Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Ответственность в случае, если заказчик не внес закупку в план-график по заключенному контракту

  • 9 июня 2019
  • 14

Вопрос

Заказчик заключил контракт в августе, лимиты ему предоставили в октябре, а закупку в план график по заключенному контракту заказчик не внес. Какая мера наказания? Как быть заказчику?

Ответ

В данной ситуации заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ (нарушение порядка принятия бюджетных обязательств) – штраф от 20 000 до 50 000 рублей, и по ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ (за не размещение закупки в плане-графике) – штраф 30 000 рублей.

В связи с тем, что совершенные правонарушения исправить невозможно, а также отсутствуют основания для признания таких деяний малозначительными, истечение срока давности в 1 год позволит не привлекать заказчика к ответственности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Когда заказчик вправе заключать контракты на будущий год в текущем

Чтобы обеспечить организацию первоочередными товарами, работами и услугами в начале будущего года, заказчики заключают контракты заранее. В то же время заключить в текущем году контракт на будущий год можно, только если выполнено несколько условий. Разберем, какие условия соблюсти заказчику, чтобы в декабре 2017 года заключать контракты на 2018 год.

Внимание: ограничения к сроку заключения контракта установлены в отношении получателей бюджетных средств и не распространяются на бюджетные учреждения (ст. 6, п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161Бюджетного кодекса РФ).

При каких условиях заключить контракт на будущий год в текущем

Контракт на следующий год заключите, если одновременно соблюдены два условия.

Условие 1. ГРБС довел лимиты на очередной финансовый год.

Заказчики заключают и оплачивают контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые довел вышестоящий орган. Если ГРБС лимиты не довел, а вы заключили контракт, готовьтесь заплатить штраф – от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

ГРБС доводит лимиты до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Так сказано в пункте 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ. Подробнее о том, как ГРБС доводит лимиты, читайте в рекомендации.

Условие 2. Заказчик включил закупку в план-график.

Государственные и муниципальные заказчики проводят закупки в соответствии с планом-графиком. Процедуры, которые не предусмотрели в плане-графике, проводить нельзя. Следовательно, контракты, которые заключите в текущем году, а исполните в следующем, включите в план-график текущего года. Например, до заказчика довели лимиты бюджетных обязательств на 2018 год в декабре 2017 года. Заказчик вправе заключить в 2017 году контракты на 2018 год, но прежде чем провести закупку, процедуру включите в план закупок и план-график.

Контрактного управляющего или работника контрактной службы, который разместит в ЕИС извещение о закупке и не включит процедуру в план-график, контролеры оштрафуют на 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Одновременно выполнены перечисленные выше условия – заключайте контракт на следующий год. Вывод следует из пункта 2 статьи 72, пунктов 3 и 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, части 11статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтвердил Минфин в письме от 14 апреля 2011 года № 02-06-10/1371.

Ситуация: в план-график какого года включить закупку: процедуру проведут в текущем году, а контракт заключат в следующем

Включите закупку в план-график текущего года.

Например, определяете поставщика, подрядчика, исполнителя в 2017 году, а заключать и исполнять контракты по закупке планируете в 2018 году. В этом случае закупки нужно включить в план-график 2017 года. Основание – до заказчика довели объем прав в денежном выражении на 2017–2019 годы на принятие и исполнение обязательств.

Допустим, планируете провести закупку за счет средств 2018 года, которые в бюджете 2017–2019 годов не учтены. Тогда дождитесь, пока доведут объем бюджетных средств на 2018–2020 годы, и только после этого включите процедуру в план-график 2017 года и проведите закупку.

Вывод следует из писем Минфина от 18 октября 2017 года № 24-01-06/68599, от 25 октября 2017 года № 24-01-10/70195.

Когда заказчик вправе заключить контракт сверх ЛБО

Когда заказчик вправе заключить контракт сверх лимитов бюджетных обязательств на будущий год в текущем

Заказчик вправе нарушить условия и заключить контракт сверх выделенных лимитов, но в исключительных случаях, которые перечислены в таблице (п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

Предмет контракта Срок и пределы средств Основание
Товары по госпрограмме вооружения В пределах средств, которые выделили на госпрограмму, на срок реализации программы Программа вооружения, которую утверждает Президент РФ
Товары, работы или услуги, длительность производственного цикла которых превышает срок утвержденных лимитов В пределах средств и на срок, который установили решением или актом Решения о бюджетных инвестициях в объекты государственной и муниципальной собственности
Товары по госконтракту со встречными обязательствами, когда обязательства не связаны с предметом их исполнения В пределах средств, которые выделили по госпрограммам РФ или субъектов РФ, на срок, который превышает доведенные ЛБО Решения Правительства РФ или высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ
Энергосервисные контракты, в которых заказчик определил цену как процент от сэкономленных энергоресурсов В пределах расходов, которые запланировали на оплату энергоресурсов и услуг на их доставку, на срок, который превышает доведенные ЛБО Абзац 5 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ

Минфин также считает, что заказчик вправе заключить контракт с превышением доведенных лимитов только в перечисленных в таблице случаях (письмо Минфина от 12 декабря 2014 года № 02-10-09/64499).

