Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Про-Госзаказ.Ру

Действия заказчика в случае сговора участников

2 декабря 2019
4
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

В ряде аукционов, проводимых заказчиком участие принимает организация( назовем ее условно участник 1), включенная в реестр недобросовестных поставщиков. при этом, в аукционной документации заказчиком установлено требование об отсутствии информации об участнике закупки в указанном реестре. То есть участник заведомо зная, что не будет признан победителем участвует в аукционе. Снижает цену контракта. При этом одновременно участие в этом аукционе принимает участие другая организация(назовем условно участник 2), Учредителем участника 1 и участника 2 является одно и то же лицо, у них один и тот же адрес регистрации, место нахождения и контактные телефоны. В случае, если подается ценовое предложение ниже предложения участника 2, то участник 1, находящийся в РНП, сразу же снижает цену. Правомерны ли действия таких участников. Вопрос о том, есть ли законные способы ограничить участие в аукционах организаций, которые знают о том, что не могут быть признаны победителями, но которые участвуют в аукционах и создают условия для победы другой организации? Вопрос в том, как поступить заказчику, если в ходе аукциона заказчик видит сговор между участниками?

Ответ

Как рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе

Ситуация: отклонить ли заявки, если у нескольких участников совпадают учредители

Нет, такого основания в Законе № 44-ФЗ нет. Исчерпывающий перечень причин, по которым заказчик вправе отклонить заявку, указан в части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.

Если усмотрели в действиях участников сговор, обратитесь в ФАС.

Ситуация: должна ли аукционная комиссия отклонить заявку, если участник включен в реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ

Нет, не должна, поскольку реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 44-ФЗ и реестр по Закону № 223-ФЗ – это разные реестры. Заказчик вправе требовать, чтобы сведения о претенденте отсутствовали в реестре только по Закону № 44-ФЗ. На это указано в части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: обязан ли участник аукциона подтверждать, что отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков

Нет, такой обязанности в Законе № 44-ФЗ не предусмотрено. Аукционная комиссия самостоятельно проверяет, находится ли претендент в реестре недобросовестных поставщиков.

В части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые входят во вторую часть заявки. Среди них нет документов, которыми участник подтвердит, что не входит в реестр.

Нельзя требовать от участника документы и сведения, которых нет в частях 3 и 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Такие правила описаны в части 8 статьи 31 и в части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Письмо Минфина России от 10.12.2015 № 02-10-07/72250

«…В соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) контроль в сфере закупок в пределах полномочий осуществляют в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 102 Закона № 44-ФЗ осуществляется общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Так, граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

При этом общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, в том числе вправе:

направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления.

Кроме того, в соответствии со статьей 105 Закона № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона № 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Принимая во внимание, что ФАС России не является подведомственной Минфину России службой, чтобы дать соответствующее поручение о проведении проверки на предмет картельного сговора при проведении аукциона, а также то, что Минфин России не является органом государственной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок, сообщаем, что необходимо обратиться в ФАС России или в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, либо подать жалобу в порядке, установленном главой 6 Закона № 44-ФЗ. …»

Решение Челябинского УФАС России от 28.03.2017 по делу № 120,121-ж/2017

«…Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2017 (далее - протокол) заявки заявителей (порядковые номера заявок 2, 5) признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе в нарушение части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе ввиду наличия признаков антиконкурентного сговора между участниками закупки.

В пункте 17 информационной карты документации о закупке предусмотрены требования к участнику закупки в соответствии с пунктами 1, 3 - 5, 7, 7.1, 9, 10 части 1, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В пункте 25 информационной карты документации о закупке содержатся требования к составу второй части заявки о предоставлении участником закупки, в том числе декларации о соответствии участника пунктам 3 - 5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, требования к участнику закупки и к составу второй части заявки установлены с учетом части 5 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, при оценке и рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия не уполномочена выходить за рамки требований, предусмотренных аукционной документацией, а также требований законодательства о контрактной системе, предусматривающих исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявки участника закупки.

При этом, установление антиконкурентного сговора, равно как и признаков антиконкурентного сговора, в том числе факт указания на наличие признаков сговора в протоколе, не входит в полномочия аукционной комиссии и не предусмотрено законодательством о контрактной системе в качестве основания отклонения заявки участника закупки.

Из содержания вторых частей заявок ООО "Д" и ООО "Е" следует, что обществом предоставлены документы, указанные в пункте 25 информационной карты документации о закупке, что соответствует пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, аукционная комиссия незаконно отклонила заявки данных участников закупки по основанию наличия признаков антиконкуретного сговора, как в нарушение положений документации о закупке, так и в нарушение пунктов 1, 2 части 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

Доводы представителя заказчика о том, что часть 1 статьи 69 Закона о контрактной системе позволяет отстранить участника закупки на основании действующего законодательства несостоятельны, так как в силу указанной нормы вторая часть заявки участника закупки рассматривается на основании требований, установленных документацией о закупке. …»

Если усмотрели в действиях участников сговор, обратитесь в ФАС. При этом, наличие признаков антиконкурентного сговора не является основанием для отстранения участника закупки. Заявки участников закупки должны быть рассмотрены в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и условиями осуществления закупки.

Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы узнать результаты необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Войдите с помощью социальных сетей
Зарегистрироваться
На связи с ЕИС - найдет в ЕИС готовые техзадания, на основании которых Вы сможете легко и без ошибок составить собственное.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.