text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Объединение в один лот работ по планировке и межеванию территории

  • 22 апреля 2018
  • 39

Вопрос

Можно ли в одну закупку включать работы по разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории и работы по разработке проектной документации. Спасибо.

Ответ

Как сформировать лот

Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ. Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг. Признаки, которые ограничивают конкуренцию, также не прописаны. Однако за время, когда заказчики начали работать по 44-ФЗ, сложилась административная и судебная практика. Решения ФАС России и судей позволяют заказчикам сделать выводы о том, как формировать лоты, чтобы не нарушить Закон № 44-ФЗ.

Закупки, на которые чаще всего жалуются участники, смотрите в рекомендации.

Внимание: если специалист по закупкам объединит в один лот товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны, он рискует получить штраф до 50 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Когда выделяют лоты

Заказчик выделяет лоты, когда планирует конкурс или закрытый аукцион, а также составляет извещение и документацию о закупке. Для каждого лота сформируйте отдельное техническое задание.

В лоте заказчик указывает отдельно:

 описание объекта закупки;

 НМЦК и ее обоснование;

 сроки, в которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу;

 условия контракта.

Участник закупки подает заявку по определенному лоту. По каждому лоту стороны заключают отдельный контракт. Такие правила установлены в части 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли выделить лоты, когда заказчик проводит электронный аукцион

Нет, Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность выделять лоты в электронном аукционе. Кроме того, разбить электронный аукцион на лоты технически невозможно в ЕИС. Поэтому, если нельзя закупить продукцию одним лотом, заказчик должен провести несколько аукционов.

Заказчик вправе выделить лоты, если способ закупки – любой вид конкурса или закрытый аукцион (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: заказчик создает извещение в ЕИС. На вкладке «лот №...» реализована возможность указать план оплаты по контракту. Обязательно ли заполнять этот показатель

Нет, план оплаты заказчик формирует на свое усмотрение. Показатель нужен, чтобы участнику было удобно пользоваться ЕИС. Впоследствии, когда заказчик формирует информацию о контракте, план оплаты можно изменять и заполнять вручную. Не обязательно указывать план оплаты по контракту в извещении (ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

Показатель «план оплаты» не влияет на то, как заказчик размещает закупку в ЕИС и формирует информацию о контракте.

Ситуация: допустимо ли объединить в один лот закупки на строительство нескольких объектов на территории региона

Допустимо, Закон № 44-ФЗ не запрещает объединять объекты закупки по разным адресам. На это указано в письме Минэкономразвития России от 28 сентября 2016 года № Д28и-2635 и решении УФАС России по Республике Татарстан от 26 апреля 2016 года № ИП-04/5837.

Учтите, Минэкономразвития поясняет, что закупка с несколькими адресами в одном лоте может ограничить конкуренцию участников (письмо от 28 сентября 2016 г. № Д28и-2635).

Не включайте в один лот товары, работы или услуги, которые не связаны между собой технологически и функционально. Например, не объединяйте в один лот ГСМ и лекарства. В противном случае нарушите часть 3 статьи 17 Закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

Кроме того, нельзя:

 координировать действия участников закупки, заключать с участниками соглашения, которые ограничат конкуренцию;

 создавать конкурентные преимущества для отдельных участников;

 нарушать порядок, в котором определяют победителя закупки;

 участвовать в закупке, которую проводите. Запрет распространяется и на сотрудников организации.

Ограничения перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Лекарства с разными международными непатентованными наименованиями (МНН)

Заказчик вправе смешивать в одном лоте лекарства с разными МНН или химическими, группировочными наименованиями, только если НМЦК не превышает предельное значение. Предельные цены установило Правительство РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.

Предельная цена Сумма, которую заказчики направили на закупку лекарств в предшествующем году
1 млн руб. Менее 500 млн руб.
2,5 млн руб. От 500 млн до 5 млрд руб.
5 млн руб. Более 5 млрд руб.

Смешивать в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями нельзя. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Также ФАС России пояснила, что заказчик нарушает конкуренцию, когда:

 объединяет в один лот поставку и отпуск лекарственных препаратов;

 закупает наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства вместе с другими препаратами;

 объединяет в один лот лекарства, у которых в пределах одного МНН несколько торговых наименований, и уникальные препараты, у которых только одно торговое наименование в пределах МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);

 закупает лекарства вместе с медицинскими изделиями и другими товарами.

Об этом сказано в письме ФАС России от 9 июня 2015 г. № АК/28644/15.

Ситуация: правомерно ли включать в один лот лекарства с различными химическими группами

Правомерно, но только если НМЦК лота не превышает предельное значение из постановления Правительства РФ от 17 октября 2013 г. № 929. Об этом сказано в пункте 6части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: заказчик планирует закупить лекарства. Часть лекарств относится к одному и тому же ОКПД, а часть – к противотуберкулезным препаратам. Как правильно сформировать лоты

Когда формируете лоты, берите за основу МНН или химические группировочные наименования. Не смешивайте в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Если закупаете лекарства с разными МНН, соблюдайте предельные значения, которые установило Правительство РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.

Например, вы направили в предшествующем году на закупку лекарств менее 500 млн руб. Тогда НМЦК лекарств с разными МНН не может превышать 1 млн руб. Если закупаете лекарства с одним и тем же МНН, ограничений нет.

Закупите отдельно от остальных лекарств препарат по МНН, если вам нужна лекарственная форма и дозировка, которую выпускает только один производитель.

Информацию о единственном производителе возьмите из Государственного реестра лекарственных средств. Также не закупайте вместе с другими препаратами наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства (письмо ФАС России от 9 июня 2015 г. № АК/28644/15).