Как подготовить и утвердить план закупок

Даже если в прошлом году сформировали трехлетний план закупок, подготовьте и утвердите новый документ на следующий год. Лимиты довели на один месяц – план закупок также сформируйте на месяц. План разместите в ЕИС без опозданий, иначе заплатите штраф в 15 000 руб. В статье найдете подробные ответы на вопросы – как сформировать, утвердить план закупок и на какой срок. Тут же: где и как опубликовать план, внести изменения.

Кто формирует планы закупок

Планы закупок формируют государственные, муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, а также автономные учреждения в случае, если до них довели субсидии на капвложения или приобретение недвижимости либо передали полномочия заказчика согласно части 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в частях 7 и 8 статьи 17 Закона № 44-ФЗ, пункте 2 Правил к постановлению Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 552, пункте 3 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок из постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043.

Кроме того, формировать план закупок обязаны заказчики, на которых возложены полномочия по планированию централизованных закупок (п. 3 Правил из постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1168).

Внимание: с 1 января 2017 года план закупок обязаны формировать заказчики Республики Крым и Севастополя. Вывод следует из частей 37 и 38 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, писем Комитета конкурентной политики Республики Крым от 12 января 2017 года № 42/05 и губернатора Севастополя от 12 января 2017 года № 53/17/2-17.

Кто утверждает план закупок

По общему правилу план закупок утверждает руководитель заказчика, однако локально-нормативными актами заказчика может быть назначено другое лицо, ответственное за утверждение плана закупок и его редакций. Например, это может быть руководитель контрактной службы, контрактный управляющий или один из заместителей руководителя заказчика.

На какой срок формируют план закупок

Планы закупок формируют на три года – очередной финансовый год и плановый период. При этом если закон о бюджете утвержден на один год, то и план закупок заказчики формируют на один год (п. 9 Правил из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 552, п. 6 Требований из постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043).

Допустим, лимиты довели на один месяц. Тогда план закупок сформируйте на один месяц. Так как объем финансового обеспечения в плане закупок не должен превышать объем лимитов, доведенных до заказчиков. Финорган при этом вправе доводить лимиты частями, пока не будет принят закон о бюджете.

Внимание: планы закупок действуют один год и подлежат ежегодному переутверждению. Поэтому каждый год заказчик формирует и утверждает новый план закупок (ч. 1 и 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса).

Когда формируют план закупок

Государственным или муниципальным заказчикам формируют план закупок в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждают в течение 10 рабочих дней после доведения лимитов (ч. 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Бюджетные учреждения, ГУП и МУП формируют план закупок при планировании финансово-хозяйственной деятельности и утверждают в течение 10 рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 8 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Подробнее о том, в какие сроки формируют план закупок федеральные, региональные и муниципальные заказчики, читайте в рекомендациях.

Ситуация: вправе ли унитарное предприятие утвердить план закупок и план-график независимо от даты, в которую утвердили план финансово-хозяйственной деятельности

Нет, не вправе. План закупок и план-график унитарные предприятия утверждают в течение 10 рабочих дней после даты, в которую утвердили план финансово-хозяйственной деятельности. Предприятие не вправе проводить закупки без плана-графика, который утвердили и опубликовали в ЕИС. Если нарушите сроки, в которые необходимо утвердить план закупок и план-график, контрактный управляющий или работник контрактной службы заплатит штраф от 5000 до 30 000 руб., нарушите правила публикации документов в ЕИС – штраф составит 15 000 руб. (ч. 8 ст. 17, ч. 10 и 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, ч. 4 ст. 7.29.3, ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Где формируют и размещают планы закупок

Заказчики федерального уровня формируют планы закупок в системе «Электронный бюджет». Региональные и муниципальные заказчики – непосредственно в ЕИС либо в региональных или муниципальных информационных системах по закупкам при наличии (п. 6 Правил из постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1168).

Утвержденный план закупок публикуют в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана. Заказчик также вправе размещать план закупок на своем сайте в Интернете и опубликовывать в любом печатном издании. Если работник контрактной службы или контрактный управляющий не разместит план закупок в ЕИС, то его оштрафуют на 50 000 руб., если разместит с нарушением сроков – на 15 000 руб. (ч. 1.4 и 3 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях).

Внимание: планы закупок, которые содержат сведения, составляющие гостайну, в ЕИС не публикуют (ч. 9 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Подробнее о размещении плана закупок читайте в рекомендации.

Что включают в план закупок

В план закупок включают закупки, которые планируют провести в очередном финансовом году, плановом периоде и по истечении планового периода. Закупки, которые заказчик планирует провести по истечении планового периода, включают в план закупок на весь срок планируемых закупок (ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик вправе включить в план закупок информацию о закупках только на один год, если закупки на плановый период не были запланированы. Главное, чтобы объем финансового обеспечения в плане закупок не превышал объем доведенных лимитов. Такой вывод следует из частей 7 и 8 статьи 17 Закона № 44-ФЗ, пункта 12 Правил, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 5 июня 2015 года № 552, пункта 9 Требований, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 21 ноября 2013 года № 1043.

