Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Возможность закупки одноименных товаров до 100000 рублей по ФЗ 223

  • 10 июня 2019
  • 20

Вопрос

По 223-ФЗ - можно ли закупать одноименные товары в период договорами до 100 тыс? В 223-ФЗ отсутствует такое понятие, как дробление закупок. Есть ли разъяснения официальные, решение судов?

Ответ

По вопросу 1. Если положением о закупках не установлены ограничения по закупкам одноименных товаров по цене до 100 000 рублей, вы вправе закупать такие товары в любой период. Закон № 223-ФЗ указанных ограничений не содержит.

По вопросу 2. Заключение заказчиками договоров в незначительный промежуток времени с одинаковым предметом закупки между одинаковыми сторонами может быть расценено контрольным органом в сфере закупок как искусственное дробление закупок, в связи с чем заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32.5 КоАП РФ (решение Рязанского УФАС России от 15.12.2015 № 501-07-3/2015).

Однако, суд может отменить постановление о привлечении заказчика к административной ответственности по указанной статье ввиду отсутствия правовой нормы, которую нарушил заказчик при осуществлении закупок у единственного поставщика (решение Арбитражного суда Курганской области от 11 марта 2016 г. по делу № А34-24/2016).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Какие способы закупок предусмотреть в Положении о закупке

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны предусмотреть в Положении о закупке две процедуры – открытый конкурс и открытый аукцион. Остальные способы закупки заказчик устанавливает на свое усмотрение. Об этом сказано в части 3 статьи 3, пункте 1 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Если планируете проводить закрытые процедуры, также включите их в Положение о закупке. Кроме того, заказчики должны описать закупки, которые проведут в электронной форме.

Какие процедуры, помимо конкурса и аукциона, предусмотреть в Положении о закупке

К дополнительным способам, которые можно предусмотреть в Положении о закупке, относят:

 запрос предложений;

 запрос цен (запрос котировок);

 конкурентные переговоры;

 закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

 двухэтапные процедуры закупки;

 предварительный квалификационный отбор;

 переторжку;

 преддоговорные переговоры.

Совет: чтобы определиться со способами закупки, воспользуйтесь нормами Закона № 44-ФЗ, типовыми положениями о закупке и примерами из Системы:

 Пример Положения о закупках;

 Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг;

 Пример Положения о закупке товаров, работ, услуг для заказчиков с годовым объемом выручки, не превышающим 2 млрд руб.;

 Пример Положения о закупке товаров, работ, услуг для заказчиков с годовым объемом выручки более 2 млрд руб.

Когда заказчику по 223-ФЗ проводить запрос предложений

Запрос предложений. Это конкурентный способ закупки. Заказчики используют запрос предложений, когда закупку нужно провести в короткие сроки. Победителем признают кандидата, который предложит исполнить договор на лучших условиях.

Сроки, в которые заказчик проводит запрос котировок, нужно установить в Положении о закупке. Отведите на закупку 5–10 дней. За это время заказчик принимает заявки, рассматривает и оценивает предложения кандидатов, подводит итоги.

Запрос котировок. Это конкурентный способ закупки. Победителем признают участника, который предложит самую низкую цену договора.

Основания, по которым выберете запрос котировок, пропишите в Положении о закупке.

Также распишите правила, по которым проведете закупку.

Предварительный квалификационный отбор.

Зачем заказчику по 223-ФЗ проводить предквалификационный отбор

Цель предварительного квалификационного отбора – сформировать список поставщиков, которых заказчик пригласит участвовать в последующих закупках.

Заказчики проводят разовый или периодический отбор. Разовый отбор выполняют в рамках конкретной процедуры, например конкурса с ограниченным участием. А вот периодический отбор проводят раз в год, полгода или квартал по определенному направлению, например по ремонту оборудования. В отборе участвуют любые заинтересованные лица. В результате заказчик формирует список квалифицированных поставщиков на определенный срок, например на год. В течение года заказчик проводит конкурсы, аукционы, запросы предложений и другие закупки только среди участников из списка.

