Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Про-Госзаказ.Ру

Превышение лимита закупок у единственного поставщика

6 ноября 2019
189
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Заказчик попал под действие Закона № 44-ФЗ с 01.01.2017г., не получает финансирование из бюджета – осуществляет закупки за счет иной приносящей доход деятельности. Совокупный годовой объем закупок составляет 350 млн. руб., и у Заказчика согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ появляется возможность осуществлять закупки до 100 т.р. в пределах не более 5% от годового объема, что в суммарном выражении – 17,5 млн. руб. В конце года Заказчик обнаружил, что провел закупок до 100 т.р. на сумму – 2,7 млн. руб., а по плану закупок провел закупок на сумму, которая уже не позволяет осуществлять закупки до 100 т.р. в пределах 5%, а только в пределах 2 млн. руб. За что могут наказать Заказчика в таком случае и будет ли считаться это нарушением?

Ответ

Последствия превышения 5% совокупного годового объема закупок при проведении "малых закупок" до 100 000 руб.

При осуществлении закупок согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. При этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, ст. 57, ст. 59, ст. 72, ст. 83, ст. 84 и ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В свою очередь, в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ перечислены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В частности, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускает осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен превышать более чем 50 млн руб.

Чтобы не допустить нарушений, прежде всего, рекомендуется правильно рассчитать величину годового объем закупок, которая указывается в плане-графике закупок в виде итоговой информации о годовым объеме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик при планировании на очередной финансовый год принял решение в пределах не более 5% совокупного годового объема закупок заключать контракты на сумму до 100 000 руб., в том числе и в устной форме, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, затем внес в план-график рассчитанную величину годового объема закупок, и при подсчете осуществленных закупок, в том числе внеплановых закупок, в конце года обнаружил, что итоговая величина годового объема закупок превысила плановую, т. е. превысила 5% совокупного годового объема закупок заказчика, то в этом случае заказчик нарушит требования п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если при планировании результат расчета величины годового объема закупок превысит 50 млн руб., то заказчик должен ограничить закупки суммой в 50 млн руб., но не более. Тогда при подсчете осуществленных закупок, в том числе внеплановых закупок, в конце года итоговая величина годового объема закупок не должна превысить плановую, т. е. 50 млн руб.

Следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб.

Поэтому, если данное нарушение будет обнаружено при проверке, то должностное лицо заказчика, принявшее решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) сверх установленного годового объема закупок - 5% совокупного годового объема закупок заказчика, но не более 50 млн руб., может быть привлечено к административной ответственности органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль за деятельностью заказчика на предмет соблюдения требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг проводится в соответствии со ст. 99 Закона № 44-ФЗ следующими органами контроля в пределах их полномочий:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которым является ФАС РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района,органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовым органом субъектов РФ и муниципальных образований, органом управления государственными внебюджетными фондами;

3) органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенным в соответствии с БК РФ.

Например, на уровне субъекта РФ контроль за деятельностью заказчика может проводиться в соответствии с возложенными полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок такого субъекта; на уровне муниципального района администрацией района, на уровне городского округа финансовым управлением администрации городского округа.

Проверки могут осуществлять назначенные контрольным органом комиссия или сотрудник такого контрольного органа, например, контролер- ревизор.

Также вправе проверить соблюдение заказчиком требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг надзорные органы (Прокуратура РФ) и выдать заказчику предписание об устранении нарушений или сообщить в контрольный орган о применении мер ответственности к такому заказчику в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, согласно ст. 98 Закона № 44-ФЗ Счетной палатой России, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований осуществляется аудит в сфере закупок.

Например, контрольно-счетной палатой муниципального образования муниципального района "Вуктыл" (Республика Коми) по результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений за период 2014 год были выявлены нарушения по факту закупок "малого объема" до 100 000 руб.

Так в плане-графике было запланировано закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 890 020 руб., а фактически осуществлено в 2,44 раз больше, чем предусмотрено планом-графиком, что составило сумму в 2 174 010 руб. по заключенным договорам.

