительного кодекса, заказчик обязан расторгнуть контракт. Причина – в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не отвечает требованиям извещения и документации о закупке. Ведь, как правило, в контракт заказчики включают общее положение – подрядчик выполняет строительные работы при условии, что отвечает всем требованиям законодательства. Основание, по которому заказчик расторгает контракт, – часть 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик установить требование, что участники должны одновременно представить два свидетельства о допуске: к определенным видам работ и к работам по организации строительства

С 1 июля 2017 года нет как таковых видов работ. К участникам закупки строительных работ – проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт – установите требование о наличии членства в соответствующей СРО. Исключение – когда НМЦК на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту не превышает 3 млн руб., а также в случаях из части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 не отменили, однако в Градостроительном кодексе больше нет указаний на взаимосвязь видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и на нахождение в СРО.

Подтверждают членство в СРО выпиской из реестра членов саморегулируемой организации (ст. 46.8, 55.17 Градостроительного кодекса РФ).

Ситуация: нужно ли с 3 июля 2017 года требовать, чтобы участники электронного аукциона с НМЦК 1 760 000 руб. были членами СРО

Рассмотрим два варианта.

1. Объект закупки – строительные работы, например, строительство, капитальный ремонт или реконструкция. Устанавливать требование к участникам о наличии членства в СРО не нужно. Ведь индивидуальный предприниматель или юрлицо – не член СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, вправе выполнять работы строительного подряда, если размер обязательств по каждому договору не превышает 3 млн руб. Об этом сказано в части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

2. Объект закупки – работы по проектированию. Установите требование к участнику закупки о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. При этом учтите случаи, когда членство в СРО не нужно – часть 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.

Как проверить выписку из реестра членов СРО

Чтобы проверить выписку из реестра членов СРО, которую получили от участника в составе заявки, придерживайтесь правил:

1. Обратите внимание на дату выписки. Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты, когда заканчивается срок подачи заявок. Например, заказчик прописал в документации, что срок окончания подачи заявок – 29 июня, а выписку участник получил 12 мая. Комиссия должна отклонить заявку (ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

2. Проверьте, что в графе 3 выписки нет сведений о том, что участника аукциона исключили из СРО.

3. В графе 4 выписки проверьте, имеет ли право участник закупки выполнять работы, которые вы описали в техзадании.

4. В графе 6 проверьте, отвечает ли уровень ответственности предложению участника по цене. Например, по выписке у участника с предложением 95 млн руб. первый уровень ответственности. Комиссия должна отклонить заявку, поскольку предельный размер обязательств по первому уровню – 60 млн руб. (п. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Внимание: если во второй части заявки нет выписки из реестра членов СРО, не отклоняйте заявку сразу. Проверьте, возможно, участник не обязан состоять в СРО

Например, НМЦК электронного аукциона – 3,5 млн руб. Во время торгов участник снизил цену до 2,9 млн руб. и не приложил к заявке выписку из реестра СРО. Заявку не отклоняйте, поскольку участник не обязан состоять в СРО (ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Требовать ли от участников лицензии

Требуйте от участников лицензию, только если закупаете лицензируемые работы. Допустим, работы, которые требуют наличия лицензии, – не самостоятельный объект закупки, а лишь входят в состав работ, которые закупает заказчик. Тогда установить требование, чтобы у участников была лицензия, нельзя – иначе ограничите количество претендентов на контракт и нарушите Закон № 44-ФЗ. Ведь у подрядчика есть возможность привлечь субподрядчика с нужной лицензией. Кроме того, победитель закупки вправе обратиться в лицензирующий орган, чтобы получить лицензии и самостоятельно выполнить отдельные работы.

Вывод о невозможности требовать лицензию следует из частей 1, 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и подтвержден судебной практикой – определения Верховного суда РФ от 27 июня 2016 года № 304–КГ16–7226, от 2 ноября 2016 года № 305–КГ16–11212, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2015 года № Ф04–18196/2015, Северо-Западного округа от 16 февраля 2015 года № Ф07–807/2014, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года № А75–6068/2015.