Порядок, в котором проведете предквалификационный отбор, установите в Положении о закупке.

Как заказчик по 223-ФЗ проводит конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры. Это вид закупки, когда победителя выбирают среди двух и более исполнителей по цене или по другим критериям оценки. Для этого заказчик проводит переговоры. Переговоры проводят одним из двух способов: одновременно со всеми участниками или с каждым по отдельности. Заказчики используют конкурентные переговоры, если нужно выбрать поставщика в короткие сроки.

В Положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки».

Ограничьте ситуации, когда применяете конкурентные переговоры, ценой договора или другим образом. Например, пропишите: «Организатор закупки вправе использовать конкурентные переговоры, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 2 000 000 руб.».

Когда заказчики по 223-ФЗ проводят двухэтапные процедуры

Двухэтапные процедуры. Проводите двухэтапные процедуры, когда закупаете:

 сложную продукцию, поэтому нужно предварительно изучить предложения рынка;

 товары, которые технически совершенствуются быстрыми темпами, и у вас нет информации о последних разработках.

На первом этапе участники закупки представляют только технические предложения. Цену договора и другие критерии оценки заявок не указывают. Когда заказчик получил все технические предложения, он проводит переговоры с участниками. После этого заказчик вправе уточнить или изменить техническое задание.

На втором этапе участники закупки представляют окончательное техническое предложение. В заявке указывают цену контракта и другие условия договора, по которым заказчик оценит предложения претендентов.

В Положении о закупке уточните, при каких процедурах возможна двухэтапность.

Когда заказчики по 223-ФЗ проводят переторжку

Переторжка. Это процедура, когда участники закупки добровольно изменяют свои первоначальные предложения. Заказчик вправе провести переторжку, только если предусмотрел такую возможность в Положении о закупке, а также в документации и извещении.

Заказчик проводит переторжку после того, как разместит результаты оценки заявок. Участники закупки, которые подавали предложения, вправе:

 сделать новое предложение и учесть при этом заявки других кандидатов;

 участвовать в конкурентных переговорах.

Переторжку можно проводить не только по цене, но и по другим условиям договора, по которым заказчик оценивает заявки.

Когда заказчики по 223-ФЗ проводят преддоговорные переговоры

Преддоговорные переговоры. Это процедура, когда заказчик предлагает победителю закупки, с которым заключает договор, пересмотреть свое предложение.

В результате преддоговорных переговоров победитель вправе:

 дополнительно снизить цену товаров, работ, услуг;

 увеличить количество товаров на сумму, которую заказчик сэкономил, когда проводил закупку.

Закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Это неконкурентная процедура. Вы вправе самостоятельно выбрать основания, по которым будете заключать контракты с единственным поставщиком.

Ситуация: должны ли заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, публиковать в ЕИС приказ о выборе способа закупки

Да, но только если обязанность публиковать в ЕИС приказ заказчик предусмотрел в Положении о закупке.

Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика публиковать в ЕИС приказ о выборе способа закупки. Однако заказчик должен руководствоваться Положением о закупке, когда проводит процедуры. Поэтому, если в Положении о закупке заказчик предусмотрел обязанность публиковать приказ, правило нужно соблюдать (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: зависит ли объем закупок каждым конкретным способом от совокупного годового объема закупок. Например, должен ли заказчик высчитывать процент от СГОЗ, когда заключает контракты с единственным поставщиком

Нет, заказчик не должен высчитывать процент от СГОЗ, когда определяет, в каком объеме проведет закупки тем или иным способом. В Законе № 223-ФЗ не установлено таких ограничений.

