Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Про-Госзаказ.Ру

Закупка услуг аренды абонентского ящика у монополиста

  • 22 августа 2019
  • 9
  • Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Можно ли закупить услуги аренды абонентского ящика у Почты России, как у единственного поставщика как у субъекта естественной монополии?

Ответ

Вы не вправе заключить контракт на аренду абонентского ящика с ФГУП Почта России как с субъектом естественной монополии на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

К сферам действия естественных монополий относятся в том числе услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (ч. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ).

Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи утвержден постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637.

Услуги по аренде абонентского ящика не входят в указанный перечень.

Следовательно, данные услуги не относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В таком случае вы вправе заключить контракт на указанные услуги по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Как провести закупку у монополиста

Заказчик вправе закупать товары, работы или услуги по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, только если поставщик – субъект естественных монополий. При закупках у монополистов заказчику не нужно согласовывать процедуру с контролерами и уведомлять ФАС о контракте, а экспертизу достаточно провести своими силами. Главные признаки, по которым продукцию относят к деятельности субъектов естественных монополий, перечислены в статье 4 Закона № 147-ФЗ. Расскажу, кто такие монополисты и как заключить контракт с едпоставщиком без ошибок.

Какую деятельность относят к естественной монополии

К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся (ст. 4 Закона № 147-ФЗ):

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электроэнергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов и ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Регулированием и контролем деятельности субъектов естественных монополий занимается ФАС России. Она же формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий (далее – Реестр).

Реестр основан на информации, полученной:

  • от федеральных органов исполнительной власти;
  • от органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • от общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов;
  • по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

Прямого указания на обязательное включение в Реестр сведений о каждом поставщике – субъекте естественных монополий Закон № 147-ФЗ не содержит. Иными словами, единственным поставщиком – субъектом естественных монополий может являться и поставщик, не указанный в Реестре.

Таким образом, заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика – субъекта естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, даже если сведения о таком поставщике не включены в Реестр.

Аналогичный вывод ФАС России приводит в письме от 23 июня 2015 г. № АЦ/31173/15.

Минэкономразвития России в своих письмах от 27 июля 2015 г. № Д28и-2165, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658 также придерживается вышеизложенной позиции.

Внимание: в том случае, если заказчик осуществит закупку у единственного поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не имея на то оснований, должностные лица такого заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Ситуация: вправе ли заказчик закупить государственные знаки почтовой оплаты на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Нет, заказчик не вправе осуществить такую закупку.

К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (ч. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ).

При этом постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. № 637 утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, согласно которому к сфере деятельности субъектов естественной монополии относятся, в частности, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), передача внутренних телеграмм, а также предоставление междугородного и местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

В указанном перечне государственные знаки почтовой оплаты не значатся. Следовательно, заказчик не вправе осуществить закупку государственных знаков почтовой оплаты у единственного поставщика – субъекта естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России в своем письме от 14 декабря 2015 г. № Д28и-3726.

Ситуация: вправе ли заказчик закупить услуги по предоставлению оттиска клише франкировальной машины на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Нет, заказчик не вправе заключать контракт на оказание таких услуг с единственным поставщиком на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (ч. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ).

Согласно перечню услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. № 637, к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в частности, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а также по передаче внутренних телеграмм.

В связи с чем проставление оттиска государственных знаков почтовой оплаты, наносимого франкировальной машиной, не является отдельной услугой, а служит подтверждением оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи. Такой вывод сделан в соответствии с подпунктом «б»пункта 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234.

Таким образом, заключение заказчиком отдельного контракта на оказание услуг по проставлению оттиска клише франкировальной машины на отправляемой корреспонденции как с единственным поставщиком на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ неправомочно.

Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России в своем письме от 20 марта 2015 г. № Д28и-620.

Ситуация: вправе ли заказчик закупить услуги местной, междугородней и международной телефонной связи на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Услуги местной и междугородней телефонной связи заказчик может закупить на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В свою очередь, услуги международной телефонной связи на основании указанного пункта заказчик закупить не может.

Согласно перечню услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в частности, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

К услугам общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относится в том числе предоставление:

  • междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;
  • доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
  • местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);
  • абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
  • внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Так как услуги местной телефонной связи и междугородней связи отнесены к перечню услуг общедоступной электросвязи, то заказчик вправе закупать данные услуги на основании пункта 1части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, вышеуказанный перечень не включает в себя услуги международной телефонной связи, поэтому закупка таких услуг не может быть осуществлена заказчиком на основании пункта 1части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик закупить услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, заказчик вправе произвести закупку указанных услуг на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Закон № 147-ФЗ регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии (ч. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ).

