text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Обязательства которые не имеющие стоимостного выражения

  • 22 апреля 2018
  • 33

Вопрос

Прошу разъяснить пункт 6 правил определения размера штрафов. Что такое ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ СТОИМОСТНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ?Можно пример ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, НЕ ИМЕЮЩЕГО СТОИМОСТНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ?

Ответ

Рассчитывать штрафы в контракте нужно по новым правилам

С 9 сентября заказчики будут рассчитывать штрафы за некачественную работу по контракту по новым правилам. Правительство отменяет постановление № 1063, по которому считают штрафы сейчас, и вводит новые правила.

Штрафовать контрагента можно будет за каждый факт нарушения условий контракта. Ранее вопрос «сколько раз можно штрафовать поставщика по одному контракту» не был урегулирован, и споры стороны решали в суде. Общая сумма штрафов не должна превышать цену контракта. Правило верно и для заказчика, и для контрагента.

Увеличили количество вариантов цены контракта, по которой рассчитывают штраф. Штраф заказчики устанавливают в виде фиксированной суммы, которую высчитывают как процент от цены контракта:

 10 процентов при цене контракта до 3 млн руб.;

 5 процентов – от 3 млн до 50 млн руб.;

 1 процент – от 50 млн до 100 млн руб.;

 0,5 процента – от 100 млн до 500 млн руб.;

 0,4 процента – от 500 млн до 1 млрд руб.;

 0,3 процента – от 1 млрд до 2 млрд руб.;

 0,25 процента – от 2 млрд до 5 млрд руб.;

 0,2 процента – от 5 млрд до 10 млрд руб.;

 0,1 процента – выше 10 млрд руб.

По правилам, которые действуют сейчас, размер штрафа для любой цены контракта свыше 100 млн руб. составляет 0,5 процента от цены контракта.

Еще одно новшество – отдельные штрафы при закупках у СМП и СОНО:

 3 процента – при цене до 3 млн руб.;

 2 процента – от 3 млн до 10 млн руб.;

 1 процент – от 10 млн до 20 млн руб.

Ввели отдельную шкалу штрафов для контрагентов, которые победили в закупке на право заключить контракт, то есть когда заказчик проводит торги на повышение цены. Цена таких контрактов не может превышать 100 млн руб. (п. 1 ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Штрафы составят:

 10 процентов от НМЦК, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;

 5 процентов – при НМЦК от 3 млн до 50 млн руб.;

 1 процент – при НМЦК от 50 млн до 100 млн руб.

Эти штрафы обязательно указывать в проекте контракта, который заключите по итогам аукциона. Если участники снизят цену контракта до 0,5 процента НМЦК, то оператор электронной площадки проведет торги на право заключить контракт (ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Предусмотрены случаи, когда контрагент не исполнит обязательства без стоимостного выражения. Размер штрафа – конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

 1000 руб. – цена контракта не превышает 3 млн руб.;

 5000 руб. – от 3 млн до 50 млн руб.;

 10 000 руб. – от 50 млн до 100 млн руб.;

 100 000 руб. – выше 100 млн руб.

Если контрагент привлечет субподрядчика к работам, которые должен выполнить самостоятельно, штраф составит 5 процентов от стоимости работ. Размер штрафа остался прежним, однако в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570 внесли правку: учитывать размер штрафа нужно не по правилам постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063, а по новому постановлению Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042.

Контрагент заплатит штраф, если должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО, но не сделает этого. Штраф составит 5 процентов от объема, который должен выполнить субподрядчик.

Заказчики за нарушения контракта теперь будут платить конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

 5000 руб. – от 3 млн до 50 млн руб.;

 10 000 руб. – от 50 млн до 100 млн руб.

 100 000 руб. – выше 100 млн руб.

Применять новые правила нужно только к тем закупкам, извещения о которых опубликовали в ЕИС после вступления в силу новых правил. Постановление вступит в силу 9 сентября 2017 года.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2016 № А40-153332/2016

«… Следовательно, при применении порядка расчета пени, предложенного Истцом за нарушение денежного обязательства (обязательства, стоимостное выражение которого определить не представляется возможным), размер пени при любом размере ставки будет равняться нулю.