Заказчик сам решает, какими способами проводить закупки и в каком объеме. Свой выбор он фиксирует в Положении о закупке. Однако прописывать в положении объем закупок тем или иным способом Закон № 223-ФЗ не обязывает (ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В Положении о закупке заказчик вправе определить случаи, когда заключит контракт с единственным поставщиком. При этом ограничение в процентах от СГОЗ допустимо вообще не устанавливать. Например, вы вправе не прописывать, что 5 процентов всех ваших закупок за год составляют контракты с единственным поставщиком, а 10 процентов – запрос котировок и т. д. Преимущественных способов закупки в 223-ФЗ также нет (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: заказчик приобретает компьютерное оборудование по мере необходимости, а стоимость каждой закупки не превышает 100 000 руб. Каким способом проводить процедуры

Вы вправе выбрать любой способ закупки, который предусмотрели в своем положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Например, проведите конкурентную процедуру в электронной форме с условием, что заключите договор на год. Тогда в течение года поставщик будет поставлять вам оборудование по заявкам. В документации о закупке и проекте договора установите:

 предельную начальную (максимальную) цену договора, в рамках которой проведете закупку;

 ассортимент;

 начальную (максимальную) цену за единицу продукции и начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;

 максимальное количество каждой позиции;

 условие, что продукцию поставят по заявкам заказчика (ст. 509 ГК РФ);

 условие, что победит участник, который предложит самую низкую начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;

 условие, что победитель снизит цену единицы продукции пропорционально снижению начальной (максимальной) цены по всему ассортименту;

 условие, что победитель поставит товар в рамках предельной начальной (максимальной) цены договора.

Когда предусмотреть закрытые способы закупки

Когда применять закрытые способы закупок в 223-ФЗ

Закрытый конкурс и закрытый аукцион используйте, когда:

 сведения о закупке составляют гостайну и заказчик включил такие сведения в документацию о закупке или проект договора;

 Правительство РФ решило, что сведения о закупке заказчик не размещает в ЕИС;

 объект закупки включен в отдельный перечень Правительства РФ, поэтому заказчик не размещает информацию в ЕИС.

Такой вывод следует из части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Правительство РФ утвердило три отдельных перечня товаров, работ, услуг, сведения о которых заказчики не размещают в ЕИС:

 распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 2662-р;

 распоряжение Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. № 671-р;

 распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 1247-р.

Какие закупки проводить в электронной форме

Какие закупки по 223-ФЗ проводить в электронной форме

Заказчик обязан провести закупку в электронной форме, если приобретает продукцию из специального перечня, который Правительство РФ утвердило постановлением от 21 июня 2012 г. № 616, далее – Постановление № 616. Об этом сказано в части 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Для заказчиков предусмотрено три исключения, когда продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не нужно закупать в электронной форме.

Исключение 1. Заказчик закупает продукцию, информацию о которой не нужно размещать в ЕИС (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Исключение 2. Продукция нужна заказчику, потому что:

 произошла авария;

 случилось действие непреодолимой силы;

 необходимо срочное медицинское вмешательство;

 произошла природная или техногенная чрезвычайная ситуация;

 необходимо предотвратить угрозу аварии, непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, срочного медицинского вмешательства.

Исключение 3. Заказчик проводит закупку у единственного поставщика. При этом в Положении о закупке предусмотрите, какие товары, работы или услуги вы вправе закупать у единственного поставщика. Входит продукция в перечень № 616 или нет, не важно.

Такие исключения предусмотрены в пункте 2 Постановления № 616.

Закупки в электронной форме предусмотрите в Положении о закупке. Способ закупки выберите самостоятельно. Например, электронный аукцион, конкурс с возможностью подать заявки в электронной форме, электронный запрос котировок.

Внимание: закупили продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не в электронной форме? Контролеры накажут штрафом

Для организации штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., для должностного лица – от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Если должностное лицо нарушит Постановление № 616 дважды, наказание возрастет до штрафа в 40 000–50 000 руб. или дисквалификации на срок от 6 до 12 месяцев (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Ситуация: каким способом закупить текущий ремонт здания культурного наследия по Закону № 223-ФЗ

Способ закупки ремонтных работ определите самостоятельно в Положении о закупке. Проводить электронную закупку не обязательно, поскольку текущий ремонт здания не входит в перечень, утвержденный Постановлением № 616 (ч. 3, 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: должен ли заказчик проводить электронные торги, если только часть продукции указана в перечне товаров, работ, услуг, закупку которых проводят в электронной форме

Да, должен. Если закупаете продукцию, которая включена в Перечень из постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 года № 616, торги проведите в электронной форме. Заказчик вправе не проводить электронные торги в исключительных случаях, которые перечислены в части 2 Постановления № 616. Случай, когда только часть закупаемой продукции указана в перечне, не подпадает под исключения.

