Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Порядок составления протокола об административном правонарушении

  • 10 июня 2019
  • 3

Вопрос

Муниципальный контрольный орган установил нарушения по статье 7.29.3. Кому направить документы и кто должен составить протокол об административном правонарушении?

Ответ

При рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 7.29.3 КоАП РФ вы должны представить документы, которые у вас истребуют, в орган внутреннего муниципального финансового контроля, то есть в тот орган, который инициировал проверку планирования вашей закупки, например, комитет по финансам или другой финансовый орган соответствующего муниципального образования.

После обнаружения правонарушения орган должен составить протокол о привлечении к административной ответственности соответствующего должностного лица или об отказе в привлечении к административной ответственности. При рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности вы представляете документы, необходимые для принятия решения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Кто и как проверяет закупки

Процедуры закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до исполнения обязательств по контракту. Главные контролирующие органы – ФАС и Федеральное казначейство. Однако не только эти два ведомства контролируют работу заказчика. Читайте, кто еще проверяет процедуры закупок и на что обращают внимание проверяющие.

ФАС, региональные и муниципальные ведомства

Как ФАС проверяет закупки

ФАС и ее региональные отделения контролируют проведение закупочной процедуры, принимают жалобы, проводят проверки. ФАС вправе выдать предписание устранить нарушения, приостановить исполнение контракта, оштрафовать заказчика.

ФАС проводит плановые и внеплановые проверки. О плановой проверке узнаете из уведомления и приказа, о внеплановой – из уведомления. Срок, в который стоит ждать уведомление, зависит от того, с какой именно проверкой, плановой или внеплановой, придет антимонопольная служба (ч. 3 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ).

Сроки плановой проверки Сроки внеплановой проверки
Уведомление и приказ заказчик получит за семь рабочих дней до проверки Уведомление о проверке заказчик получит до заседания комиссии ФАС
В течение двух рабочих дней с даты, когда приняли приказ, информацию о проверке инспекторы разместят в ЕИС в реестре плановых проверок В течение двух рабочих дней с даты, когда назначили место, день и время заседания, информацию о проверке разместят в ЕИС в реестре внеплановых проверок

Контролеры субъектов проводят внеплановые проверки закупок для нужд субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований. По плану проверяют только закупки для нужд субъекта. Контрольные органы местного самоуправления проводят плановые и внеплановые проверки закупок только для нужд соответствующего муниципального образования.

Процедуры электронных аукционов контролирует только ФАС России. Региональные и муниципальные органы контроля не вправе проверить закупки в форме электронного аукциона с момента, когда заказчик разместил извещение, и до заключения контракта. До и после этих мероприятий проверки разрешены. При этом Минэкономразвития разъяснило, что данные органы вправе контролировать проведение электронных аукционов только при плановых проверках. Если выявят нарушения, материалы проверки передают в ФАС (письма Минэкономразвития от 18 декабря 2015 года № Д28и-3818, от 12 марта 2015 года № Д28и-661).

Смотрите на схеме, кто проверит заказчика в зависимости от способа закупки:

Электронные аукционы

ФАС России Заказчики всех уровней
Контрольный орган закупок субъекта Заказчики субъектов РФ – только при плановых проверках. Если нашли нарушение, материалы передают в ФАС
Муниципальный контрольный орган закупок Муниципальные заказчики – только при плановых проверках. Если нашли нарушение, материалы передают в ФАС

Внимание: если контрольный орган субъекта или муниципалитета проведет внеплановую проверку в отношении электронного аукциона, например по жалобе участника, результаты проверки можно оспорить в арбитражном суде

Заявите, что контрольный орган превысил полномочия. Есть вероятность, что суд отменит результаты проверки. Пример – постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2015 года № Ф09-4787/15.

Все способы закупки, кроме электронного аукциона

ФАС России

Федеральные заказчики;

Заказчики субъектов РФ – только внеплановые проверки;

Муниципальные заказчики – только внеплановые проверки

Контрольный орган
закупок субъекта

Заказчики субъектов РФ;

Муниципальные заказчики – только внеплановые проверки

Муниципальный
контрольный орган
закупок
Муниципальные заказчики

Если органы контроля в отношении одной и той же закупки примут противоречивые решения, то применяют решение органа более высокого уровня. Порядок проверок описан в частях 3 и 4, 17–20статьи 99 Закона № 44-ФЗ, приказе ФАС России от 13 октября 2015 года № 955/15 и разъяснениях из письма Минфина и ФАС от 25 августа 2017 года № 24-04-06/55025, РП/59080117.

