Вопрос-ответ по теме
- Как проверить отвечает ли участник запроса котировок единым требованиям
- Когда заказчику по 223-ФЗ проводить запрос предложений
- Предоставление оригинала выписки ЕГРЮЛ одновременно с подписанным контрактом
- Отклонение заявки, оформленной не по правилам
- Заключение контракта с физическим лицом по результатам проведения котировок
Вопрос
Вопрос: Детский сад закупает работы по коду ОКПД 2 Работы строительные. Их стоимость составляет 400 000 рублей. Можно ли закупить эти работы путем запроса котировок?
Ответ
Как работать с электронными торговыми площадками
Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Каким способом закупить строительные работы и капитальный ремонт
Когда приобретаете работы по строительству и капитальному ремонту, используйте основные способы закупок – электронный аукцион, открытый конкурс и конкурс с ограниченным участием. Электронным аукционом заказчик вправе закупить любые виды работ. Провести же конкурс можно только на строительные работы, которые не включены в аукционный перечень. В редких случаях Закон № 44-ФЗ позволяет провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного подрядчика. Чтобы верно выбрать способ, ориентируйтесь на размер НМЦК и объект закупки. На примерах из административной и судебной практики расскажу, как не ошибиться, когда выбираете способ закупки.
Электронный аукцион
Проведите электронный аукцион, когда закупаете строительные работы с кодами ОКПД 2: 41.2, 42, 43, кроме кода 43.13. Перечисленные коды входят в аукционный перечень, который Правительство РФ утвердило распоряжением от 21 марта 2016 года № 471-р. Следовательно, заказчик обязан провести аукцион. Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти в регионе может составить собственный перечень продукции, когда заказчики обязаны провести электронный аукцион.
Для строительных работ из аукционного перечня предусмотрено исключение. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения заказчик вправе закупать конкурсом.
Допустим, в закупку входят работы сразу на двух типах объектов: которые относятся к особо опасным и технически сложным и которые не относятся к таковым. Тогда целесообразно провести электронный аукцион – так вы минимизируете риски, что закупку признают неправомерной.
Пример: неверный выбор способа закупки
Заказчик объявил открытый конкурс. В объект закупки входили строительные работы, которые включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД, а также работы по строительству особо опасных и технически сложных объектов. НМЦК составляла 1 442 457 220 руб.
Специалисты ФАС России решили, что заказчик неправомерно выбрал способ закупки. Работы, которые закупал заказчик, входят в аукционный перечень. Следовательно, заказчик обязан был провести электронный аукцион. Исключение действует только на часть объекта закупки – работы по строительству особо опасных и технически сложных объектов, а не на все работы. Заказчик нарушил часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ (решение ФАС России от 2 ноября 2016 г. по делу № ВП-523/16).
Внимание: заказчик вправе закупать строительные работы и работы по капитальному ремонту, которые входят в аукционный перечень, запросом котировок, запросом предложений или у единственного поставщика (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).
Конкурсы
Если объект закупки не входит в аукционный перечень, заказчик вправе закупить строительные и ремонтные работы конкурсом. Однако провести конкурс с ограниченным участием можно только в двух случаях.
Случай 1. Заказчик закупает работы по сохранению объектов культурного наследия, памятников истории и культуры народов РФ. При закупках перечисленных работ конкурсом с ограниченным участием устанавливают дополнительные требования к участникам закупки. Проводить открытый конкурс нельзя (п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, письмо от 15 марта 2017 г. Минэкономразвития России № 6598-ЕЕ/Д28и, ФАС России № РП/16119/17).
Случай 2. Заказчик закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Работы выполняют:
на особо опасных, технически сложных, уникальных объектах капстроительства;
на искусственных дорожных сооружениях, которые включены в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
НМЦК при перечисленных закупках для государственных нужд превышает 150 млн руб., для муниципальных нужд – 50 млн руб. Заказчик должен установить дополнительные требования к участникам закупки. Закупить перечисленные строительные работы заказчик вправе также аукционом, но открытый конкурс без дополнительных требований проводить нельзя (ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, пункт 5 приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99).
Внимание: перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов приведен в части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Пример: выбор способа закупки при реконструкции моста
Заказчик Санкт-Петербурга решил провести конкурс с ограниченным участием на реконструкцию моста с предварительной подготовкой рабочей документации. НМЦК составила более 2 млрд руб.
Контролеры пришли к выводу, что заказчик верно выбрал способ. Во-первых, представитель заказчика на заседании комиссии ФАС России доказал, что объект закупки относится к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Во-вторых, НМЦК превысила установленные предельные значения. Следовательно, заказчик одновременно выполнил два условия (решение ФАС России от 9 ноября 2015 г. по делу № К-1493/15).
