Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Про-Госзаказ.Ру

Административная ответственность за несоответствие цены товара

22 октября 2019
11
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Какой штраф будет, если сумма выше чем по нормативу? Например при покупке канцтоваров был прописан ластик на сумму 48 рублей, а по нормативу до 20 рублей? Будет ли проверяющий снисходителен, если ошибка была совершена именно в этой позиций или минимальный штраф может наложить? Аукцион уже прошел и контракт исполнен.

Ответ

Административная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Заказчикам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Самый большой штраф – 500 000 руб. При этом заказчик вправе оспорить административную ответственность или попросить снизить сумму штрафа. За какие нарушения контролеры привлекут заказчика к административной ответственности, смотрите в таблице.

Для кого предусмотрена административная ответственность

Под административную ответственность за нарушение 44-ФЗ попадают:

  • заказчик;
  • специализированная организация;
  • должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;
  • оператор электронной площадки.

Должностное лицо – это работник, который нарушил Закон № 44-ФЗ: член комиссии по закупкам, член приемочной комиссии, работник контрактной службы, контрактный управляющий (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

За что грозит дисквалификация

Контрактному управляющему или сотруднику контрактной службы грозит дисквалификация на один год, если он повторно не выполнит законное предписание или требование ФАС России. Такое наказание предусмотрено частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик не выполнит предписание ФАС России в первый раз, организацию оштрафуют на 500 000 руб., а контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы – на 50 000 руб. Когда дело касается гособоронзаказа и гостайны, штраф на организацию составляет от 300 000 до 500 000 руб., на должностное лицо – от 30 000 до 50 000 руб.

Кто рассматривает дела о нарушениях 44-ФЗ

Административные дела о нарушениях Закона № 44-ФЗ рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, мировой и районный суды.

Что нарушил заказчик Кто рассматривает Основание
Статью 7.29.3, части 8–10 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (кроме гособоронзаказа и закупок с гостайной) Федеральное казначейство Часть 1 статьи 23.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Часть 1 статьи 23.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  1. Часть 3 статьи 7.29, статьи 7.29.1, 7.29.2, 7.29.3, часть 15 статьи 7.30, части 8–10 статьи 7.32, статью 7.32.1Кодекса РФ об административных правонарушениях (в части гособоронзаказа и гостайны);
  2. части 1–2.1 статьи 7.29, части 1–4.2, 6–8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, часть 2 статьи 7.31, статью 7.31.1, части 1–6статьи 7.32, часть 7 статьи 19.5, статья 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (за исключением гособоронзаказа и закупок с гостайной)
Федеральная антимонопольная служба России Часть 1 статьи 23.66, часть 1статьи 23.82 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  1. Часть 1 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  2. Часть 7 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если одновременно выполнено два условия. Первое – к ответственности привлекают лицо, которое не замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ. Второе – административный орган не проводил расследование
Мировой суд Часть 1, абзацы 2, 6 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Часть 7 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если выполнено какое-либо из условий:

  • к ответственности привлекают лицо, которое замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ;
  • административный орган провел расследование
Районный суд Часть 1, абзац 2 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Как снизить штраф

Должностное лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 50 000 руб. и более. Однако новый штраф составит не меньше, чем половину размера минимального штрафа. Например, минимальный размер штрафа – 50 000 руб. Тогда штраф должностного лица снизят до суммы не менее 25 000 руб. (ч. 2.2, 2.3ст. 4.1 КоАП РФ).

Организация вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 100 000 руб. или выше. Штраф могут снизить только до половины его минимального размера. Например, минимальный размер штрафа для юрлица – 200 000 руб. Такой штраф снизят максимум до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Снизить размер минимального штрафа вправе судья, орган или должностное лицо, которые рассматривают:

  • дело о правонарушении;
  • жалобу на постановление;
  • решение по делу.

Об этом сказано в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: когда оспариваете ответственность и просите суд снизить штраф, ссылайтесь на положения статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления от 25 февраля 2014 года № 4-П

В постановлении № 4-П Конституционный суд РФ поясняет, что судья вправе снизить штраф, минимальный размер которого – от 100 000 руб. При этом новый штраф составит не меньше половины размера минимального штрафа.