На что обратить внимание при плановой проверке ФАС

При плановой проверке обратите внимание на период, который проверяют. Например, в уведомлении написано, что инспекторы проверят закупки, которые заказчик провел «с 1 января 2016 года до 30 июня 2017 года». Подготовьте информацию обо всех закупках за 2016 год, а также о процедурах, которые провели с 1 января 2017 года до даты, которую в уведомлении указали днем окончания проверки. Процедуры, которые успели разместить до 30 июня 2017 года, также проверят, даже если закупка еще не закончена. Убедитесь, что документы в порядке. Во время внеплановых проверок ФАС запросит документы по конкретной процедуре.

Информацию обо всех закупках за проверяемый период ФАС попросит собрать в реестр закупок. Чаще всего контролеры просят два реестра – всех закупок, которые заказчик провел за период проверки, и контрактов с единственным поставщиком до 100 000 руб. Кроме того, контролеры запросят все документы по закупкам:

 приказы о проведении закупок;

 извещения и изменения в извещения;

 документацию и изменения в документацию;

 контракты, дополнительные соглашения к контрактам;

 сведения об изменении или расторжении контракта;

 протоколы;

 ответы на запросы разъяснить документацию;

 заявки участников;

 платежные поручения, которые подтвердят, что заказчик вернул обеспечение заявки и контракта участникам закупок;

 объем СГОЗ;

 платежные поручения об оплате контрактов по сведениям, которые заказчик разместил в реестре контрактов.

Подготовьте для проверяющих расчеты начальных (максимальных) цен контрактов. Контролеры просто посмотрят, что заказчик обосновал НМЦК, правильно ли вы рассчитали цену, смотреть не будут (ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Будьте готовы представить внутренний регламент, который регулирует закупки, положение о контрактной службе, приказ о назначении контрактного управляющего, положение и приказ о комиссии по закупкам. Проверьте положение о взаимодействии с другими подразделениями, должностные инструкции или должностные регламенты. Контролеры вправе запросить перечисленные документы, поскольку не только контрактная служба или контрактный управляющий связаны с закупками. Например, платежки на оплату контрактов готовит бухгалтер. Кроме того, некоторые заказчики возлагают функции контрактной службы на юристов, экономистов, бухгалтеров.

Контролеры вправе запросить оригиналы и копии документов, включая служебную переписку в электронном виде. Также по запросу представьте документы и сведения, которые составляют гостайну, если у членов комиссии есть допуск к подобным документам.

Контролеры проверят сроки, порядок, в котором заказчик проводил процедуры, документацию о закупке и контракты.

Сроки

Инспекторы проверят, соблюдает ли заказчик сроки, когда:

– проводит закупки;

– направляет в ФАС уведомление с просьбой согласовать контракт с единственным поставщиком;

– направляет сведения в РНП

Процедуры

Инспекторы убедятся, что заказчик:

– правильно выбрал способ закупки;

– соблюдал порядок проведения закупок;

– не установил незаконные требования к участникам, заявкам и описанию объекта;

– правомерно установил запреты и ограничения

Документация

Инспекторы убедятся, что:

– документация отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ;

– заказчик соблюдал требования к содержанию и форме документов, которые составлял во время закупок (протоколы, решения);

– порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ

Контракт

Инспекторы проверят, соблюдал ли заказчик:

– порядок заключения, изменения и расторжения контракта;

– сроки, в которые размещают в ЕИС сведения и документы об исполнении, изменении или расторжении контрактов;

– сроки, в которые нужно сдать отчеты об исполнении контрактов или исполнении отдельного этапа контракта

В каких случаях ФАС проводит внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводят в трех случаях:

 по жалобе участника закупки либо общественного объединения;

 по любой поступившей в контрольный орган информации о нарушении законодательства о закупках, включая публикации в СМИ;

 когда истек срок предписания, которое заказчик получил ранее.

Основания для внеплановой проверки перечислены в части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Внимание: с большей вероятностью под плановую проверку попадут заказчики, на которых часто жалуются участники закупки и члены общественного контроля или которых давно не проверяли. Организациям, которые выполняют значимый проект с крупным финансированием, также стоит ожидать инспекторов.

Ситуация: контролеры ФАС придут в учреждение или попросят прислать документы почтой

Придут ли контролеры в организацию, зависит от вида проверки. Проверки бывают выездными и камеральными. Выездную проводят на территории заказчика, камеральную – по местонахождению антимонопольного органа. При камеральной проверке заказчик готовит только документацию, а вот при выездной придется предоставить контролерам помещение и оборудование. Вывод следует из пункта 19 приказа Минэкономразвития России от 28 января 2011 года № 30.

