Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Закупка услуг по капитальному ремонту муниципального жилого фонда

  • 14 мая 2019
  • 10

Вопрос

Можно ли закупку капитальный ремонт муниципального жилого фонда на сумму 300 000 руб. провести как электронный аукцион?

Ответ

Да, вы вправе закупить работы по капитальному ремонту муниципального жилого фонда путем проведения электронного аукциона.

Каким способом закупить строительные работы и капитальный ремонт

Когда приобретаете работы по строительству и капитальному ремонту, используйте основные способы закупок – электронный аукцион, открытый конкурс и конкурс с ограниченным участием. Электронным аукционом заказчик вправе закупить любые виды работ. Провести же конкурс можно только на строительные работы, которые не включены в аукционный перечень. В редких случаях Закон № 44-ФЗ позволяет провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного подрядчика. Чтобы верно выбрать способ, ориентируйтесь на размер НМЦК и объект закупки. На примерах из административной и судебной практики расскажу, как не ошибиться, когда выбираете способ закупки.

Можно ли закупить строительные работы электронным аукционом

Проведите электронный аукцион, когда закупаете строительные работы с кодами ОКПД 2: 41.2, 42, 43, кроме кода 43.13. Перечисленные коды входят в аукционный перечень, который Правительство РФ утвердило распоряжением от 21 марта 2016 года № 471-р. Следовательно, заказчик обязан провести аукцион. Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти в регионе может составить собственный перечень продукции, когда заказчики обязаны провести электронный аукцион.

Для строительных работ из аукционного перечня предусмотрено исключение. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения заказчик вправе закупать конкурсом.

Допустим, в закупку входят работы сразу на двух типах объектов: которые относятся к особо опасным и технически сложным и которые не относятся к таковым. Тогда целесообразно провести электронный аукцион – так вы минимизируете риски, что закупку признают неправомерной.

Пример: неверный выбор способа закупки

Заказчик объявил открытый конкурс. В объект закупки входили строительные работы, которые включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД, а также работы по строительству особо опасных и технически сложных объектов. НМЦК составляла 1 442 457 220 руб.

Специалисты ФАС России решили, что заказчик неправомерно выбрал способ закупки. Работы, которые закупал заказчик, входят в аукционный перечень. Следовательно, заказчик обязан был провести электронный аукцион. Исключение действует только на часть объекта закупки – работы по строительству особо опасных и технически сложных объектов, а не на все работы. Заказчик нарушил часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ (решение ФАС России от 2 ноября 2016 г. по делу № ВП-523/16).

Внимание: заказчик вправе закупать строительные работы и работы по капитальному ремонту, которые входят в аукционный перечень, запросом котировок, запросом предложений или у единственного поставщика (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Когда заказчику закупать строительные и ремонтные работы конкурсом

Если объект закупки не входит в аукционный перечень, заказчик вправе закупить строительные и ремонтные работы конкурсом. Однако провести конкурс с ограниченным участием можно только в двух случаях.

Случай 1. Заказчик закупает работы по сохранению объектов культурного наследия, памятников истории и культуры народов РФ. При закупках перечисленных работ конкурсом с ограниченным участием устанавливают дополнительные требования к участникам закупки. Проводить открытый конкурс нельзя (п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, письмо от 15 марта 2017 г. Минэкономразвития России № 6598-ЕЕ/Д28и, ФАС России № РП/16119/17).

Случай 2. Заказчик закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Работы выполняют:

  • на особо опасных, технически сложных, уникальных объектах капстроительства;
  • на искусственных дорожных сооружениях, которые включены в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

НМЦК при перечисленных закупках для государственных нужд превышает 150 млн руб., для муниципальных нужд – 50 млн руб. Заказчик должен установить дополнительные требования к участникам закупки. Закупить перечисленные строительные работы заказчик вправе также аукционом, но открытый конкурс без дополнительных требований проводить нельзя (ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, пункт 5 приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99).

Внимание: перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов приведен в части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Пример: выбор способа закупки при реконструкции моста

Заказчик Санкт-Петербурга решил провести конкурс с ограниченным участием на реконструкцию моста с предварительной подготовкой рабочей документации. НМЦК составила более 2 млрд руб.

Контролеры пришли к выводу, что заказчик верно выбрал способ. Во-первых, представитель заказчика на заседании комиссии ФАС России доказал, что объект закупки относится к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Во-вторых, НМЦК превысила установленные предельные значения. Следовательно, заказчик одновременно выполнил два условия (решение ФАС России от 9 ноября 2015 г. по делу № К-1493/15).