Основания, чтобы оспорить административную ответственность

Заказчик, должностное лицо заказчика вправе оспорить административную ответственность по девяти основаниям в административном или судебном порядке. Срок – 10 дней с момента, когда заказчик получил постановление.

Основание 1. Нет события правонарушения

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушения не было. При этом не важно, какие доказательства представил административный орган.

Пример: об отсутствии правонарушения

Заместитель руководителя по производственным вопросам заключил государственные контракты без согласования с уполномоченным органом – министерством финансов республики. Контрольно-ревизионное управление министерства наложило на работника штраф в размере 30 000 руб. Основание – часть 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заместитель руководителя подал заявление в районный суд и просил отменить постановление министерства финансов.

Верховный суд РФ отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения. Судья пояснил, что на день, когда министерство финансов вынесло постановление, обязанность заключать контракт только после того, как уполномоченный орган согласует закупку, отменили. Правительство РФ внесло изменения в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 г. по делу № 4А-1093/2015).

Пример: об отсутствии правонарушения

Главный врач заключила контракт на капремонт тепловой сети по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Ремонт понадобился в результате чрезвычайной ситуации. Департамент области по контролю признал контракт незаконным и привлек главврача к ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Главный врач не согласилась с контрольным органом и обратилась в районный суд.

Судья установил, что события правонарушения не было. Главврач заключила контракт с единственным поставщиком, поскольку прорвало участок труб теплотрассы. Времени на конкурс у заказчика не было, несвоевременный ремонт мог привести к чрезвычайной ситуации и угрожал жизни и здоровью граждан (постановление Смоленского областного суда от 7 августа 2015 г. по делу № 4А-296/2015).

Основание 2. Малозначительность

Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:

  • личность и имущественное положение виновного лица;
  • факт, что виновный добровольно устранил последствия правонарушения;
  • доказательства, что виновный возместил ущерб.

Об этом сказано в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10.

Пример: о малозначительности

Должностное лицо заказчика заключило контракт на аварийные ремонтные работы по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В обосновании заказчик указал, что заключил контракт с единственным поставщиком, чтобы устранить последствия аварии в подвале после штормового предупреждения.

Контрольное управление комитета финансов посчитало обоснование незаконным и привлекло работника заказчика к ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составил 30 000 руб. Работник не согласился с постановлением и обратился в районный суд.

Суд посчитал правонарушение малозначительным и отменил постановление контрольного управления. Судья пояснил, что нарушение не опасно. Сумма контракта составила 5000 руб., а должностное лицо впервые привлекли к административной ответственности. Работник нарушил закон неумышленно (постановление Волгоградского областного суда от 4 июля 2016 г. по делу № 4а-708/2016).

Основание 3. Нарушение не доказали

Административный орган обязан доказать обстоятельства, по которым привлекает к ответственности заказчика или его должностное лицо. Доказательствами того, что лицо нарушило закон, служат факты, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела. Если у административного органа доказательств нет, суд отменит постановление или не привлечет виновного к ответственности (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Основание 4. Вину не доказали

Административный орган должен доказать, что лицо виновно и нарушило закон. Лицо признают виновным, если у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но оно этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Основание 5. Лицо, которое привлекли к ответственности, не субъект правонарушения

Субъект правонарушения – это лицо, которое нарушило нормы законодательства. Если виновного не установили, то нет и нарушения. А если лицо, которое привлекают к ответственности, на самом деле не субъект правонарушения и докажет это, его не привлекут к ответственности.

Основание 6. Истек срок давности

Если лицо нарушило Закон № 44-ФЗ и истек один год, административный орган не вправе наказать виновного (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Основание 7. Протокол о правонарушении составили не по правилам

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что административный орган составил протокол о нарушении не по правилам. Протокол с объяснениями и сведениями – основное доказательство по делам об административных нарушениях. Протокол, который административный орган составил с нарушениями, суд не считает доказательством (ч. 2, 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Основание 8. Административный орган не сообщил виновному, где и когда составит протокол по делу об административном правонарушении, рассмотрит дело