Выездная проверка или документарная, инспекторы пропишут в приказе:

Казначейство, региональные и местные органы

Как Казначейство проверяет закупки

Казначейство России и аналогичные региональные и местные органы проверяют заказчиков по схеме:

Федеральное казначейство Федеральные заказчики
Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Заказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроля Муниципальные заказчики

В рамках финансового контроля проверяют, как заказчики планируют закупки, исполняют контракты и используют закупленные товары, работы, услуги. Что конкретно проверят, смотрите в таблице:

Планирование

– Соблюдает ли заказчик требования к обоснованию закупок;

– применяют ли правила нормирования в закупках;

– верно ли обосновали НМЦК, цену контракта с единственным поставщиком в плане-графике

Исполнение контрактов

– Применяет ли заказчик меры ответственности, когда поставщик нарушает условия контракта;

– отвечает ли поставленная продукция условиям контракта;

– насколько своевременно, полно и достоверно отражают в документах учета поставленную продукцию;

– отвечает ли использование поставленной продукции целям закупки

Перечень вопросов финансового контроля приведен в части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, пункте 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092.

Порядок финансового контроля на каждом уровне устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация. Так, на федеральном уровне Правила контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092.

Внимание: закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 года № 728)

Предмет проверки, в том числе на этапе планирования, определен в пунктах 1–7 части 10 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Пример: как проводят финансовый контроль

Консультант отдела муниципального и финансового контроля и старший инспектор отдела муниципального и финансового контроля администрации городского округа Красногорск провели проверку муниципального детского сада. Основание – распоряжение администрации городского округа Красногорск от 7 марта 2017 года № 126.

Контролеры пришли с плановой проверкой за период с 1 января 2015 года по 20 марта 2017 года. Проверку провели в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Вышестоящие организации

Как вышестоящие организации проверяют закупки

Помимо контрольных органов, проверить, как подведомственные заказчики планируют и проводят закупки, вправе вышестоящие организации. Порядок ведомственного контроля на каждом уровне устанавливают Правительство, высший исполнительный орган государственной власти субъекта, местная администрация (ст. 100 Закона № 44-ФЗ).

В закупках для федеральных нужд Правила, по которым проводят ведомственный контроль, утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89, далее – Правила № 89. Дополнительно органы госвласти утверждают свои регламенты проведения контроля. Например, Минобрнауки России утвердило регламент приказом от 23 апреля 2014 года № 398, а Минкультуры России – приказом от 22 мая 2014 года № 865.

Когда проводят ведомственный контроль, проверяют, что заказчик:

 соблюдает ограничения и запреты;

 соблюдает требования о нормировании в закупках;

 правильно определяет и обосновывает НМЦК, цену контракта с единственным поставщиком;

 указывает достоверную информацию об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения;

 предоставляет учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении цены контракта;

 соблюдает требования к закупкам среди СМП, СОНО;

 верно выбирает способ закупки;

 обоснованно составляет отчет о невозможности или нецелесообразности использовать другие способы закупки;

 своевременно, полно и достоверно отражает в документах учета товары, работы, услуги.

Ведомственный контроль бывает выездным или документарным. Проводят мероприятия по поручению, приказу или распоряжению руководителя органа ведомственного контроля. О предстоящей ведомственной проверке заказчика оповещают уведомлением. В уведомлении прописывают предмет проверки, период времени, за который проверят заказчика, перечень должностных лиц, которые проведут ведомственный контроль. Также в уведомлении контролеры запросят представить документы, информацию, материальные средства, необходимые для проведения контроля. Об этом сказано в пункте 6 Правил № 89.

Внимание: заказчик также должен контролировать, как поставщик исполняет условия контракта и привлекает субподрядчиков из числа СМП, СОНО (ст. 101 Закона № 44-ФЗ).

Общественные контролеры

Как общественные объединения контролируют закупки

Граждане и общественные объединения вправе проводить общественный контроль. Общественные контролеры помогают в борьбе с коррупцией и другими злоупотреблениями в закупках.

Общественные объединения и объединения юридических лиц, которые проводят общественный контроль, вправе:

 подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о закупках;

 направлять заказчикам запросы предоставить информацию о проведении закупок и о ходе исполнения контрактов;

 проводить независимый мониторинг и оценку эффективности закупок;

 обращаться в государственные и муниципальные органы с заявлением провести проверку;

 обращаться в правоохранительные органы, когда выявили в действиях или бездействии заказчика признаки состава преступления;

 обращаться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц.

Права общественных контролеров прописаны в частях 1–3 статьи 102 Закона № 44-ФЗ.

Элемент общественного контроля – обязательное общественное обсуждение закупок, которое предусмотрено статьей 20 и пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.

