Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Возможность объединения закупки уборки помещений и технического обслуживания инженерных сетей

  • 9 июня 2019
  • 4

Вопрос

Является ли нарушением по 44-ФЗ проведение открытого конкурса по ОКПД 81.10. на комплексное обслуживание помещений, включающий работы по техническому обслуживанию инженерных сетей, уборка помещений, обслуживание контроля доступа? Можно ли объединять в одну закупку ТО и уборку?Организация планирует проведение закупки на комплексное обслуживание помещений (ОКПД2: 81.10 — Услуги по комплексному обслуживанию помещений). Согласно справочнику ОКПД 2 эта группировка включает предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и т.д. Руководство выразило желание провести конкурс и объединить в нем техническое обслуживание инженерных систем (отопление, канализация, водопровод и тд.), включая мелкий ремонт, уборку помещений, обслуживание и ремонт лифта, ремонт и ТО электротехнического оборудования, ремонт и обслуживание системы кондиционирования, ТО и ремонт систем пожарной сигнализации и оповещения, ТО и ремонт системы контроля и управления доступом. Вправе ли мы объединять уборку с ТО?

Ответ

Да, является. Техническое обслуживание и уборку помещений не рекомендуется закупать в рамках одной закупки по следующим причинам:

- указанные работы функционально не связаны между собой и являются различными рынками оказания услуг;

- работы по уборке помещений; услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования; услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов; работы строительные специализированные включены в аукционной перечень (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ), следовательно, закупать их можно только путем проведения аукциона. Даже если заказчик выберет ОКПД 2 не включенный в аукционный перечень (81.10), но предусматривающий выполнение работ из аукционного перечня, действия заказчика будут признаны неправомерными;

- работы по техническому обслуживанию инженерных систем (в зависимости от вида работ) могут требовать наличие лицензии, например лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; также требуется лицензия на вывоз ТБО. Объединять в одном предмете закупки различные лицензируемые и нелицензируемые виды работ не допускается.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Принцип обеспечения конкуренции

Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следует подчеркнуть, что в силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Необходимо отметить, что конкуренция также регулируется Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из ч. 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В силу ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Следует отметить, что исходя из ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ нарушение правил, установленных этой статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Целесообразно обратить внимание на то, что согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 - 7.32 , ч. 7, 7.1 ст. 19.5 , ст. 19.7.2 КоАП, несут административную ответственность как должностные лица.

Так, позиция ФАС России заключается в том, что исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона № 135-ФЗ, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона № 135-ФЗ, не является исчерпывающим.

Как правило, при формировании аукционной документации заказчики формируют крупные как по номенклатуре, так и по количеству поставляемой продукции, лоты.

Таким образом, в случае разделения крупного лота на несколько, количество потенциальных участников аукциона увеличится. Разделение продуктов детского питания на лоты при проведении подобных аукционов способствует развитию конкуренции, в том числе делает доступным прямое участие в аукционах производителей.

При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования ст. 17 Закона № 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Таким образом, укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.

В каких случаях заказчику закупать товары, работы или услуги через электронный аукцион

Проводите электронный аукцион, если закупаете товары, работы или услуги из перечней Правительства или региональных органов исполнительной власти. Ограничений по цене контракта нет.

Сейчас действует перечень из распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2016 года № 471-р и три дополнительных перечня, которые утвердили документами:

 распоряжение правительства Иркутской области от 19 декабря 2013 года № 584-рп;

 распоряжение Главы Республики Якутия от 8 августа 2016 года № 787-РГ;

 постановление Правительства Республики Хакасия от 17 июня 2015 года № 286.

Региональные перечни действуют, только когда закупаете товары, работы или услуги для нужд субъекта РФ.

Даже если объект закупки входит в перечень Правительства или региональных властей, заказчик вправе провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у едпоставщика. Проводить конкурс нельзя. При этом необходимо соблюдать основания, которые перечислены в Законе № 44-ФЗ: для запроса котировок – в части 2 статьи 72, запроса предложений – в части 2 статьи 83, закупки у едпоставщика – в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Такие правила установлены в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Пример: заказчик вправе закупить работы только электронным аукционом

Комитет капстроительства региона запланировал снести аварийные здания на территории областного центра. НМЦК – 120 млн руб. В перечень № 471-р входит код 43 по ОКПД2, который включает «Работы по сносу зданий и сооружений». Из перечня исключен только код 43.13 «Работы буровые и разведочно буровые», однако к закупке такие работы отношения не имеют.

Провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у едпоставщика в данном случае заказчик не вправе, так как нет оснований по 44-ФЗ.

Поэтому контрактный управляющий решил провести электронный аукцион.

Если объект закупки не входит в перечень Правительства или региональных властей, заказчик вправе выбрать электронный аукцион или другую закупку (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Пример: о выборе между аукционом и другим способом закупки

Администрация муниципального района закупает услугу по организации торжественного обеда для ветеранов по случаю Дня Победы. Цена контракта – 120 000 руб.

В перечень № 471-р включен код 56 по ОКПД2 «Услуги общественного питания». Однако в исключения добавлен код 56.21 «Услуги по поставке общественного питания и обслуживанию торжественных мероприятий». Следовательно, банкет для ветеранов заказчик вправе организовать либо аукционом, либо другим способом. Контрактный управляющий выбрал запрос котировок.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.