Пример: необоснованная закупка конкурсом с ограниченным участием

Заказчик объявил конкурс с ограниченным участием для строительства автомобильной дороги. В объект закупки заказчик одновременно включил строительство искусственных дорожных сооружений и строительство автомобильных дорог. При этом автомобильные дороги к искусственным дорожным сооружениям не относятся.

Специалисты ФАС России признали, что заказчик нарушил часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, и аннулировали закупку.

Контролеры пояснили, что провести конкурс с ограниченным участием заказчик вправе, только когда закупает строительные работы в отношении объектов, прямо поименованных в пункте 5 приложения 2 к постановлению № 99. Другие работы в объект закупки включать нельзя – так заказчик ограничивает количество участников закупки. При этом закупать строительство искусственных дорожных сооружений конкурсом с ограниченным участием правомерно при условии, что цена работ превышает значение, установленное пунктом 5 приложения 2 к постановлению № 99 (решение ФАС России от 16 декабря 2016 г. по делу № К-2012/16).

Пример: закупка особо опасных и технически сложных объектов

Заказчик объявил конкурс с ограниченным участием на строительство объекта, который не относится к особо опасным и технически сложным. УФАС России признало, что заказчик неверно выбрал способ закупки. Заказчик обжаловал решение антимонопольного органа в суде, однако судьи поддержали антимонопольную службу.

Судьи пояснили, что закупать конкурсом с ограниченным участием можно только строительные работы объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным. Суд также указал, что для закупки конкурсом с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух условий, которые установлены в пункте 5 приложения 2 к постановлению № 99. Ценовой критерий – не единственное основание, чтобы провести конкурс с ограниченным участием (определение Верховного суда РФ от 27 июня 2016 года № 306-КГ16-6463). Аналогичную позицию судьи высказали в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2017 г. № Ф05-5455/2017.

Вправе ли заказчик закупить строительные и ремонтные работы запросом котировок

Заказчик вправе закупить строительные работы и капремонт запросом котировок, если НМЦК не превышает 500 000 руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик провел запросом котировок, не должен превышать 10 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. Об этом сказано в части 2 статьи 72 Закона № 44-ФЗ.

Вправе ли заказчик закупить строительные работы и капремонт запросом предложений

Закупить строительные работы и капремонт запросом предложений заказчик вправе в двух случаях.

Случай 1. Заказчик расторг контракт на строительные работы или капремонт в одностороннем порядке на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Тогда можно провести запрос предложений на объем, который поставщик не исполнил по расторгнутому контракту. НМЦК уменьшают пропорционально объему выполненной работы.

Случай 2. Заказчик признал повторный конкурс, электронный аукцион несостоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ. Изменять объект закупки нельзя. Запрет на изменение других условий закупки законодательством не установлен.

Случаи, когда заказчик вправе провести запрос предложений, указаны в части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Вправе ли заказчик закупить строительные работы и капремонт у единственного поставщика

Заказчик вправе закупить строительные работы и капремонт у единственного поставщика только в случаях, которые перечислены в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Например, по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно заключить контракт на сумму до 100 000 руб., а по пункту 5 – до 400 000 руб. При этом соблюдайте ограничения.

Пример: необоснованная закупка у едпоставщика

Заказчик заключил контракт на работы по консервации строительного объекта с единственным поставщиком. Основание – пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При обосновании закупки заказчик сослался на чрезвычайные обстоятельства и пояснил, что не провел конкурентную процедуру из-за длительности сроков. Санкт-Петербургское УФАС России признало, что заказчик неправомерно выбрал способ закупки и нарушил часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Специалисты УФАС не обнаружили факт аварии на объекте и отметили, что контрактом предусмотрены ремонтно-строительные работы, а не устранение последствий, которые возникли вследствие аварии, других чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы. Кроме того, заказчик заранее знал, что состояние строительной площадки неудовлетворительное, и имел возможность провести конкурентную закупку.

Суд поддержал антимонопольный орган. Судья пояснил, что работы, которые заказчик перечислил в техзадании, нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы. Необходимость в работах возникла не одномоментно и стихийного характера не носила. Кроме того, заказчик мог спрогнозировать потребность в работах. Доказательств, что в работах была острая необходимость, обусловленная возможным причинением вреда жизни и здоровью населения, в деле нет (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2017 г. № Ф07-12060/2016).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.