Пример: когда требовать лицензию

Заказчик закупает строительные работы. По условиям проектной документации генеральный подрядчик должен выполнить в том числе монтаж средств обеспечения пожарной безопасности.

Подрядчик, который выполняет строительные работы, должен входить в саморегулируемую организацию – это требование Градостроительного кодекса РФ. В то же время работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений – лицензируемые. Об этом сказано в пункте 15 части 1 статьи 12 Закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ.

Объект закупки – строительные работы. Монтаж системы пожарной безопасности всего лишь входит в состав объекта закупки. Поэтому заказчик не вправе установить требование, что у участников должна быть лицензия на выполнение работ по монтажу, техобслуживанию и ремонту пожарной сигнализации. При этом субподрядчики, которых привлечет победитель закупки, обязаны отвечать требованиям законодательства РФ, в том числе иметь лицензии. Заказчик вправе установить в проекте контракта требование о том, чтобы лицензия была у исполнителей, которые выполнят монтаж в качестве субподрядчика.

Не требуйте от участников лицензию, когда закупаете одновременно лицензируемые и нелицензируемые работы. Предусмотрите в документации о закупке и проекте контракта требование, что отдельные виды работ должна выполнить компания или физлицо, у которых есть необходимая лицензия. Так вы не ограничите конкуренцию и не нарушите часть 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Пример: когда требование подать лицензию незаконно

Заказчик закупал работы по модернизации системы видеонаблюдения. Предполагалось, что работы в рамках контракта проведут в двух типах помещений: кабинеты подразделений и сотрудников, у которых есть доступ к государственной тайне, и кабинеты обычных сотрудников.

В документации заказчик установил требование, что у участников закупки должна быть лицензия ФСБ на работы, которые связаны с гостайной. Один из участников посчитал, что требование лицензии излишне, и подал жалобу в ФАС. Комиссия ФАС признала жалобу обоснованной.

Требование, чтобы непосредственно у участника закупки была лицензия, – избыточно, поскольку лицензируемые виды работ составляют лишь часть объекта закупки. Заказчику выдали предписание внести изменения в документацию (решение ФАС России от 20 октября 2016 г. по делу № К–1708/16).

Специалисты ФАС пояснили: если в один объект закупки заказчик включил лицензируемые и нелицензируемые работы, требовать, чтобы участник закупки приложил к заявке копию лицензии, незаконно. Заказчик своим требованием ограничивает количество участников закупки и нарушает часть 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Победитель вправе привлечь к лицензируемым работам соисполнителей или получить необходимую лицензию, когда будет исполнять контракт.

Дополнительные требования

Установите дополнительные требования к участникам закупки строительных и ремонтных работ в двух случаях.

Случай 1. Заказчик закупает работы из пункта 2 приложения № 1 к постановлению № 99.

В документации о закупке установите дополнительные требования и документы, которыми участники должны подтвердить, что отвечают доптребованиям. При каких условиях и какие требования установить к участникам, смотрите в таблице:

Объект закупки Строительные работы – коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции (ОКПД2) ОК 034–2014
Способ закупки Электронный аукцион
НМЦК Больше 10 млн руб.
Дополнительное требование к участникам Опыт с учетом правопреемства – участник должен представить один исполненный контракт на соответствующие строительные работы. Контракт заключен за последние три года до даты, когда участник подал заявку. Стоимость контракта – не меньше 20 процентов НМЦК, договора или цены лота закупки, которую проводит заказчик
Документы, которые должен представить участник в заявке

1) Копия исполненного контракта;

2) копия акта выполненных работ, кроме случая, когда застройщик – лицо, которое осуществляет строительство;

3) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, кроме случаев, когда разрешение не выдают в соответствии с градостроительным законодательством РФ.