Внимание: автономные учреждения, которые проводят закупки по части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, включают в план закупок только закупки, которые планируют провести за счет субсидий на капвложения

Вывод следует из подпункта «в» пункта 2 Правил к формированию, утверждению и ведению плана закупок из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 552, подпункта «в» пункта 3 Требований к формированию, утверждению и ведению плана закупок из постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043.

Информация о закупках в плане закупок должна соответствовать целям осуществления закупок, требованиям, установленным к закупаемым товарам, работам, услугам, нормативным затратамна обеспечение функций заказчиков.

В отношении каждой закупки в форме плана закупок указывают информацию:

 идентификационный код закупки;

 цель проведения закупки;

 наименование объекта закупки;

 объем финансового обеспечения;

 сроки и периодичность проведения закупок;

 обоснование закупки;

 информация о специализированных закупках;

 информация об обязательном общественном обсуждении.

Данный перечень не исчерпывающий, и Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации вправе предусмотреть дополнительную информацию, включаемую в планы закупок (ч. 2 и 3 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

В план закупок также включают закупки, сведения о которых составляют гостайну. Такие закупки включают в дополнительную форму плана закупок с указанием грифа «Секретно» (п. 4 Требований к форме плана закупок из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 552, п. 3.1 Требований к форме плана закупок из постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043).

Форма плана закупок утверждена Правительством РФ в постановлении от 5 июня 2015 года № 552 – для федеральных заказчиков, в постановлении от 21 ноября 2013 года № 1043 – для региональных и муниципальных заказчиков.

Как заполнить форму плана закупок федеральным, региональным и муниципальным заказчикам, читайте в рекомендациях.

Ситуация: в какую часть плана закупок включают закрытый аукцион – в открытую или с грифом «Секретно»

Закупку включите в приложение к плану с грифом «Секретно», если сведения об объекте закупки либо информация о закупке составляют гостайну. В иных случаях закупку, которую проведете закрытым аукционом, включите в открытую часть плана закупок. Об этом сказано в пункте 4 Требований из постановления Правительства от 5 июня 2015 года № 552 и пункте 4 Требований из постановления Правительства от 21 ноября 2013 года № 1043.

Ситуация: нужно ли включать в план закупок 2018–2020 годов долгосрочные закупки 2017 года

Нет, не нужно. План закупок действует один год и подлежит ежегодному переутверждению. Закупки, которые провели в 2017 году, отражают только в плане закупок на 2017–2019 годы и не включают в план закупок 2018–2020 годов. Объем финансового обеспечения по долгосрочным закупкам 2017 года отражают в плане-графике 2018 и 2019 годов в графе «совокупный годовой объем закупок (справочно)». Вывод следует из пункта 9 Правил, абзацев 5 и 6 подпункта «е» пункта 1 Требований к постановлению Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 552, пункта 6 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, абзацев 5 и 6 подпункта «з» пункта 1 Требований к форме плана закупок из постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043, пункта 1 статьи 5 Бюджетного кодекса.

Ситуация: закупки из плана закупок на 2017–2019 годы переносят с тем же ИКЗ в план закупок на 2018–2020 годы или же в плане закупок на 2018–2020 годы создают новые позиции с новым ИКЗ

Закупки, у которых 1–2 разряды ИКЗ начинаются на 18 и 19, переносят из плана закупок на 2017–2019 годы в план закупок на 2018–2020 годы с тем же ИКЗ. Вывод следует из пункта 8 Правил, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 5 июня 2015 года № 552, пункта 5 Требований к формированию, утверждению и ведению плана закупок из постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043.

Ситуация: нужно ли в план закупок включать уплату государственной пошлины

Нет, не нужно. Расходы заказчиков на уплату государственной пошлины не входят в предмет регулирования Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития от 20 июля 2015 года № Д28и-2023).

Ситуация: включать ли в план закупок на 2018–2020 годы закупку 2017 года, которую заказчик исполнит в 2018 году

Нет, не включайте. В план включайте закупки на очередной финансовый год и плановый период. Закупку, которую начнете в 2017 году, включите только в план на 2017–2019 годы. Сумму закупки укажите в графе № 9 «Планируемые платежи на плановый период. На первый год», графу № 8 «Планируемые платежи. На текущий финансовый год» оставьте незаполненной либо укажите нули:

Наименование объекта закупки Планируемый год размещения извещения, направления приглашения, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Объем финансового обеспечения
всего в том числе планируемые платежи
на текущий финансовый год на плановый период Последующие годы
на первый год на второй год
5 6 7 8 9 10 11
Поставка тепловой энергии 2017 2 000 000,00 0,00 2 000 000,00 0,00 0,00

Вывод следует из пункта 12 Правил из постановления Правительства от 5 июня 2015 года № 552 и пункта 9 Требований, которые Правительство утвердило в постановлении от 21 ноября 2013 года № 1043.