Пример: необоснованная закупка конкурсом с ограниченным участием
Заказчик объявил конкурс с ограниченным участием для строительства автомобильной дороги. В объект закупки заказчик одновременно включил строительство искусственных дорожных сооружений и строительство автомобильных дорог. При этом автомобильные дороги к искусственным дорожным сооружениям не относятся.
Специалисты ФАС России признали, что заказчик нарушил часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, и аннулировали закупку.
Контролеры пояснили, что провести конкурс с ограниченным участием заказчик вправе, только когда закупает строительные работы в отношении объектов, прямо поименованных в пункте 5 приложения 2 к постановлению № 99. Другие работы в объект закупки включать нельзя – так заказчик ограничивает количество участников закупки. При этом закупать строительство искусственных дорожных сооружений конкурсом с ограниченным участием правомерно при условии, что цена работ превышает значение, установленное пунктом 5 приложения 2 к постановлению № 99 (решение ФАС России от 16 декабря 2016 г. по делу № К-2012/16).
Пример: закупка особо опасных и технически сложных объектов
Заказчик объявил конкурс с ограниченным участием на строительство объекта, который не относится к особо опасным и технически сложным. УФАС России признало, что заказчик неверно выбрал способ закупки. Заказчик обжаловал решение антимонопольного органа в суде, однако судьи поддержали антимонопольную службу.
Судьи пояснили, что закупать конкурсом с ограниченным участием можно только строительные работы объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным. Суд также указал, что для закупки конкурсом с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух условий, которые установлены в пункте 5 приложения 2 к постановлению № 99. Ценовой критерий – не единственное основание, чтобы провести конкурс с ограниченным участием (определение Верховного суда РФ от 27 июня 2016 года № 306-КГ16-6463). Аналогичную позицию судьи высказали в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2017 г. № Ф05-5455/2017.
Выбрать между конкурсом и аукционом поможет таблица.
Запрос котировок
Заказчик вправе закупить строительные работы и капремонт запросом котировок, если НМЦК не превышает 500 000 руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик провел запросом котировок, не должен превышать 10 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. Об этом сказано в части 2 статьи 72 Закона № 44-ФЗ.
Запрос предложений
Закупить строительные работы и капремонт запросом предложений заказчик вправе в двух случаях.
Случай 1. Заказчик расторг контракт на строительные работы или капремонт в одностороннем порядке на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Тогда можно провести запрос предложений на объем, который поставщик не исполнил по расторгнутому контракту. НМЦК уменьшают пропорционально объему выполненной работы.
Случай 2. Заказчик признал повторный конкурс, электронный аукцион несостоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ. Изменять объект закупки нельзя. Запрет на изменение других условий закупки законодательством не установлен.
Случаи, когда заказчик вправе провести запрос предложений, указаны в части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.
Закупка у единственного поставщика
Заказчик вправе закупить строительные работы и капремонт у единственного поставщика только в случаях, которые перечислены в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Например, по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно заключить контракт на сумму до 100 000 руб., а по пункту 5 – до 400 000 руб. При этом соблюдайте ограничения.
Пример: необоснованная закупка у едпоставщика
Заказчик заключил контракт на работы по консервации строительного объекта с единственным поставщиком. Основание – пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При обосновании закупки заказчик сослался на чрезвычайные обстоятельства и пояснил, что не провел конкурентную процедуру из-за длительности сроков. Санкт-Петербургское УФАС России признало, что заказчик неправомерно выбрал способ закупки и нарушил часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.
Специалисты УФАС не обнаружили факт аварии на объекте и отметили, что контрактом предусмотрены ремонтно-строительные работы, а не устранение последствий, которые возникли вследствие аварии, других чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы. Кроме того, заказчик заранее знал, что состояние строительной площадки неудовлетворительное, и имел возможность провести конкурентную закупку.
Суд поддержал антимонопольный орган. Судья пояснил, что работы, которые заказчик перечислил в техзадании, нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы. Необходимость в работах возникла не одномоментно и стихийного характера не носила. Кроме того, заказчик мог спрогнозировать потребность в работах. Доказательств, что в работах была острая необходимость, обусловленная возможным причинением вреда жизни и здоровью населения, в деле нет (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2017 г. № Ф07-12060/2016).
Заказчик вправе закупить строительные работы и капремонт запросом котировок, если НМЦК не превышает 500 000 руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик провел запросом котировок, не должен превышать 10 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. Об этом сказано в части 2 статьи 72 Закона № 44-ФЗ.