При этом согласно первоначальным данным плана-графика стоимость закупок Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений на 2014 год была запланирована на общую сумму 13 329 600 руб.

В выводах по результатам аудита в сфере закупок для нужд муниципального района "Вуктыл", в том числе, выделены следующие нарушения:

- Муниципальные контракты (договора) заключаются сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;

- Неверно определены основания заключения договоров с единственным поставщиком, что ведет к нарушению требований Закона № 44-ФЗ в отношении договоров, заключенных с субъектами естественных монополий.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание о результатах рассмотрения настоящего Акта, имеющихся пояснениях и возражениях (с приложением копий подтверждающих их обоснованность документов) сообщить Контрольно-счетной палате МО МР "Вуктыл" в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения Акта.

Аналогичное нарушение было выявлено, при проведении плановой выездной проверки за 2014 год службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края главным контролером-ревизором отдела финансового контроля в отношении краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Туринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" было выявлено превышение годового объема закупок запланированного согласно плану-графику и фактически осуществленным закупкам.

Из акта проверки от 6 марта 2015 г. следует, что по состоянию на 31 декабря 2014 г. закупки по договорам, стоимостью до 400 000 руб. осуществлены в общем объеме 13 251 860 руб. или 630,0% от годового запланированного согласно плану-графику объема закупок (2 103 420 руб.), при этом планом-графиком закупки по договорам стоимостью до 400 000 руб., не предусмотрены.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание от 31 марта 2015 г. № СД/0428 об исправлении выявленных нарушений. За неисполнение предписания служба финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Внимание: кроме того, если при осуществлении закупок заказчик превышает плановый годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то такое превышение расценивается органами, осуществляющими контроль в сфере закупок и аудит в сфере закупок, как нарушение требований и положений Закона о контрактной системе, в частности п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Поэтому в отношении должностных лиц заказчика могут быть применены меры административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.

Рекомендуем заказчику при осуществлении "малых закупок" у единственного поставщика вести реестр "малых закупок" и контролировать такие закупки с целью не превышения определенной заказчиком в плане-графике закупок итоговой информации о годовом объеме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В случае уменьшения совокупного годового объема закупок (уменьшения финансового обеспечения закупок заказчика) советуем пересчитывать годовой объем "малых закупок" в объеме, не превышающем 5% уменьшенного совокупного годового объема закупок с целью соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и вносить необходимые изменения в план-график закупок.

<…>

Последствия превышения годового объема закупок более 2 млн руб. при проведении "малых закупок" до 100 000 руб.

При осуществлении закупок согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. При этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, ст. 57, ст. 59, ст. 72, ст. 83, ст. 84 и ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В свою очередь, в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ перечислены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В частности, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускает осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен превышать более чем 50 млн руб.

Чтобы не допустить нарушений, прежде всего, рекомендуется правильно рассчитать величину годового объем закупок, которая указывается в плане-графике закупок в виде итоговой информации о годовым объеме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик в текущем финансовом году принял решение в пределах указанной в плане-графике величины годового объема закупок заключать контракты на сумму до 100 000 руб., в том числе и в устной форме, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и при подсчете осуществленных закупок, в том числе внеплановых закупок, в конце года обнаружит, что итоговая величина годового объема закупок превысила плановую, т. е. превысила 2 млн руб., то в этом случае заказчик считается нарушившим требования п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ № 44-ФЗ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб.

Поэтому, если данное нарушение будет обнаружено при проверке, то должностное лицо заказчика, принявшее решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) сверх установленного годового объема закупок 2 млн руб. может быть привлечено к административной ответственности органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль за деятельностью заказчика на предмет соблюдения требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов № 44-ФЗ в сфере закупок товаров, работ, услуг проводится в соответствии со ст. 99 Закона № 44-ФЗ следующими органами контроля в пределах их полномочий:

1. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которым является ФАС РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;

2. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовым органом субъектов РФ и муниципальных образований, органом управления государственными внебюджетными фондами;

3. органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенным в соответствии с БК РФ.