Ситуация: как заполнить графы плана и плана-графика «Планируемые платежи» по закупке, которую разместят в 2017 году, а исполнять начнут в 2018 году

В плане закупок сумму закупки на 2018 год включите в графу № 9 «Планируемые платежи на плановый период. На первый год», в графе № 8 «Планируемые платежи. На текущий финансовый год» укажите нули:

Наименование объекта закупки Планируемый год размещения извещения, направления приглашения, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Объем финансового обеспечения
всего в том числе планируемые платежи
на текущий финансовый год на плановый период Последующие годы
на первый год на второй год
5 6 7 8 9 10 11
Поставка электрической энергии 2017 900 000,00 0,00 900 000,00 0,00 0,00

Аналогично с планом-графиком заполните графу № 9 «Планируемые платежи на плановый период. На первый год». В графе № 8 «Планируемые платежи. На текущий финансовый год» поставьте нули:

Объект закупки Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Размер аванса, процентов Планируемые платежи
наименование описание
всего на текущий финансовый год на плановый период Последующие годы
на первый год на второй год
3 4 5 6 7 8 9 10 11
Поставка электрической энергии Поставка электрической энергии 900 000,00 900 000,00 0,00 900 000,00 0,00 0,00

Вывод следует из абзаца 6 подпункта «е» пункта 1 Требований из постановления Правительства от 5 июня 2015 года № 552, абзаца 6 подпункта «з» пункта 1 Требований из постановления Правительства от 21 ноября 2013 года № 1043.

Как обосновать закупки в плане закупок

При планировании закупок заказчик обязан обосновать каждую закупку, включенную в план закупок и план-график. При формировании плана закупок заказчик обосновывает объект закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика, перечисленные ниже. При планировании таких закупок заказчик обосновывает не объект закупки, а годовой объем закупок:

Наименование закупки Основание
Закупка до 100 000 руб. п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
Закупка до 400 000 руб. п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
Услуги, которые связаны со служебной командировкой работника, с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений на основании приглашений п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
Преподавательские услуги, услуги экскурсовода п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Чтобы обосновать закупки, включенные в план закупок, заказчик заполняет форму, утвержденную Правительством РФ в постановлении от 5 июня 2015 года № 555. В форме обоснования заказчик указывает наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, на реализацию которых направлена закупка, а также реквизиты акта о нормировании, принятого согласно статье 19 Закона № 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.

Срок, в который заказчик должен подготовить обоснование, устанавливает Правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, местные администрации.

Внимание: если контролер признает закупку необоснованной, контрактного управляющего или работника контрактной службы оштрафуют на сумму от 20 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ч. 4–6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Когда заказчик вправе изменить план закупок

При необходимости заказчик вправе изменить размещенный в ЕИС план закупок. Основания для внесения изменений:

 изменили цели проведения закупок, требования к закупаемым товарам, работам, услугам, предельные цены, нормативные затраты;

 изменили закон о бюджете либо правовые акты о бюджете;

 после утверждения плана закупок приняли федеральные законы, решения, поручения, указания Президента РФ, решения, поручения Правительства РФ, законы субъектов РФ, решения, поручения высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ, муниципальные правовые акты, которые не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

 приняли решение по итогам обязательного общественного обсуждения;

 приняли решение потратить деньги, сэкономленные при проведении закупки;

 в иных случаях, установленных Правительством РФ в постановлениях от 5 июня 2015 года № 552, от 21 ноября 2013 года № 1043.

Об этом сказано в части 6 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Внимание: при внесении изменений в план закупок изменения вносят в соответствующие графы формы обоснования закупок (постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 555).

Ситуация: можно ли удалить позицию плана закупок

Нет, нельзя. В ЕИС нет функционала – удалить позицию плана закупок. Заказчик вправе внести изменения и отменить закупку. В новой редакции плана закупок отмененной позиции не будет.

В каких случаях и как изменять план-график в ЕИС

Изменения в планы-графики заказчики вносят по Правилам и Требованиям из постановлений Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 553 и 554. Соблюдайте сроки, в которые вносите правки, – иначе заплатите штраф. Изменения публикуйте в ЕИС, предварительно отправив на контроль. Как правильно изменить план график и куда обращаться, если в ЕИС возникли ошибки, узнаете из рекомендации ниже.

В каких случаях изменять план-график

Вносите изменения в план-график, если:

 изменили план закупок;

 изменились объем и стоимость товаров, работ или услуг и приобрести их по прежней НМЦК невозможно;

 изменили дату начала закупки, сроки исполнения контракта, размер аванса, этапы оплаты;

 поменяли сроки, в которые заказчик будет поставлять товары, работы или услуги;

 изменили способ, которым определите поставщика;

 отменили закупку;

 используете экономию от закупок или сэкономили средства в рамках бюджетных ассигнований;

 получили предписание органа контроля по статье 99 Закона № 44-ФЗ;

 решили изменить план-график по результатам общественного обсуждения;

 возникли обстоятельства, которые не могли предвидеть на дату утверждения плана-графика.