Как провести закупку в электронной форме

Как провести закупку в электронной форме по 223-ФЗ

Во время закупки в электронной форме участник подает заявку в виде электронного документа, который подписывает электронной подписью. В дальнейшем стороны также обмениваются электронными документами с помощью компьютера и Интернета. В Положении о закупке самостоятельно определите порядок, в котором проведете закупки в электронной форме. При этом вы вправе выбрать любой способ, чтобы обмениваться документами: электронная почта, диски и флешки, специальные веб-сайты или электронные торговые площадки (ЭТП). Привлекать ЭТП для электронной закупки не обязательно. Главное – подписывать все документы электронной цифровой подписью. Это связано с тем, что ни Закон № 223-ФЗ, ни Постановление № 616 не обязывает заказчиков проводить электронную закупку на электронных торговых площадках. Не установлен и перечень ЭТП, на которых вы вправе проводить электронные закупки.

Как обмениваться электронными документами

Как заказчику, который работает по 223-ФЗ, обмениваться электронными документами с участниками

Чтобы обмениваться с участниками электронными документами, выберите один из трех способов.

1. Обмен через электронную почту. Это самый простой, но самый недостоверный способ. Заказчику достаточно выделить отдельный электронный адрес, на который участники направят заявки и другие документы. Однако нет гарантии, что участник не предъявит претензию о том, что направил заявку, а заказчик ее не получил. Также нет способа закрыть доступ к информации до момента, когда придет время вскрывать заявки.

Если решили обмениваться документами через электронную почту, пропишите в Положении о закупке электронный адрес, на который участники направят заявки, а также формат файлов, который примете. Также установите порядок, в котором участники должны сформировать имя файла, например, по номеру закупки. Условие необходимо, чтобы заказчик не открыл доступ к заявке раньше срока и учел все предложения участников. Уточните, что участники должны прислать файлы, которые возможно копировать и печатать. Это упростит работу, когда комиссия будет оценивать заявки.

2. Обмен через официальный сайт заказчика. Способ дорогостоящий. Заказчику необходимо создать и поддерживать работоспособность электронной площадки для собственных нужд. Преимущество в том, что система и ее функционал полностью соответствуют вашей специфике. На таких площадках заказчик сможет организовать систему, которая подтвердит, что участник подал заявку. А доступ к заявкам будет ограничен до тех пор, пока не наступит день, который заказчик указал в извещении.

3. Обмен через ЭТП. Самый оптимальный способ, чтобы провести закупку в электронной форме. Оператор ЭТП выступает посредником и гарантом, когда заказчик взаимодействует с участниками. Именно оператор подтверждает, что заказчик получил заявку, а также контролирует, чтобы предложение оставалось недоступным.

У заказчика есть возможность разместить закупку на ЭТП всеми возможными способами. Это может быть как простая закупка, например запрос котировок, так и сложная – двухэтапная с предквалификацией и переторжкой. Кроме того, некоторые ЭТП предлагают маркетинговые обзоры, которые позволяют заказчикам подготовить обоснование цены или найти информацию об участниках.

Фаиз Наков, референт отдела анализа и мониторинга департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Рекомендация: Письмо Минэкономразвития России от 11.02.2015 № Д28и-205

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение ФГБУ по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) и сообщает следующее.
В соответствии с частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем положения Закона № 223-ФЗ не содержат запретов на количество закупок заказчиком на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика может привести к недобросовестной конкуренции и повлечь формирование прецедента для заказчика.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.