text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Объем закупок у СМП и СОНО

  • 28 апреля 2018
  • 34

Вопрос

Разъясните пожалуйста порядок по привлечению или не привлечению должностного лица к ответственности за нарушение соблюдения 15% СМП и СОНКО?

Ответ

В случае, если заказчик не смог выполнить объем закупок у СМП, СОНО, в связи с тем, что запланированные закупки были признаны несостоявшимися и заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то фактически появляется нарушение положений ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. За неисполнение которого предусмотрена ответственность по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Для привлечения к ответственности по данной норме достаточно, чтобы заказчик не выбрал объем закупок среди субъектов СМП, СОНО (т.е. менее чем 15% СГОЗ, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако, исходя из разъяснений органов исполнительной власти, в рассматриваемом (в Вашем) случае, есть возможность признать такое нарушение положений Закона № 44-ФЗ малозначительными и освободить должностное лицо от ответственности, которая установлена ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

При этом, как показывает практика судебных органов, признание нарушения малозначительным определяется контрольными и судебными органами самостоятельно.

Соответственно, в случае, указанном в Вашем вопросе, так как фактически заказчик не исполнил требования относительно объема закупок у СМП, СОНО и есть основания для привлечения должностного лица к ответственности, то целесообразно просить контрольные и судебные признать такое нарушение малозначительными.

Так, например, для признания нарушения малозначительным может быть приведены следующие аргументы:

- закупка была осуществлена у СМП, СОНО, а по результатам такой закупки контракт был заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) который является, к примеру, СМП. Следовательно, основная цель поддержки СМП, СОНО заказчиком исполнена;

- у заказчика не было возможности провести дополнительные закупки среди СМП, СОНО. Это может быть связано с отсутствием закупок, ограничением сроков закупок или сроков исполнения контракта.

Письмо Минэкономразвития России от 14.09.2015 № Д28и-2684

«…В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

При этом согласно частям 1 и 7 статьи 55, частям 1 - 3.1 статьи 71, частям 1 и 3 статьи 79 Закона № 44-ФЗ заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в случаях, если конкурс, электронный аукцион, запрос котировок признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого конкурса электронного аукциона, запроса котировок, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком конкурсе, электронном аукционе или извещению о проведении запроса котировок.

Таким образом, в указанных случаях Законом № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом такая закупка не учитывается в указанном отчете.

Частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов, малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Однако статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона, которым предусматривается, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ учитывается в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. …»

Решение Хабаровского краевого суда от 07.04.2016 по делу № 21-273/2016

«… Постановлением прокурора Хабаровского края Каплунова В.Н. от 30 июня 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – министра спорта и молодежной политики Хабаровского края Чупрова Н.М. Постановление направлено на рассмотрение руководителю УФАС России по Хабаровскому краю.

Постановлением врио руководителя УФАС по Хабаровскому краю ФИО1 от 30 декабря 2015 года № Чупров Н.М. привлечен к административной ответственности по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Данным постановлением Чупров Н.М. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, ответственным за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, не исполнил требований ч.1 ст.30 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края в 2014 году не осуществило ни единой закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года постановление должностного лица УФАС оставлено без изменения.

Защитник Чупрова Н.М. – Файзутдинов А.В. обратился в Хабаровской краевой суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и судебное решение, и прекратить производство по делу, ссылаясь на допущенные должностным лицом УФАС существенные процессуальные нарушения в части несоблюдения установленного ст.25.1, 25.5 КоАП РФ права на защиту; отсутствие вины Чупрова Н.М. в связи с выполнением им необходимых мероприятий в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и наличием контрактного управляющего министерства; малозначительность деяния; наличие оснований для снижения наказания в соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Чупров Н.М., должностное лицо УФАС ФИО1, вынесший постановление, прокурор Хабаровского края Каплунов В.Н., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Файзутдинова А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Хромовой Е.В., оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Частью 11 ст.7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Факт совершения Чупровым Н.М. указанного административного правонарушения подтвержден имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, в том числе: распоряжением Губернатора Хабаровского края о назначении Чупрова Н.М. на должность министра спорта и молодежной политики Хабаровского края с 02 декабря 2013 года (л.д.49), информацией министерства спорта и молодежной политики и копией отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 отчетный год (л.д.50-55), постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 июня 2015 года (л.д.41-43).

Доводы защитника об отсутствии вины Чупрова Н.М. в связи с выполнением им необходимых мероприятий в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и наличием контрактного управляющего министерства были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены как противоречащие п.5.2.1 и п.3.37 Положения о министерстве спорта и молодежной политики Хабаровского края, в соответствии с которыми министр осуществляет руководство деятельностью министерства на основе единоначалия, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на министерство задач, осуществление им функций, полномочий и обязанностей, в том числе за осуществление размещения заказов и заключение гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и края (л.д.105-106).