Следовательно, применение Истцом полной стоимости Товара, который был фактически поставлен, для расчета пени за просрочку передачи ПСМ не основан на законе и положениях договора №44 от 26.06.2015г., а также Спецификации к нему.

Следовательно, представленный Истцом расчет пени нельзя признать верным и обоснованным, поскольку начисление пени за несвоевременную передачу документации противоречит существу предусмотренного договором обязательства, т.к. документация не имеет стоимостного выражения – в спецификации сторонами согласована только стоимость подлежащего к поставке Оборудования отдельно по каждой позиции и суммарная стоимость всего оборудования.

Таким образом, непредоставление паспорта самоходной машины одновременно с передачей Товара не является тем нарушением договора, за которое может быть применена начисленная истцом неустойка. …»

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2017 № А14-2751/2017

«…Из материалов дела следует, что 23.03.2015 между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен государственный контракт N 21 (далее - контракт N 1), в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по проведению проектно-изыскательских работ и экспертизы на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратов) ус 498+000-км 504+500 в Воронежской области, а заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.

В соответствии с пунктом 2.1 контракта общая стоимость работ по контракту составляет 5 353 901 руб., в том числе НДС 18% - 816 697 руб.

В силу пункта 3.3 контракта сроки выполнения работ: Начало работ – с момента подписания контракта. Окончание работ – не позднее 15.12.2015.

Ссылаясь на то, что положительное заключение экспертизы N 36-2-1-4953-16 передано заказчику по накладной N 615/01-15-06 от 24.10.2016 и подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, истец обратился к ответчику с претензией об уплате неустойки от 25.10.2016.

В судебном заседании стороны сообщили, что ответчиком перечислено в пользу истца 5 000 руб. в счет погашения неустойки.

Неисполнение требований претензии в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив все в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Исходя из существа заявленных требований и правовой природы отношений сторон, вытекающих из контракта N 21 от 23.03.2015, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 25 Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств и Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии со статьей 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Как следует из и календарного графика производства работ III этап (экспертиза проекта) должен быть завершен не позднее 15 декабря 2015 года.

Как следует из материалов дела, ФАУ «Главгосэкспертиза России» сдало работы по составлению заключения экспертизы федеральному казенному учреждению «Черноземуправтодор» по акту от 11.01.2016 (л.д.46, 47).

Согласно накладной от 07.06.2016 N 615/01-15-05 ответчиком передана

истцу проектная документация и положительное заключение Государственной экспертизы.

По накладной от 24.10.2016 N 615/01-15-06 ответчиком передана сметная документация с заключением по результатам проверки.

Тем самым со стороны ответчика усматривается просрочка исполнения контрактных обязательств в части срока выполнения работ.

На основании пунктов 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Возможность применения гражданско-правовой договорной ответственности в виде неустойки предусмотрена статьей 9 Федерального закона № 44-ФЗ и Главой 25 Гражданского кодекса РФ.

В силу статей 329, 330 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), т.е. определенной законом или договором денежной суммой, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

На основании пункта 6.4. контракта в случае просрочки исполнения обязательств по контракту заказчик праве потребовать уплату неустойки в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ от стоимости контракта за каждый день просрочки, начиная со дня следующего после истечения установленного контрактом исполнения обязательства.

Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Согласно пункту 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера неустойки.

С учетом соотношения размера подлежащих к взысканию санкций последствиям нарушения обязательства, отсутствия стоимостного выражения этапа работ по экспертизе проекта, суд первой инстанции считает возможным принять доводы ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в качестве оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ и уменьшить размер неустойки до 5 000 руб.

Учитывая, что указанная сумма перечислена ответчиком в пользу истца в добровольном порядке, в удовлетворении искового заявления Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» следует отказать. …»

В настоящее время разъяснений, по поводу нарушений, которые не имеют стоимостного выражения, не имеются в постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Вывод, который будет содержаться в нашем ответе, является нашим экспертным мнением, Данный ответ может отличаться от позиции контрольных органов.

В п. 6 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 под обязательствами, не имеющими стоимостного выражения, возможно, понимаются гарантийные обязательства, обязательства по представлению поставщиком документов при поставке продукции.

Однако, точнее можно будет сформулировать данное понятие с момента формирования антимонопольной, судебной практики или получения разъяснения Минфина РФ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.