Под сетями инженерно-технического обеспечения подразумевается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения (п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2006 г. № 83).

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила). Согласно Правилам технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям осуществляется соответствующей сетевой организацией.

Следует отметить, что сами по себе услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка (постановление Президиума ВАС РФ от 8 сентября 2009 г. № 6057/09 по делу № А49-3724/2008).

Таким образом, услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организации являются неотъемлемым условием оказания услуг по передаче электрической энергии.

С учетом вышеизложенного услуги по технологическому присоединению к электросетям входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий, а значит, закупку указанных услуг заказчик может осуществить на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. К аналогичному выводу пришла ФАС России в письме от 3 февраля 2015 г. № АЦ/4119/15.

Как заключить контракт с монополистом

Чтобы заключить контракт с субъектом естественных монополий, заказчику необходимо подготовить обоснование цены контракта по правилам, которые определены частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. При этом контракт может не содержать расчет и обоснование цены (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Поскольку государственные органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, определяют и устанавливают цены (тарифы) или их предельный уровень, то для определения и обоснования цены заказчику следует применять тарифный метод (ст. 6 Закона № 147-ФЗ, ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, п. 5.1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Приказ № 567)).

Обоснование цены контракта заказчику следует произвести по форме, утвержденной Приказом № 567.

Прежде чем заключить контракт с субъектом естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен включить сведения о закупке в план-график, а затем за пять календарных дней до дня заключения контракта разместить в ЕИС извещение о такой закупке (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заказчику необходимо разработать и утвердить проект контракта. В данном случае проект не нужно размещать в ЕИС. К тому же срок разработки и утверждения проекта контракта для данного случая Законом № 44-ФЗ не установлен.

Как показывает практика, составлением проекта контракта и его проверкой на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ занимается юрист или сотрудник контрактной службы заказчика.

Обязательные условия, которые необходимо включать в контракт, определены статьей 34 Закона № 44-ФЗ.

Также заказчику не следует забывать о дополнительных условиях, которые отражаются в контракте по решению Правительства РФ (ч. 17 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

К контракту, заключенному на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, могут не применяться общие требования Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Например, такой контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок, а также в него могут не включаться некоторые условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ:

  • условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4–9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • типовые условия, разработанные для осуществления заказчиками закупок федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • условие о графике исполнения контракта для случая, когда контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем 100 млн руб. (ч. 12 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • условие о предоставлении поставщиком обеспечения исполнения контракта (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Следует помнить, что перед заключением контракта заказчик должен проверить факт предоставления поставщиком обеспечения исполнения контракта (если это требование было установлено в извещении об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ)).

Контракт с субъектом естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не может быть заключен ранее чем через пять дней после размещения извещения в ЕИС. Соответственно, контракт должен быть заключен на шестой день и позже после размещения извещения.

Как исполнить контракт с монополистом

Контракт, заключенный с единственным поставщиком – субъектом естественных монополий, исполняется на условиях, предусмотренных контрактом, а также в соответствии с положениями статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В ходе исполнения контракта, заключенного на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчику необходимо провести экспертизу результатов, предусмотренных контрактом. При этом заказчик не обязан для проведения такой экспертизы привлекать экспертов или экспертные организации, то есть заказчик может провести такую экспертизу собственными силами (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик установит факты нарушения условий контракта единственным поставщиком – субъектом естественных монополий, заказчик обязан применить к нему меры ответственности, предусмотренные контрактом (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

После завершения исполнения контракта заказчик обязан направить в реестр контрактов информацию об исполнении, изменении, расторжении контракта, а также документ о приемке. На это отведено три рабочих дня с даты исполнения, изменения, расторжения контракта, а также приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: если заказчик не направит или направит с нарушением установленных сроков в реестр контрактов сведения и документы:

  • о заключенном контракте,
  • об исполнении контракта,

то должностные лица заказчика по решению контрольного органа в сфере закупок могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные действия могут повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Кроме того, заказчику необходимо разместить в ЕИС отчет об исполнении контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения в течение семи рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

в) расторжения контракта.

Внимание: если заказчик разместит в единой информационной системе отчет об исполнении контракта позднее установленного срока, то должностные лица заказчика по решению контрольного органа в сфере закупок могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные действия могут повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере 15 000 руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×

– 50% на годовой доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.