Например, на уровне субъекта РФ контроль за деятельностью заказчика может проводиться в соответствии с возложенными полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок такого субъекта; на уровне муниципального района администрацией района, на уровне городского округа финансовым управлением администрации городского округа.

Проверки могут осуществлять назначенные контрольным органом комиссия или сотрудник такого контрольного органа, например, контролер- ревизор.

Также вправе проверить соблюдение заказчиком требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг надзорные органы (Прокуратура РФ) и выдать заказчику предписание об устранении нарушений или сообщить в контрольный орган о применении мер ответственности к такому заказчику в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, согласно ст. 98 Закона № 44-ФЗ Счетной палатой России, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований осуществляется аудит в сфере закупок.

Например, контрольно-счетной палатой муниципального образования муниципального района "Вуктыл" (Республика Коми) по результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений за период 2014 год были выявлены нарушения по факту закупок "малого объема" до 100 000 руб.

Так в плане-графике было запланировано закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 890 020 руб., а фактически осуществлено в 2,44 раз больше, чем предусмотрено планом-графиком, что составило сумму в 2 174 010 руб. по заключенным договорам.

При этом согласно первоначальным данным плана-графика стоимость закупок Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений на 2014 год была запланирована на общую сумму 13 329 600 руб.

В выводах по результатам аудита в сфере закупок для нужд муниципального района "Вуктыл", в том числе, выделены следующие нарушения:

 Муниципальные контракты (договора) заключаются сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;

 Неверно определены основания заключения договоров с единственным поставщиком, что ведет к нарушению требований Закона № 44-ФЗ в отношении договоров, заключенных с субъектами естественных монополий.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание о результатах рассмотрения настоящего Акта, имеющихся пояснениях и возражениях (с приложением копий подтверждающих их обоснованность документов) сообщить Контрольно-счетной палате МО МР "Вуктыл" в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения Акта.

Аналогичное нарушение было выявлено, при проведении плановой выездной проверки за 2014 год службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края главным контролером-ревизором отдела финансового контроля в отношении краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Туринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" было выявлено превышение годового объема закупок запланированного согласно плану-графику и фактически осуществленным закупкам.

Из акта проверки от 6 марта 2015 г. следует, что по состоянию на 31 декабря 2014 г. закупки по договорам, стоимостью до 400 000 руб. осуществлены в общем объеме 13 251 860 руб. или 630,0% от годового запланированного согласно плану-графику объема закупок (2 103 420 руб.), при этом планом-графиком закупки по договорам стоимостью до 400 000 руб., не предусмотрены.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание от 31 марта 2015 г. № СД/0428 об исправлении выявленных нарушений. За неисполнение предписания служба финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Внимание: таким образом, если в ходе планирования заказчик принял решение осуществлять "малые закупки" до 100 000 руб. на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не зависимо от совокупного годового объема закупок в пределах 2 млн руб. и при осуществлении закупок превысил этот объем, то такое превышение годового объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) расценивается органами, осуществляющими контроль в сфере закупок и аудит в сфере закупок, как нарушение требований и положений Закона № 44-ФЗ.

Поэтому в отношении должностных лиц заказчика могут быть применены меры административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.

Рекомендуем заказчику при осуществлении "малых закупок" у единственного поставщика вести реестр "малых закупок" и контролировать такие закупки с целью не превышения определенной заказчиком в плане-графике закупок итоговой информации о годовом объеме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если в ходе планирования заказчик принял решение осуществлять закупки до 100 000 руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не зависимо от совокупного годового объема закупок в пределах 2 млн руб. и при осуществлении закупок превысил этот объем, то такое превышение годового объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) расценивается органами, осуществляющими контроль в сфере закупок и аудит в сфере закупок, как нарушение требований и положений Закона № 44-ФЗ.

Поэтому в отношении должностных лиц заказчика могут быть применены меры административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 7.29 КоАП.

Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы узнать результаты необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Войдите с помощью социальных сетей
Зарегистрироваться
На связи с ЕИС - найдет в ЕИС готовые техзадания, на основании которых Вы сможете легко и без ошибок составить собственное.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.