Случаи, когда заказчик изменяет планы-графики, прописаны:

 в пункте 8 Правил из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 553 – при закупках для федеральных нужд;

 в пункте 10 Требований из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 554 – при закупках для региональных и муниципальных нужд.

Региональные или местные власти могут дополнительно установить случаи, когда заказчик меняет планы-графики при закупках для региональных и местных нужд. Такое правило прописано в подпункте «з» пункта 10 Требований № 554.

Пример: о правках плана-графика

Госзаказчик провел закупку и получил экономию, за счет которой планирует купить компьютеры. Для этого заказчик вносит изменения в план-график – уточняет информацию в графе «планируемые платежи» и добавляет закупку.

Такой порядок прописан в подпункте «г» пункта 8 Правил и в пункте 3 Требований из постановления Правительства № 553.

Ситуация: должен ли заказчик вносить изменения в план-график, если открытый конкурс не состоялся, так как не подано ни одной заявки

Да, должен. Если на конкурс не подано ни одной заявки, признайте, что закупка не состоялась, внесите изменения в план-график и проведите повторный конкурс или новую закупку.

Такое правило прописано в части 2 статьи 55 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: может ли заказчик внести изменения в план-график, чтобы экстренно закупить лекарства для больного по протоколу комиссии

Да, внесите изменения в план-график на основании подпункта «ж» пункта 8 Правил № 553 или подпункта «ж» пункта 10 Требований № 554.

Внесите изменения в план-график за один день до того, как заключите контракт. В реестре контрактов разместите контракт и решение врачебной комиссии, на основании которого меняли план-график. Об этом сказано в пункте 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в пункте 10 Правил № 553 и в пункте 12 Требований № 554.

Ситуация: нужно ли вносить изменения в план-график, если в извещении о закупке у едпоставщика изменили НМЦК на 1 процент

Да, внесите изменения в план-график. Это следует из пункта 1 части 13 статьи 21 Закона № 44-ФЗ.

Не размещайте в ЕИС извещение о закупке, информация в котором не соответствует информации плана-графика (ч. 12 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: вносить ли изменения в план-график, если цена контракта изменилась менее чем на 10 процентов

Да, внесите изменения в план-график закупок. Неважно, на сколько процентов изменилась цена, по которой заключаете контракт. На это указано в пункте 1 части 13 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и подпункте «а» пункта 8 Правил из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 553.

Ситуация: нужно ли в плане-графике убирать турецкий запрет или достаточно внести правки в документацию о закупке

Изменения внесите и в план-график и в документацию о закупке, так как специальные экономические меры в отношении Турецкой Республики отменены. Основание: заказчик не вправе размещать в ЕИС извещение и документацию о закупке, которые содержат информацию, отличную от информации в плане-графике (ч. 12 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, Указ Президента РФ от 31 мая 2017 г. № 244).

Ситуация: нужно ли изменять план-график, если цена контракта при исполнении превысила НМЦК

Изменения вносить не нужно. Основание: заказчик изменил цену после того, как заключил контракт. При этом законодатель определил, что изменения в план-график вносят до начала проведения закупки или до того, как заказчик заключил контракт с единственным поставщиком (п. 10 Требований, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 5 июня 2015 г. № 554, ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Например, заказчик провел аукцион, где цена упала с 300 000 до 280 000 руб. При исполнении контракта заказчик увеличил цену на 10 процентов, и стоимость закупки превысила начальную цену. Вносить изменения в план-график не нужно.

Ситуация: можно ли в мае разместить извещение, не внося изменений в план-график. Период оказания услуг по условиям контракта и в плане-графике: февраль–декабрь

Нет, нельзя. Основание: в плане-графике заказчик указывает планируемый срок начала проведения закупки. Закупка начинается с размещения извещения, поэтому в план-график нужно внести изменения и исправить февраль на май. Вывод следует из пунктов 2 и 3 статьи 3, пункта 3 части 13 статьи 21 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли отменить закупку в плане-графике после того, как аукцион дважды не состоялся

Нет, нельзя. Если аукцион не состоялся дважды и решили закупку не объявлять, не нужно менять позицию плана-графика, так как по этой строке закупочная процедура прошла. Оснований отменять закупку, если аукцион не состоялся, в Законе № 44-ФЗ нет. Вывод следует из части 13 статьи 21 Закона № 44-ФЗ.

В какие сроки изменять план-график

Внесите изменения в план-график в сроки:

 10 дней или ранее до того, как разместите в ЕИС извещение или направите приглашение к участию в закупке;

 10 дней или ранее до даты, когда заключите контракт, если закупкой не предусмотрено ни извещение, ни приглашение;

 один день до заключения контракта при закупке у едпоставщика по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;

 в день, когда направляете участникам запрос о котировках при закупках для гумпомощи или ликвидации последствий ЧС (ст. 82 Закона № 44-ФЗ).