Не руководствуйтесь ОКПД или принципом единого назначения, например, «противотуберкулезные препараты». Законом № 44-ФЗ этого не предусмотрено.

Ситуация: вправе ли заказчик закупить лекарства из списка ЖНВЛП вместе с другими препаратами

Да, заказчик вправе включать в один лот лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и другие средства. Закон № 44-ФЗ не устанавливает запрета. При этом заказчики должны соблюдать предельные значения, установленные Правительством РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.

Ситуация: вправе ли заказчик объединить в одном лоте различные расходные материалы, например нити хирургические и зонды

Да, если товары функционально связаны.

Участник закупки вправе пожаловаться в ФАС России и заявить, что заказчик, который объединяет в один лот различные расходные материалы, ограничивает конкуренцию. Однако жалобу признают необоснованной, если заказчик докажет, что закупает товары, которые функционально связаны.

Пример – решение Курганского УФАС России от 19 февраля 2014 г. № 05-02/23-14. Заказчик закупал расходные материалы и медизделия для стационара: шприцы, дезинфицирующие и перевязочные средства, стерилизационные товары, продукцию для рентгенкабинетов. Участник посчитал, что это разноименные группы товаров, и пожаловался в УФАС России. Антимонопольная служба признала жалобу необоснованной.

Медицинские товары с разными лицензиями

Нельзя объединять в один лот медицинские товары, на которые требуются разные лицензии, – так считают судьи. Доводы заказчиков, что такая закупка удобна и отвечает их интересам, суды не принимают.

Пример закупки лекарств с разными лицензиями – постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2015 г. по делу № А69-2678/2014. Заказчик приобретал наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры вместе с обычными лекарствами. В документации заказчик установил, что участники закупки должны представить одновременно три лицензии: на фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических средств и на оборот психотропных веществ. Судья указал, что заказчик ограничил количество участников закупки и нарушил часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Ведь лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ выдают только государственным унитарным предприятиям и госучреждениям. А лицензию на фармацевтическую деятельность может получить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Продукты питания

Объединять продукты с разными наименованиями в один лот нельзя – это ограничивает число участников закупки. Вместе с тем, судебная практика по данному вопросу неоднозначна: судьи поддержат позицию заказчика, который докажет, что ему нужны различные продукты в рамках одного контракта.

Когда формируете лот на закупку продуктов, соблюдайте два правила.

Правило 1. Учитывайте технологическую и функциональную взаимосвязь продукции.

Когда определяете технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, исходите из совокупности критериев:

 техническая однородность;

 потребительское назначение;

 взаимозаменяемость.

Такой совет дало Челябинское УФАС России в решении от 21 апреля 2014 г. № 166-ж/2014.

Правило 2. Проанализируйте, способен ли потенциальный участник закупки, в том числе производитель, поставить одновременно несколько наименований. Иначе рискуете, что вас обвинят в ограничении конкуренции.

Пример: об объединении продуктов питания в один лот

Заказчик Челябинской области объединил в один лот поставку молока, молочной продукции, сгущенного молока и сыра.

УФАС России решило, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ и часть 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Судья согласился с антимонопольной службой и признал, что заказчик сократил число участников закупки.

Суд установил, что молочные заводы Челябинской области не производят сыр и сгущенное молоко. А это означает, что у производителей нет возможности участвовать в аукционе. Заказчик также ущемил права поставщиков, которые специализируются на поставке сыра и сгущенного молока и работают с заводами-производителями (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 г. № 18АП-13021/2014).

Строительство объекта под ключ и поставка оборудования

Заказчик вправе объединить в один лот выполнение строительных работ, поставку оборудования и его монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. То есть заказчик не сможет поставить и установить оборудование и не изменить объект строительства после того, как стройка завершится. Такой позиции придерживается ФАС России, и суды ее поддерживают.

Если же ФАС России или суд решат, что поставка мебели и оборудования технологически и функционально не связана с объектом строительства, закупку признают незаконной. Подобное дело рассмотрел Арбитражный суд Москвы. Заказчик включил в один лот строительные работы под ключ и поставку медицинской техники. Антимонопольный орган признал, что заказчик нарушил закон. Суд согласился с решением ФАС России. Заказчик не доказал, что невозможно смонтировать оборудование уже после строительства и не изменить конструктивные решения здания (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2015 г. № А40-57028/15).

Лицензируемые и нелицензируемые работы

Лицензируемые и нелицензируемые работы объединять нельзя – это снижает число участников закупки. В результате заказчик нарушает антимонопольное законодательство и 44-ФЗ. Такое мнение ФАС России высказала в письме от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15. Суды поддерживают позицию антимонопольного органа.

Пример: об объединении в один лот лицензируемых и нелицензируемых работ

Заказчик закупал работы по производству и реализации защищенной и не защищенной от подделок полиграфической продукции.

ФАС России признала, что заказчик нарушил часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с антимонопольной службой.

Судьи выяснили, что производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции лицензируется, а не защищенной от подделок – нет. Заказчик объединил в один лот лицензируемые и нелицензируемые работы, что препятствует конкуренции. Участники, которые производят и реализуют не защищенную от подделок полиграфическую продукцию, не смогут участвовать в закупке. Ведь у них не будет лицензии на такие же работы по защищенной от подделок продукции (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф08-2320/2016).

Компьютеры и программы

ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.

Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).

В данном случае необходимо провести 2 разные закупки. Так как разработка документации по планировке территорий проводится в отношении земельного участка, а разработка проектной документации – в отношении объекта строительства. В связи с чем, работы по разработке таких проектов проводится на разных товарных рынках, и объединение указанных работ в один лот приведет к ограничению количества участников.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.