Акт и разрешение должны быть подписаны не ранее чем за три года до даты, когда заканчивается срок подачи заявок

В документации о закупке укажите одну из групп строительных работ, которые закупаете:

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Случай 2. Заказчик закупает работы из пункта 5 приложения № 2 к постановлению № 99. В документации о закупке установите дополнительные требования и документы, которыми участники должны подтвердить, что отвечают доптребованиям. При каких условиях и какие требования установить к участникам, смотрите в таблице:

Объект закупки Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, которые включены в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения
Способ закупки Конкурс с ограниченным участием
НМЦК Для государственных нужд – более 150 млн руб., для муниципальных нужд – более 50 млн руб.
Дополнительное требование к участникам Опыт с учетом правопреемства – участник должен представить один исполненный контракт на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, которые включены в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Контракт заключен за последние три года до даты, когда участник подал заявку. Стоимость контракта – не меньше 20 процентов НМЦК договора, на право заключить который проводят конкурс
Документы, которые должен представить участник в заявке

1) Копия исполненного контракта;

2) копия акта выполненных работ, кроме случая, когда застройщик – лицо, которое осуществляет строительство;

3) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, кроме случаев, когда разрешение не выдают в соответствии с градостроительным законодательством РФ.

Акт и разрешение должны быть подписаны не ранее чем за три года до даты, когда заканчивается срок подачи заявок

Дополнительные требования к участникам закупки перечислены в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99.

Документы, которыми претендент подтверждает, что отвечает дополнительным требованиям, представляют именно в отношении участника. Представлять документы о третьем лице, например субподрядчике, дочерней организации, нельзя. Отклоните заявку, если участник не приложил документы или оформил их некорректно.

Внимание: заказчик нарушит часть 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, если не установит дополнительные требования, когда закупает работы из пункта 2 приложения № 1 и пункта 5 приложения № 2 к постановлению № 99.

Пример: о дополнительных требованиях

Заказчик закупает строительные работы на капитальный ремонт с НМЦК 15 млн руб.

Заказчик должен установить требование к участникам закупки – опыт с учетом правопреемства. Участник должен представить один исполненный контракт на соответствующие строительные работы. Контракт заключен за последние три года до даты, когда участник подал заявку. Стоимость контракта – не меньше 20 процентов НМЦК, договора или цены лота закупки, которую проводит заказчик.

Заказчик должен выбрать и указать в документации о закупке группу строительных работ:

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

В документации о закупке заказчик должен установить не только дополнительное требование, но и перечень документов, которыми участник подтвердит, что отвечает доптребованиям. Документы установило Правительство в постановлении № 99, заказчик просто скопировал этот перечень в документацию:

1) Сколько действует выписка СРО? 2) Какие существуют требования к оформлению выписки СРО?

Участник представляет документы в составе заявки.

Какие требования нельзя установить к участникам

Не устанавливайте требования о наличии у участника закупки материальных ресурсов, оборудования, сотрудников, транспорта, требование к квалификации и деловой репутации участника. Перечисленные требования ограничивают количество участников закупки. Исключение – случаи, если возможность установить дополнительные требования предусмотрена Законом № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример: избыточные требования к участникам

Заказчик закупал работы по ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений электронным аукционом. В техническом задании заказчик установил, что участник должен иметь: катки массой 30 тонн, машины поливомоечные 6000 л, автогрейдер среднего типа 135 л. с., рабочего-строителя среднего разряда 2, 4.

Специалисты УФАС по Ивановской области решили, что заказчик нарушил часть 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Судьи согласились с мнением антимонопольной службы. Судья пояснил, что заказчики не вправе устанавливать требования к наличию технологического оборудования, трудовых ресурсов, которые необходимы, чтобы выполнить работы по контракту (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 июня 2016 г. № Ф01–2010/2016).

Решение Магаданского УФАС России от 07.08.2017 № 04-30/68-2017

«…1. 12.07.2017г. заказчиком – Магаданским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Поликлиника № 3» в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по капитальному ремонту первого этажа поликлиники для осуществления проекта: ''Вежливая регистратура'' для нужд МОГБУЗ ''Поликлиника № 3'' (реестровый номер 0347300029617000022). Начальная (максимальная) цена контракта 683 617,00рублей.