Сроки указаны в пунктах 9 и 10 Правил № 553 и пунктах 11 и 12 Требований № 554.

Внимание: если нарушите сроки, ответственный сотрудник заплатит штраф от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: нужно ли ждать 10 дней, чтобы провести закупку, если изменили план-график в части обеспечения контракта

Да, нужно. Провести закупку можно только через 10 дней после того, как изменили план-график. Основания для правок не имеют значения. При расчете 10-дневного срока не учитывайте дату, когда изменили план-график. Например, внесли правки 16 октября, тогда закупку проводите не раньше 27 октября. Такой вывод следует из статьи 191Гражданского кодекса, части 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Аналогичную позицию изложило Минэкономразвития в письме от 22 марта 2017 года № Д28и-1399.

Как разместить изменения плана-графика в ЕИС

Чтобы внести изменения в план-график, откройте страницу «Планы-графики закупок товаров, работ, услуг», выберите документ и в выпадающем меню нажмите «Внести изменения».

Система предложит подтвердить операцию – нажмите «ОК».

Для редактирования будут доступны поля «Общие сведения», «Позиции плана-графика», «Итоговые позиции». Внесите правки и нажмите «Завершить».

Другой способ изменить план-график – загрузить правки из XML-файла. Выберите в контекстном меню пункт «Загрузить изменения в структурированной форме в виде XML-файла».

Правки из XML-файла войдут в проект изменений, который создали ранее. Система выдаст сообщение «Изменение успешно загружено. Обновлен проект изменения плана-графика». Если проекта еще нет, то будет создан новый со статусом «На подготовке».

Внимание: когда вносите изменение в план график, система создает новую неразмещенную версию документа. Поэтому новую версию плана-графика необходимо направить на контроль по статье 99 Закона № 44-ФЗ и разместить в ЕИС.

Рекомендация: Неразмещение в единой информационной системе информации о закупке (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Представляется интересным отделение квалификации чч. 1.1, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ от ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов более чем на два рабочих дня.

Аналогичная конструкция изложена в ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, отличие содержания указанных составов от правонарушения, определенного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, состоит в том, что на момент установления нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе ответственное должностное лицо не совершило действий по размещению требуемой к размещению информации и документов в единой информационной системе.

Часть 3 ст. 7.30 КоАП РФ не предусматривает различия размера санкции в зависимости от процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, разница суммы налагаемого штрафа по сравнению с ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ составляет в 20 тыс. руб. на должностное лицо, а по сравнению с ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ – 35 тыс. руб.

Виновное должностное лицо, ответственное за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, определяется аналогично составам чч. 1 – 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Заказчикам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Самый большой штраф – 500 000 руб. При этом заказчик вправе оспорить административную ответственность или попросить снизить сумму штрафа. За какие нарушения контролеры привлекут заказчика к административной ответственности, смотрите в таблице.

Для кого предусмотрена административная ответственность

Кто попадает под административную ответственность по 44-ФЗ

Под административную ответственность за нарушение 44-ФЗ попадают:

 заказчик;

 специализированная организация;

 должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;

 оператор электронной площадки.

Должностное лицо – это работник, который нарушил Закон № 44-ФЗ: член комиссии по закупкам, член приемочной комиссии, работник контрактной службы, контрактный управляющий (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

За что грозит дисквалификация

За что дисквалифицируют контрактного управляющего

Контрактному управляющему или сотруднику контрактной службы грозит дисквалификация на один год, если он повторно не выполнит законное предписание или требование ФАС России. Такое наказание предусмотрено частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик не выполнит предписание ФАС России в первый раз, организацию оштрафуют на 500 000 руб., а контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы – на 50 000 руб. Когда дело касается гособоронзаказа и гостайны, штраф на организацию составляет от 300 000 до 500 000 руб., на должностное лицо – от 30 000 до 50 000 руб.

Кто рассматривает дела о нарушениях 44-ФЗ

Административные дела о нарушениях Закона № 44-ФЗ рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, мировой и районный суды.

Что нарушил заказчик Кто рассматривает Основание
Статью 7.29.3, части 8–10 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (кроме гособоронзаказа и закупок с гостайной) Федеральное казначейство Часть 1 статьи 23.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Часть 1 статьи 23.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

1. Часть 3 статьи 7.29, статьи 7.29.1, 7.29.2, 7.29.3, часть 15 статьи 7.30, части 8–10 статьи 7.32, статью 7.32.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в части гособоронзаказа и гостайны);

2. части 1–2.1 статьи 7.29, части 1–4.2, 6–8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, часть 2 статьи 7.31, статью 7.31.1, части 1–6 статьи 7.32, часть 7 статьи 19.5, статья 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (за исключением гособоронзаказа и закупок с гостайной)

Федеральная антимонопольная служба России Часть 1 статьи 23.66, часть 1статьи 23.82 Кодекса РФ об административных правонарушениях

1. Часть 1 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

2. Часть 7 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если одновременно выполнено два условия. Первое – к ответственности привлекают лицо, которое не замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ. Второе – административный орган не проводил расследование