Проведение одного электронного аукциона с начальной ценой контракта, которая покрывала плановый объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, который признан несостоявшимся, не свидетельствует о выполнении Чупровым Н.М. установленных Законом № 44-ФЗ требований.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, не допущено.

Извещение Чупрова Н.М. о месте и времени рассмотрения дела, направленное должностным лицом УФАС по месту работы Чупрова Н.М. и полученное адресатом, что подтверждается штампом входящей корреспонденции министерства (л.д.76-77), обоснованно признано судом первой инстанции надлежащим извещением, не нарушающим действующее законодательство, а также законных прав и интересов Чупрова Н.М.

Кроме того, такое извещение соответствует разъяснению, содержащемуся в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», о том, что поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Ссылка защитника в жалобе на то, что он не был извещен должностным лицом УФАС о месте и времени рассмотрения дела, не влечет безусловную отмену постановления, поскольку имеющаяся в деле доверенность, выданная защитнику Чупровым Н.М., не содержала данных о месте нахождения либо месте жительства защитника (л.д.102), а сам Чупров Н.М. о рассмотрении дела был извещен.

Действия Чупрова Н.М. правильно квалифицированы по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией, которая другого вида либо размера наказания не предусматривает.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением Чупрова Н.М., позволяющих применить ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначить менее половины минимального размера административного штрафа, материалы дела не содержат, к жалобе также не приобщено.

Признание правонарушения малозначительным является правом, а не обязанностью должностного лица, коллегиального органа, судьи, рассматривающих дело. С учетом характера правонарушения и степени его общественной опасности суд первой инстанции не нашел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, о чем мотивированно указал в судебном решении. Не находит таких оснований и суд второй инстанции.
Поводы для отмены постановления и судебного решения, и для прекращения производства по делу, о чем поставлен вопрос в жалобе, отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

решила:
Решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра спорта и молодежной политики Хабаровского края Чупрова Н. М. оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения. …»

Постановление ФАС России от 29.12.2016 №№ 17/91396/16, АК1059-16

«…В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» (далее — Заказчик) в 2015 году осуществлены закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 1,38 % от совокупного годового объема закупок.

Таким образом, действия Заказчика, осуществившего закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, нарушают положения части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 11 статьи 7.30 КоАП, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.

Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом Заказчика, ответственным за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, является заместитель генерального директора (по организационно-технологической деятельности) ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» <...>.

Таким образом, действия должностного лица – заместителя генерального директора (по организационно-технологической деятельности) ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» <...>, нарушают положения части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 11 статьи 7.30 КоАП.

Место совершения административного правонарушения: Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 3.

Время совершения административного правонарушения: 31.12.2015.

Протокол по настоящему делу об административном правонарушении составлен 16.12.2016 <...> на составление и подписание протокола не явился. В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления.

Рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении состоялось 23.12.2016 с участием <...>

Ходатайств препятствующих рассмотрению дела об административном правонарушении, лицами, участвующими в производстве по настоящему делу об административном правонарушении, не заявлено.

Обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении <...> сообщил, что Заказчиком, в порядке части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе возможно осуществлялись закупки, в которых установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

С целью проверки данных фактов, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении отложено на 26.12.2016.

Рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении продолжилось 26.12.2016. <...> на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении не явился. В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления.

Вместе с тем, в ФАС России поступило письмо <...> от 26.12.2016 № ПБИ-4578 согласно которому в 2015 году закупок в которых установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Заказчиком не проводилось.

Таким образом, довод <...>. не находит своего подтверждения.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Заказчиком в объеме более 15% от совокупного годового объема закупок на основании пункта 1 части 1 статьи 30, либо пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе не представлено.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии в действиях заместителя генерального директора (по организационно-технологической деятельности) ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» <...> нарушения части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Тем самым, <...> совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 11 статьи 7.30 КоАП.

Таким образом, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что оно не выполнило установленные требования Закона о контрактной системе.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 11 статьи 7.30 КоАП, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, не выявлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Таким образом, в действиях заместителя генерального директора (по организационно-технологической деятельности) ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» <...>, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 11 статьи 7.30 КоАП.

Согласно части 11 статьи 7.30 КоАП, совершение указанного административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 7.30, 23.66, 29.9 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать в действиях заместителя генерального директора (по организационно-технологической деятельности) ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» <...> нарушение части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

o Осуществление заместителем генерального директора (по организационно-технологической деятельности) ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» <...> закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 11 статьи 7.30 КоАП.

 Наложить на заместителя генерального директора (по организационно-технологической деятельности) ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» <...> штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(для ФАС России)

КБК 16111633010016000140

ОКТМО 45380000

Банк получателя Операционный департамент Банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Документы, подтверждающие уплату штрафа необходимо направить по электронной почте sharova@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений у ФАС России о своевременной оплате штрафа, ФАС России будет обязан передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. …»

Статьи по теме в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.