text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Закупка лекарственного препарата без мнн по торговому наименованию

  • 13 апреля 2018
  • 95

Вопрос

Возможно ли закупать лекарственный препарат, у которого нет МНН, по торговому наименованию по договору до 100 тысяч (п 4 ч 1 ст. 93 44-ФЗ)?

Ответ

МНН и торговое наименование лекарственного препарата

Действительно, имеются лекарственные препараты, которые имеют одно торговое наименование (такие лекарства называют еще "эксклюзивами").

То есть лекарственным препаратом – "эксклюзивом" является препарат, в рамках МНН которого зарегистрировано только одно торговое наименование, то есть, препарат с таким МНН производит только один производитель и аналогов на рынке ему нет (в том числе по лекарственной форме и дозировке).

Напоминаем, что согласно п.16 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения; торговое наименование лекарственного средства - наименование лекарственного средства, присвоенное его разработчиком.

В свою очередь, все сведения о зарегистрированных в РФ и разрешенных к обороту лекарственных средствах содержатся в Государственном реестре лекарственных средств (Рисунок 1).

Рис. 1 ГРЛС

На сайте ГРЛС можно получить информацию о любом зарегистрированном лекарственном средстве, например, введя в соответствующую строку поиска его МНН или торговое наименование и нажав "Найти". В результате будет видно является ли лекарство эксклюзивным, производимым одним производителем. Если не является, то по результату поиска отразится несколько производителей лекарственного средства с определенным (введенным Вами) МНН или известным торговым наименованием. Если является, то по результатам поиска реестр выдаст информацию об одном производителе.

Например, с МНН "Ацетилсалициловая кислота" производится множество лекарственных средств разными производителями с разными торговыми наименованиями, например "Аспинат кардио", "Ацетилсалициловая кислота" (Рис. 2).

Рис. 2 Информация из ГРЛС

В свою очередь, лекарственный препарат с МНН "Гозерелин" является "эксклюзивом", имеет одно торговое наименование "Золадекс" и производится единственным производителем "Астра Зенека ЮК Лимитед", Великобритания (Рис. 3).

Рис. 3 Пример препарата, когда в рамках одного МНН зарегистрировано одно торговое наименование

Обращаем внимание на то, что составить список всех лекарственных средств-эксклюзивов невозможно. Для этого надо знать все МНН лекарственных средств и проверить по ним информацию в ГРЛС.

Каждый раз, планируя закупку лекарственных средств, заказчику необходимо обращаться к сведениям ГРЛС и "выявлять" "эксклюзивы" для их правильной закупки

Особенности закупки "эксклюзивов"

Что касается особенности закупки лекарственных средств с одним торговым наименованием, то необходимо учитывать, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) документация на закупку лекарств содержать указание на МНН лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.

Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п.7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.

Указанный перечень (на настоящий момент такой перечень не утвержден) и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ.

В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

То есть общее правило закупки лекарств: по МНН.

Внимание:

Могут быть предметом одного контракта (лота) лекарства с разными МНН при условии, если НМЦК не превышает предельное значение НМЦК, установленное Правительством РФ. Если превышает – не могут.

И не могут быть предметом одного контракта (лота): лекарства, закупаемые по МНН и торговым наименованиям (перечень таких, как указывалось, пока не утвержден).

В свою очередь, предельные значения установлены Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2013 г. № 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями".

Что касается закупки "эксклюзивов", в нем, в частности, указывается: установить предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. руб., если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с МНН (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.

То есть, при необходимости закупки эксклюзива (в ГРЛС нет аналогичных ему по лекарственной форме и дозировке лекарственных средств) и иного лекарства, НМЦК контракта не может быть более 1 тыс. руб.

Соответственно, "эксклюзивы" рекомендуется закупать их отдельно (отдельным лотом) от других лекарственных средств.

Обоснование НМЦК при закупке "эксклюзивов"

Что касается определения и обоснования НМЦК, то для таких случаев никаких особенностей законом не установлено.

Определению и обоснованию НМЦК посвящена ст. 22 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает методы определения и обоснования НМЦК. При этом норма определяет, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Согласно ч. 3-5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

В соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ к общедоступной информации о ценах товаров, работ, относятся, например:

  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация о котировках на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации и др.

Подробнее по определению и обоснованию НМЦК смотрите Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".

Таким образом, при планировании закупки лекарств можно, например, направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет"), обладающим опытом поставок соответствующих лекарств и на основании их ответов определить НМЦК.

При этом, количество "не менее пяти" является рекомендованным.

Также возможно осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в указанных Методических рекомендациях.

Для каждой закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя работают свои правила. Например, в одних случаях заказчик должен потребовать от участника обеспечение исполнения контракта, а в других может этого и не делать. Расскажу об особенностях каждой из закупок у единственного поставщика.

4. Закупки на сумму до 100 000 руб.

Контракт заключают на основании:пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Размещать извещение в ЕИС: не нужно.

Готовить отчет-обоснование: не нужно.

Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.

Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно.

Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.

Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на сумму до 100 000 руб. Какими правилами при этом руководствоваться, читайте в рекомендации «Как заключать контракты до 100 000 и 400 000 руб.».

Ситуация: как филиалы государственного унитарного предприятия рассчитывают годовой объем закупок по договорам до 100 000 руб. у единственного поставщика

Филиалы ГУП не рассчитывают годовой объем закупок у единственного поставщика.

Годовой объем закупок рассчитывают юридические лица, филиал – не юридическое лицо. Об этом сказано в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № Д28и-3733, от 14 января 2016 года № Д28и-142.

Ситуация: можно ли в одном контракте до 100 000 руб. закупать продукцию с разными кодами ОКПД2

Да, можно. Запрет включать в состав одной закупки технологически и функционально не связанные товары, работы или услуги относится к торгам, запросу котировок, запросу предложений и не касается закупок у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Только при отсутствии МНН лекарства необходимо закупать по торговому наименованию. Если у лекарства есть МНН, то закупайте лекарство с указанием его МНН.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.