Мировой суд Часть 1, абзацы 2, 6 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Часть 7 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если выполнено какое-либо из условий:

 к ответственности привлекают лицо, которое замещает должность муниципальной службы, государственной гражданской службы – федеральной или субъекта РФ;

 административный орган провел расследование

Районный суд Часть 1, абзац 2 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Как снизить штраф

Как снизить штраф по 44-ФЗ

Должностное лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 50 000 руб. и более. Однако новый штраф составит не меньше, чем половину размера минимального штрафа. Например, минимальный размер штрафа – 50 000 руб. Тогда штраф должностного лица снизят до суммы не менее 25 000 руб. (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Организация вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 100 000 руб. или выше. Штраф могут снизить только до половины его минимального размера. Например, минимальный размер штрафа для юрлица – 200 000 руб. Такой штраф снизят максимум до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Снизить размер минимального штрафа вправе судья, орган или должностное лицо, которые рассматривают:

 дело о правонарушении;

 жалобу на постановление;

 решение по делу.

Об этом сказано в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: когда оспариваете ответственность и просите суд снизить штраф, ссылайтесь на положения статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления от 25 февраля 2014 года № 4-П

В постановлении № 4-П Конституционный суд РФ поясняет, что судья вправе снизить штраф, минимальный размер которого – от 100 000 руб. При этом новый штраф составит не меньше половины размера минимального штрафа.

Основания, чтобы оспорить административную ответственность

Когда заказчик вправе оспорить административную ответственность

Заказчик, должностное лицо заказчика вправе оспорить административную ответственность по девяти основаниям в административном или судебном порядке. Срок – 10 дней с момента, когда заказчик получил постановление.

Основание 1. Нет события правонарушения

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушения не было. При этом не важно, какие доказательства представил административный орган.

Пример: об отсутствии правонарушения

Заместитель руководителя по производственным вопросам заключил государственные контракты без согласования с уполномоченным органом – министерством финансов республики. Контрольно-ревизионное управление министерства наложило на работника штраф в размере 30 000 руб. Основание – часть 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заместитель руководителя подал заявление в районный суд и просил отменить постановление министерства финансов.

Верховный суд РФ отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения. Судья пояснил, что на день, когда министерство финансов вынесло постановление, обязанность заключать контракт только после того, как уполномоченный орган согласует закупку, отменили. Правительство РФ внесло изменения в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 г. по делу № 4А-1093/2015).

Пример: об отсутствии правонарушения

Главный врач заключила контракт на капремонт тепловой сети по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Ремонт понадобился в результате чрезвычайной ситуации. Департамент области по контролю признал контракт незаконным и привлек главврача к ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Главный врач не согласилась с контрольным органом и обратилась в районный суд.

Судья установил, что события правонарушения не было. Главврач заключила контракт с единственным поставщиком, поскольку прорвало участок труб теплотрассы. Времени на конкурс у заказчика не было, несвоевременный ремонт мог привести к чрезвычайной ситуации и угрожал жизни и здоровью граждан (постановление Смоленского областного суда от 7 августа 2015 г. по делу № 4А-296/2015).

Основание 2. Малозначительность

Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:

 личность и имущественное положение виновного лица;

 факт, что виновный добровольно устранил последствия правонарушения;

 доказательства, что виновный возместил ущерб.

Об этом сказано в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10.

Пример: о малозначительности

Должностное лицо заказчика заключило контракт на аварийные ремонтные работы по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В обосновании заказчик указал, что заключил контракт с единственным поставщиком, чтобы устранить последствия аварии в подвале после штормового предупреждения.

Контрольное управление комитета финансов посчитало обоснование незаконным и привлекло работника заказчика к ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составил 30 000 руб. Работник не согласился с постановлением и обратился в районный суд.

Суд посчитал правонарушение малозначительным и отменил постановление контрольного управления. Судья пояснил, что нарушение не опасно. Сумма контракта составила 5000 руб., а должностное лицо впервые привлекли к административной ответственности. Работник нарушил закон неумышленно (постановление Волгоградского областного суда от 4 июля 2016 г. по делу № 4а-708/2016).

Основание 3. Нарушение не доказали

Административный орган обязан доказать обстоятельства, по которым привлекает к ответственности заказчика или его должностное лицо. Доказательствами того, что лицо нарушило закон, служат факты, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела. Если у административного органа доказательств нет, суд отменит постановление или не привлечет виновного к ответственности (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Основание 4. Вину не доказали

Административный орган должен доказать, что лицо виновно и нарушило закон. Лицо признают виновным, если у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но оно этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Основание 5. Лицо, которое привлекли к ответственности, не субъект правонарушения

Субъект правонарушения – это лицо, которое нарушило нормы законодательства. Если виновного не установили, то нет и нарушения. А если лицо, которое привлекают к ответственности, на самом деле не субъект правонарушения и докажет это, его не привлекут к ответственности.

