Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Попадает ли закупка ценных бумаг (векселей) под действие Закона о контрактной системе?

  • 12 марта 2019
  • 0

Вопрос

Попадает ли закупка ценных бумаг (векселей) под действие Закона о контрактной системе? Каким образом ГУП может приобрести векселя у конкретного предприятия?

Ответ

Если вам необходимы услуги по предоставлению займа в форме выпуска векселя, вы должны руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

Если вам необходимо купить конкретный вексель, закупка векселя как ценной бумаги с правом уплаты денежного обязательства не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, так как вексель не является товаром в понимании Закона № 44-ФЗ.

В таком случае при покупке ценных бумаг ГУП необходимо руководствоваться ФЗ от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ГК РФ.

Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

В рамках комментируемой статьи помимо непосредственно сферы применения Закона о контрактной системе, определяются цели, для достижения которых Закон о контрактной системе был принят, а также закрытый перечень правовых отношений, при которых нормы Закона о контрактной системе не применяются.

В ч. 1 комментируемой статьи определено, что объектом регулирования Закона о контрактной системе являются общественные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, которые в силу этого становятся правовыми отношениями. Законодательное регулирование указанных правовых отношений обусловлено необходимостью достижения в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг следующих целей:

1. повышение эффективности закупок;

2. повышение результативности осуществления закупок;

3. обеспечение гласности осуществления закупок;

4. обеспечение прозрачности осуществления закупок;

5. предотвращение коррупции в сфере закупок;

6. предотвращение других злоупотреблений в сфере закупок.

В ч. 1 комментируемой статьи также прямо определено, что объектом регулирования Закона о контрактной системе является не только процесс размещения заказа (т.е. непосредственно процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), но и все этапы обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно:

1. планирование закупок;

2. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3. заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, автономным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом, получающим в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные инвестиции (далее – контракт);

4. особенности исполнения контрактов;

5. мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

6. аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7. контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

Необходимо обратить внимание на то, что в п. 3 и 7 ч. 1 комментируемой статьи вводятся следующие сокращения, которые в дальнейшем будут использоваться в тексте Закона о контрактной системе:

  • контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, автономным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом, получающим в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные инвестиции;
  • контроль в сфере закупок - контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 комментируемой статьи установлен закрытый перечень, определяющий отношения, к которым Закон о контрактной системе не применяется.

В частности, п. 1 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что к таким отношениям относится оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

Ранее, перечень таких международный финансовых организаций был установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1968-р в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В указанный перечень были включены следующие организации:

  • Международный банк реконструкции и развития;
  • Международная ассоциация развития;
  • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;
  • Международная финансовая корпорация;
  • Европейский банк реконструкции и развития;
  • Черноморский банк торговли и развития;
  • Европейский банк развития;
  • Межгосударственный банк;
  • Международный инвестиционный банк
  • Международный банк экономического сотрудничества;
  • Европейский инвестиционный банк;
  • Северный инвестиционный банк.

Однако в отличие от Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, п. 1 ч. 2 комментируемой статьи имеет прямое действие. Таким образом, оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры, не подпадает под действие комментируемого Закона, даже в случае отсутствия международной финансовой организации в вышеуказанном перечне.

В п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе содержится положение, применительно к действию комментируемого Закона с точностью воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. Следует отметить, что указанная конституционная норма не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Согласно положениям этого Закона понятием "международный договор Российской Федерации" охватываются:

  • международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 3 );
  • международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства – продолжателя СССР (п. 3 ст. 1 ).

Согласно подпункту "а" ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Пункт 2 ч. 2 комментируемой статьи исключает из под действия комментируемого Закона закупки товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральными законами от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Указанное изъятие необходимо для предотвращения распространения как персональной информации о лицах, подлежащих государственной защите, так и технической информации о специальных средствах и методах обеспечения безопасности таких лиц. Таким образом, данная норма устраняет противоречие между необходимостью обеспечения конфиденциальности информации, связанной с государственной охраной, и принципом гласности прозрачности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи .

Пункт 3 ч. 2 комментируемой статьи исключает из под действия комментируемого Закона закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ. Данное изъятие связано с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" установлено, что решение о пополнении и расходовании ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации принимаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а сам порядок пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 года № 127 "Об утверждении положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации". Таким образом, закупка драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется специальными нормами законодательства, имеющими приоритет.

Пункт 4 ч. 2 комментируемой статьи исключает из под действия комментируемого Закона процесс назначения адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ. Данная норма введена в целях снятия противоречий между нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ и порядком осуществления закупок, предусмотренным комментируемым Законом. Более того, назначения адвоката осуществляется в целях защиты прав и законных интересов потерпевших (обвиняемых, подозреваемых), таким образом, данные закупки осуществляются не для государственных и муниципальных нужд.

Пункт 5 ч. 2 комментируемой статьи исключает из под действия комментируемого Закона процесс привлечения адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Данная норма введена в целях снятия противоречий между порядком привлечения адвоката, установленным специальным Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ , и порядком осуществления закупок, предусмотренным комментируемым Законом.

Пункт 6 ч. 2 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 140-ФЗи исключает из сферы регулирования комментируемого Закона закупки товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Данная норма введена в связи с особенностями и спецификой закупок в целях проведения выборов и референдумов, установленных избирательным законодательством Российской Федерации и, в частности, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пункт 7 ч. 2 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 09 марта 2016 года № 66-ФЗи исключает из под действия комментируемого Закона привлечение избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пункт 8 ч. 2 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 266-ФЗ и исключает из под действия комментируемого Закона осуществление строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, закупкой товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, созданием и эксплуатацией необходимых информационных систем в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Положения п. 8 ч. 2 комментируемой статьи применяются по 30 июля 2018 года включительно.

Частью 3 комментируемой статьи определено, что особенности регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, могут быть установлены отдельными федеральными законами только в случае, если такая возможность прямо установлена комментируемым Законом.

К числу таких законов в том числе отнесены:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе";
  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
  • Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Указанные федеральные законы, учитывая специфику сферы их регулирования, устанавливают особенности, например, формирования начальной (максимальной) цены контракта (Закон о государственном оборонном заказе), формирования и размещения заказов (по сути планирование) на поставки продукции для федеральных государственных нужд (Закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд), порядок расчета за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые и поставляемые для государственных нужд (Закон о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд).

Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 № Д28и-397

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает.

Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона (пункт 3 части 1 статьи 1 Закона).

При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона для целей Закона используется, в том числе понятие "государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд".
Приобретение акционером акционерного общества пакетов акций у других акционеров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и, по мнению Департамента, не является закупкой для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.