text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Закупки у СМП и СОНО

  • 3 мая 2018
  • 157

Вопрос

Просьба предоставить подборку судебной практики по неисполнению заказчиком требования по соблюдению 15% СМП в связи с тем, что аукционы признаны несостоявшимися по 44-ФЗ?

Ответ

Ниже приведено разъяснение органов исполнительной власти, в случае не исполнения должностным лицом заказчика, требований, которые предусмотрены в ст. 30 Закона № 44-ФЗ, а также практика судебного органа.

Письмо Минэкономразвития России от 14.09.2015 № Д28и-2684

«…В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

При этом согласно частям 1 и 7 статьи 55, частям 1 - 3.1 статьи 71, частям 1 и 3 статьи 79 Закона № 44-ФЗ заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в случаях, если конкурс, электронный аукцион, запрос котировок признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого конкурса электронного аукциона, запроса котировок, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком конкурсе, электронном аукционе или извещению о проведении запроса котировок.

Таким образом, в указанных случаях Законом № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом такая закупка не учитывается в указанном отчете.

Частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов, малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Однако статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона, которым предусматривается, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ учитывается в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. …»

Решение Хабаровского краевого суда от 07.04.2016 по делу № 21-273/2016

«… Постановлением прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. от 30 июня 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – министра спорта и молодежной политики Хабаровского края Чупрова Н.М. Постановление направлено на рассмотрение руководителю УФАС России по Хабаровскому краю.


Постановлением врио руководителя УФАС по Хабаровскому краю ФИО1 от 30 декабря 2015 года № Чупров Н.М. привлечен к административной ответственности по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Данным постановлением Чупров Н.М. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, ответственным за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, не исполнил требований ч.1 ст.30 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края в 2014 году не осуществило ни единой закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года постановление должностного лица УФАС оставлено без изменения.

Защитник Чупрова Н.М. – Файзутдинов А.В. обратился в Хабаровской краевой суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и судебное решение, и прекратить производство по делу, ссылаясь на допущенные должностным лицом УФАС существенные процессуальные нарушения в части несоблюдения установленного ст.25.1, 25.5 КоАП РФ права на защиту; отсутствие вины Чупрова Н.М. в связи с выполнением им необходимых мероприятий в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и наличием контрактного управляющего министерства; малозначительность деяния; наличие оснований для снижения наказания в соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Чупров Н.М., должностное лицо УФАС ФИО1, вынесший постановление, прокурор Хабаровского края Каплунов В.Н., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Файзутдинова А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Хромовой Е.В., оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Частью 11 ст.7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Факт совершения Чупровым Н.М. указанного административного правонарушения подтвержден имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, в том числе: распоряжением Губернатора Хабаровского края о назначении Чупрова Н.М. на должность министра спорта и молодежной политики Хабаровского края с 02 декабря 2013 года (л.д.49), информацией министерства спорта и молодежной политики и копией отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 отчетный год (л.д.50-55), постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 июня 2015 года (л.д.41-43).

Доводы защитника об отсутствии вины Чупрова Н.М. в связи с выполнением им необходимых мероприятий в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и наличием контрактного управляющего министерства были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены как противоречащие п.5.2.1 и п.3.37 Положения о министерстве спорта и молодежной политики Хабаровского края, в соответствии с которыми министр осуществляет руководство деятельностью министерства на основе единоначалия, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на министерство задач, осуществление им функций, полномочий и обязанностей, в том числе за осуществление размещения заказов и заключение гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и края (л.д.105-106).

Проведение одного электронного аукциона с начальной ценой контракта, которая покрывала плановый объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, который признан несостоявшимся, не свидетельствует о выполнении Чупровым Н.М. установленных Законом № 44-ФЗ требований.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, не допущено.
Извещение Чупрова Н.М. о месте и времени рассмотрения дела, направленное должностным лицом УФАС по месту работы Чупрова Н.М. и полученное адресатом, что подтверждается штампом входящей корреспонденции министерства (л.д.76-77), обоснованно признано судом первой инстанции надлежащим извещением, не нарушающим действующее законодательство, а также законных прав и интересов Чупрова Н.М.

Кроме того, такое извещение соответствует разъяснению, содержащемуся в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», о том, что поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Ссылка защитника в жалобе на то, что он не был извещен должностным лицом УФАС о месте и времени рассмотрения дела, не влечет безусловную отмену постановления, поскольку имеющаяся в деле доверенность, выданная защитнику Чупровым Н.М., не содержала данных о месте нахождения либо месте жительства защитника (л.д.102), а сам Чупров Н.М. о рассмотрении дела был извещен.

Действия Чупрова Н.М. правильно квалифицированы по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией, которая другого вида либо размера наказания не предусматривает.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением Чупрова Н.М., позволяющих применить ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначить менее половины минимального размера административного штрафа, материалы дела не содержат, к жалобе также не приобщено.


Признание правонарушения малозначительным является правом, а не обязанностью должностного лица, коллегиального органа, судьи, рассматривающих дело. С учетом характера правонарушения и степени его общественной опасности суд первой инстанции не нашел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, о чем мотивированно указал в судебном решении. Не находит таких оснований и суд второй инстанции.
Поводы для отмены постановления и судебного решения, и для прекращения производства по делу, о чем поставлен вопрос в жалобе, отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

решила:
Решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра спорта и молодежной политики Хабаровского края Чупрова Н. М. оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения. …»

Как составить и разместить в ЕИС отчет о закупках у СМП, СОНО

ФАС оштрафует заказчика, который опубликовал отчет с нарушением или не опубликовал вовсе. Штраф заплатит либо должностное лицо заказчика, либо специализированная организация, если передали полномочия по размещению отчета. Размеры штрафа для разных нарушений смотрите в таблице.

Нарушение Штраф Пример
Разместили отчет с нарушением сроков (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП)

Должностное лицо – 15 000 руб.

Специализированная организация – 50 000 руб.

Заказчик разместил отчет за 2016 год 4 апреля 2017 года. Специалисты УФАС оштрафовали на 15 000 руб. контрактного управляющего, который отвечал за публикацию отчета (постановление Мурманского УФАС от 05.10.2017 № 06-04/17-128)
Не разместили отчет (ч. 3 ст. 7.30 КоАП)

Должностное лицо – 50 000 руб.

Специализированная организация – 500 000 руб.

Заказчик не закупал продукцию у СМП и СОНО. Руководитель контрактной службы не стал публиковать отчет, так как полагал, что размещать «нулевой» отчет не нужно. Специалисты ФАС решили, что руководитель совершил правонарушение по части 3 статьи 7.30 КоАП (постановление УФАС по Оренбургской области от 09.09.2015 № 08-13-101/2015)
Разместили неверные сведения (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП)

Должностное лицо – 15 000 руб.

Специализированная организация – 50 000 руб.

Заказчик в срок опубликовал отчет в ЕИС, но неверно заполнил разделы I и II отчета. За публикацию отчета отвечает директор учреждения, специалисты УФАС оштрафовали руководителя на 15 000 руб. (постановление Чеченского УФАС от 15.11.2017 № 1067-44/п-17)
Статьи по теме в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.