Административный орган должен известить виновного, где и когда рассмотрит дело об административном нарушении. Если виновного не известили, суд может отменить постановление. Дело о правонарушении рассматривают в присутствии виновного лица (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Основание 9. Лицо привлекли к ответственности за одно и то же правонарушение

Нельзя наказать дважды за одно и то же нарушение. Поэтому суд не привлечет лицо к ответственности за нарушение, за которое виновного уже наказывали (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Дела, которые рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, заказчик обжалует в суде общей юрисдикции. Дела, которые рассматривают мировой и районный судьи, обжалуют в вышестоящем суде. Чтобы обжаловать дело, заказчики руководствуются правилами главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: как поступить в ситуации, когда нельзя исполнить предписание в установленные сроки

Направьте ходатайство о продлении сроков. К ходатайству приложите документы, подтверждающие невозможность исполнения предписания в установленный срок. Такой вывод следует из постановления Челябинского областного суда от 29 сентября 2016 года № 4а16-816.

За невыполнение законного предписания в установленный срок должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 50 000 руб., юридическому лицу – 500 000 руб. (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

Ситуация: вправе ли ФАС, прокуратура и другие органы контроля оштрафовать заказчика, который не обучил контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам

ФАС России и другие контрольные органы в сфере закупок не оштрафуют заказчика, который не выполнил требование обучить контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам. Это связано с тем, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит ответственности заказчика за нарушение требований к образованию работников. Однако есть риск, что прокуратура в порядке надзора возбудит дело о нарушении трудового законодательства.

Специалисты Минэкономразвития России пояснили: не менее 50 процентов состава комиссии заказчика должны пройти профпереподготовку или повышение квалификации в закупках либо обладать специальными знаниями, которые относятся к объекту закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 8 июля 2015 года № Д28и-1910.

Ситуация: как накажут заказчика, который в плане-графике установил обеспечение контракта 10 процентов, а в документации – 5 процентов

Контрактного управляющего или работника контрактной службы оштрафуют на 15 тыс. руб. Причина – сотрудник разместил в ЕИС информацию и документы и нарушил Закон № 44-ФЗ (ст. 7, ч. 4 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Если решили изменить обеспечение контракта во время закупки, внесите изменения в план-график. Только после этого размещайте извещение в ЕИС (абз. 11 подп. «ж» п. 1 Требований, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553).

Ситуация: оштрафуют ли заказчика, который указал неверный код ОКПД2

Нет, не оштрафуют. В Кодексе РФ об административных правонарушениях нет штрафных санкций за некорректно указанный код ОКПД2. Однако контролер оштрафует заказчика, если установит, что тот намеренно указал неверный код. Например, с целью изменить способ закупки. Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в письмах от 18 апреля 2016 г. № Д28и-1033, от 17 февраля 2016 г. № Д28и-344.

Ситуация: считать ли нарушением. В плане-графике цена контракта – 35,5 тыс. руб., а в извещении – 35 490 руб.

Да, заказчик, разместив в ЕИС извещение с ценой, отличной от цены, что указана в плане-графике, нарушил часть 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Контрактному управляющему или работнику контрактной службы грозит штраф 15 000 руб. за размещение в ЕИС информации с нарушением требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Ситуация: оштрафуют ли заказчика за утверждение документации с нарушениями. Контрактный управляющий разместил закупку в ЕИС и в тот же день ее отменил

Да, оштрафуют. Отмена определения поставщика не отменяет факта нарушения. За утверждение документации с нарушением требований Закона № 44-ФЗ заказчику грозит штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

В данном случае действия Заказчика могут быть квалифицированы по ч. 2 ст 7.29.3 КоАП РФ (несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

Минимального или максимального штрафа по этой части статьи не существует.

Однако, контрольным органом может быть принято решение об освобождении нарушителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

В случае если контрольный орган все-таки привлечет должностное лицо Заказчик к ответственности, такое лицо вправе оспорить решение в суде и настаивать на малозначительности деяния в качестве обоснования своих доводов.

Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы узнать результаты необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Войдите с помощью социальных сетей
Зарегистрироваться
На связи с ЕИС - найдет в ЕИС готовые техзадания, на основании которых Вы сможете легко и без ошибок составить собственное.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.