Основание 6. Истек срок давности

Срок давности по нарушениям антимонопольного законодательства и требований Закона № 44-ФЗ – один год. Если контролеры опоздали с началом административного производства, то не вправе оштрафовать нарушителя. Однако необходимо точно понимать, с какой даты отсчитывать срок.

Разобраться с датой, с которой отсчитывают срок исковой давности, поможет таблица.

Вид правонарушения Порядок отсчета срока исковой давности
Все случаи, кроме перечисленных ниже Со дня, следующего за датой, когда административное правонарушение совершено, или днем обнаружения правонарушения
Нарушение в форме бездействия Со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения обязанности
Длящееся административное правонарушение Со дня обнаружения административного правонарушения
Правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не выполнена к определенному сроку Срок исковой давности начинает течь с момента наступления срока для выполнения обязанности

Длящееся административное правонарушение – действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Единственный случай, когда течение искового срока приостанавливается, – удовлетворение ходатайства о рассмотрении административного дела по месту жительства ответчика. Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности перерыва срока исковой давности.

Такие разъяснения даны в практикообразующем документе – в пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

Основание 7. Протокол о правонарушении составили не по правилам

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что административный орган составил протокол о нарушении не по правилам. Протокол с объяснениями и сведениями – основное доказательство по делам об административных нарушениях. Протокол, который административный орган составил с нарушениями, суд не считает доказательством (ч. 2, 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Основание 8. Административный орган не сообщил виновному, где и когда составит протокол по делу об административном правонарушении, рассмотрит дело

Административный орган должен известить виновного, где и когда рассмотрит дело об административном нарушении. Если виновного не известили, суд может отменить постановление. Дело о правонарушении рассматривают в присутствии виновного лица (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Основание 9. Лицо привлекли к ответственности за одно и то же правонарушение

Нельзя наказать дважды за одно и то же нарушение. Поэтому суд не привлечет лицо к ответственности за нарушение, за которое виновного уже наказывали (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Дела, которые рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, заказчик обжалует в суде общей юрисдикции. Дела, которые рассматривают мировой и районный судьи, обжалуют в вышестоящем суде. Чтобы обжаловать дело, заказчики руководствуются правилами главы 30Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: как поступить в ситуации, когда нельзя исполнить предписание в установленные сроки

Направьте ходатайство о продлении сроков. К ходатайству приложите документы, подтверждающие невозможность исполнения предписания в установленный срок. Такой вывод следует из постановления Челябинского областного суда от 29 сентября 2016 года № 4а16-816.

За невыполнение законного предписания в установленный срок должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 50 000 руб., юридическому лицу – 500 000 руб. (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

Ситуация: вправе ли ФАС, прокуратура и другие органы контроля оштрафовать заказчика, который не обучил контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам

ФАС России и другие контрольные органы в сфере закупок не оштрафуют заказчика, который не выполнил требование обучить контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам. Это связано с тем, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит ответственности заказчика за нарушение требований к образованию работников. Однако есть риск, что прокуратура в порядке надзора возбудит дело о нарушении трудового законодательства.

Специалисты Минэкономразвития России пояснили: не менее 50 процентов состава комиссии заказчика должны пройти профпереподготовку или повышение квалификации в закупках либо обладать специальными знаниями, которые относятся к объекту закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 8 июля 2015 года № Д28и-1910.

Ситуация: как накажут заказчика, который в плане-графике установил обеспечение контракта 10 процентов, а в документации – 5 процентов

Контрактного управляющего или работника контрактной службы оштрафуют на 15 тыс. руб. Причина – сотрудник разместил в ЕИС информацию и документы и нарушил Закон № 44-ФЗ (ст. 7, ч. 4 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Если решили изменить обеспечение контракта во время закупки, внесите изменения в план-график. Только после этого размещайте извещение в ЕИС (абз. 11 подп. «ж» п. 1 Требований, п. 8Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553).

Ситуация: оштрафуют ли заказчика, который указал неверный код ОКПД2

Нет, не оштрафуют. В Кодексе РФ об административных правонарушениях нет штрафных санкций за некорректно указанный код ОКПД2. Однако контролер оштрафует заказчика, если установит, что тот намеренно указал неверный код. Например, с целью изменить способ закупки. Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в письмах от 18 апреля 2016 г. № Д28и-1033, от 17 февраля 2016 г. № Д28и-344.

Ситуация: считать ли нарушением. В плане-графике цена контракта – 35,5 тыс. руб., а в извещении – 35 490 руб.

Да, заказчик, разместив в ЕИС извещение с ценой, отличной от цены, что указана в плане-графике, нарушил часть 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Контрактному управляющему или работнику контрактной службы грозит штраф 15 000 руб. за размещение в ЕИС информации с нарушением требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Ситуация: оштрафуют ли заказчика за утверждение документации с нарушениями. Контрактный управляющий разместил закупку в ЕИС и в тот же день ее отменил

Да, оштрафуют. Отмена определения поставщика не отменяет факта нарушения. За утверждение документации с нарушением требований Закона № 44-ФЗ заказчику грозит штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.