Контроль в ЕИС

Как проверяют информацию, которую заказчики публикуют в ЕИС

Информацию, которую заказчики публикуют в ЕИС, проверяют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Правила, по которым проверят информацию из ЕИС

Что проверяет контролер С чем сверяют информацию Контрольные соотношения
Графа 1 Графа 2 Графа 3
План закупок: объем финансового обеспечения

– Лимитами бюджетных обязательств;

– выплатами из планов ФХД

Графа 1 ≤ Графа 2
План-график: НМЦК, цена контракта с едпоставщиком по ИКЗ План закупок: НМЦК Графа 1 ≤ Графа 2
Извещение: НМЦК по ИКЗ План-график: НМЦК по ИКЗ Графа 1 = Графа 2
Документация о закупке: НМЦК по ИКЗ
Приглашения принять участие в закупке: НМЦК по ИКЗ
Контракт с едпоставщиком: цена по ИКЗ
Протокол определения поставщика: НМЦК по ИКЗ Документация о закупке: НМЦК Графа 1 ≤ Графа 2
Протокол определения поставщика: ИКЗ Документация о закупке: ИКЗ Графа 1 = Графа 2
Проект контракта, который заказчик направляет участнику: НМЦК, ИКЗ Протокол определения поставщика: НМЦК, ИКЗ Графа 1 = Графа 2
Реестр контрактов: цена контракта и ИКЗ, которые заказчик направляет в реестр Контракт: цена контракта и ИКЗ Графа 1 = Графа 2

Правила, по которым проверяют информацию в ЕИС, описаны в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и пункте 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367, далее – Правила № 1367.

В 2017 году документы по закупкам размещают в ЕИС сразу, до того как Казначейство или финорган проведут контроль. С 1 января 2018 года успешный контроль будет обязателен для публикации документов федеральных заказчиков. Для региональных и местных – с 2019 года. Об этом сказано в пункте 3 постановления Правительства РФ от 20 марта 2017 года № 315, пунктах 14–15 Правил № 1367.

Федеральные заказчики

Для федеральных заказчиков орган контроля – Федеральное казначейство. Под его контроль попадают:

 заказчики, которые проводят закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

 организации, которым передали полномочия государственного заказчика по правилам бюджетного законодательства РФ;

 федеральные бюджетные учреждения, которые проводят закупки по правилам части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;

 федеральные автономные учреждения, которые проводят закупки по правилам части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;

 федеральные государственные унитарные предприятия, которые проводят закупки за счет субсидий на капвложения.

Об этом сказано в пункте 3 Правил № 1367.

В рамках контроля в ЕИС проводят сквозную проверку сведений о каждой закупке: с планирования и до включения в реестр контрактов данных. Как взаимодействует Федеральное казначейство с субъектами контроля, прописано в приказе Минфина России от 4 июля 2016 года № 104н.

Региональные и муниципальные заказчики

Региональных и муниципальных заказчиков контролирует финансовый орган – департамент финансов, комитет по финансам и другой финансовый орган соответствующего муниципального образования или субъекта РФ. Так, под контроль финорганов попадают:

 государственные, муниципальные заказчики, которые проводят закупки от имени субъекта РФ, муниципального образования;

 организации, которым передали полномочия государственного, муниципального заказчика по правилам бюджетного законодательства РФ;

 бюджетные учреждения субъекта РФ, муниципальные бюджетные учреждения, которые проводят закупки по правилам части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;

 автономные учреждения субъекта РФ, муниципальные автономные учреждения, которые проводят закупки по правилам части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;

 региональные и муниципальные унитарные предприятия, которые проводят закупки за счет субсидий на капвложения.

Об этом сказано в пункте 4 Правил № 1367.

Общие требования к порядку взаимодействия заказчиков и финорганов утверждены в приказе Минфина России от 22 июля 2016 года № 120н. На основе общих требований каждый финорган разрабатывает свой порядок.

Правительства и администрации субъектов РФ, местные администрации вправе передать полномочия проводить контроль территориальным органам Федерального казначейства. Для этого органы заключают между собой соглашение. Об этом сказано в части 7 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Заказчики от внебюджетных фондов

Органы управления государственными внебюджетными фондами проверяют:

 заказчиков, которые проводят закупки от имени РФ, субъекта РФ за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

 госучреждения, подведомственные государственным внебюджетным фондам РФ.

Об этом сказано в пункте 5 Правил № 1367.

Общие требования к порядку взаимодействия заказчиков и органов управления госвнебюджетными фондами утверждены в приказе Минфина от 22 июля 2016 года № 120н. На их основе каждый орган разрабатывает свой порядок.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.