Согласно извещению о проведении аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 28.07.2017г. 16:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 01.08.2017г.; дата проведения аукциона – 04.08.2017г.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0347300029617000022-1 от 31.07.2017г., на участие в рассматриваемом аукционе было подано 4 заявки, которые были допущены до участия в торгах.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно в отношении документа, подтверждающего членство в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В извещении от 12 июля 2017 года и документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки: «Участником аукциона представляется копия свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Приказ от 30.12.2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (статья 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Следовательно, с 01.07.2017г. свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не может являться подтверждением соответствия участника закупки требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора № 58.

Таким образом, установленное в извещении и аукционной документации требование заказчика о предоставлении копии свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. …»

Решение, Предписание Новосибирского УФАС России от 20.07.2017 № 08-01-279

«…По мнению подателя жалобы, согласно ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Кроме того, податель жалобы считает, что согласно ч.5 ст.48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

ООО «Иннопрактика» сообщает, что в документации об электронном аукционе не установлено требование к участникам закупки об обладании ими допусками саморегулируемой организации к указанным работам (довод № 1), а также не установлено требование к составу и содержанию вторых частей аукционных заявок о представлении в них копий свидетельств о таких допусках, что нарушает нормы ФЗ № 44-ФЗ (довод № 2).

Согласно ч.1 ст.110.2 ФЗ № 44-ФЗ контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик. Податель жалобы указывает, что проект контракта не содержит данное условие, тем самым нарушает указанную норму ФЗ № 44-ФЗ (довод № 3).

Кроме того, податель жалобы считает, что срок действия банковской гарантии, установленный в документации об электронном аукционе, противоречит сроку действия банковской гарантии, указанному в проекте контракта (довод № 4).

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать уполномоченному органу и заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от уполномоченного органа поступили объяснения, в которых администрация Черепановского района НСО признала все доводы жалобы обоснованными.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 ФЗ № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к составу и содержанию второй части заявки о представлении в ней копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ.

В силу п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Жалоба ООО «Иннопрактика» подана в Новосибирское УФАС России 06.07.2017г.

В рамках данного электронного аукциона закупаются работы по разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог п. Пушной Черепановского района Новосибирской области.

В извещении и документации об электронном аукционе не установлено каких-либо требований к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика и уполномоченного органа заявили, что в полномочия заказчика входит формирование описания объекта закупки и составление проекта конракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в ч.4 и ч.5 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, вступившие в силу с 01.07.2017г. К моменту подачи жалобы в Новосибирское УФАС России, а также на момент заседания Комиссии Новосибирского УФАС России нормы ч.4 и ч.5 ст.48 Градостроительного кодекса РФ сформулированы в следующей форме. Часть 4 ст.48 Градостроительного кодекса РФ гласит «Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций». Часть 5 ст.48 Градостроительного кодекса РФ гласит «Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации».

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что уполномоченный орган обязан был установить требование к участникам аукциона в извещении и документации об электронном аукционе в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, а также требование о представлении в заявке документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию. При этом, к участникам закупки должно быть установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а не требование о наличии свидетельства о допуске СРО к соответствующим работам.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что градостроительным законодательством прямо не определен документ, подтверждающий членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации. Однако в силу ч.4 ст.55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма такой выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что в документации о закупке должно быть установлено требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней такой выписки или копии такой выписки, в качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации. При этом, не должно быть установлено требования ко второй части заявки о представлении в ней копии свидетельства СРО о допуске к соответствующим работам.

Не установив указанные требования в извещении и документации об электронном аукционе, уполномоченный орган нарушил п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ. В указанных действиях уполномоченного органа усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, доводы подателя жалобы № 1 и № 2 частично подтверждены. …»

Градостроительным законодательством прямо не определен документ, подтверждающий членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации. Однако в силу ч.4 ст.55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма такой выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Контрольные органы полагают, что в документации о закупке должно быть установлено требование о представлении в ней такой выписки или копии такой выписки, в качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации. При этом, не должно быть установлено требования ко второй части заявки о представлении в ней копии свидетельства СРО о допуске к соответствующим работам.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.