Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Необходимость требования лицензии на работы по сбору и размещению отходов I-IV классов

  • 13 мая 2019
  • 17

Вопрос

В соответствии с 89-ФЗ: "сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах". В соответствии со ст.12 ч.1 п.30 Федерального закона 99-ФЗ к лицензированным видам деятельности относится: "деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"В соответствии с ПП РФ 1062 от 03.10.15 для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности лицензионными требованиями являются - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. В соответствии с вышеизложенным отсутствует отдельная лицензия на сбор и транспортирование отходов. 1.Должен ли заказчик требовать лицензию, если необходимо расстановка мусорных контейнеров в дни проведения массовых мероприятий и вывоз мусора на полигоны ТБО? 2. Вправе ли в соответствии с вышеуказанным просить лицензию только на сбор и транспортирование отходов или обязан просить на работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в комплексе?

Ответ

Да, заказчику необходимо устанавливать требование о наличии лицензии. Лицензия должна быть предоставлена на работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы ГосзакаКак провести закупку услуг по вывозу ТБО

При закупке услуг по вывозу отходов определитесь с предметом закупки и только потом составляйте техзадание и документацию. От наименования услуги зависит, требовать ли от участников лицензию. Читайте, каким способом провести закупку, как рассчитать НМЦК, внести процедуру в план и план-график, составить документацию и контракт, принять результаты.

Как определить предмет контракта

Когда закупаете услуги по вывозу отходов, определитесь с объектом закупки. Отходы делят на классы. При этом отходы могут быть еще и медицинскими – у них своя классификация.

На какие классы делят отходы

Немедицинские отходы. Отходы делят на пять классов опасности. Для отходов I–IV классов лицензия нужна. Для отходов V класса – нет. Об этом сказано в пункте 30 части 1 статьи 12 Закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ.

Классификация отходов:

I класс Чрезвычайно опасные отходы
II класс Высокоопасные отходы
III класс Умеренно опасные отходы
IV класс Малоопасные отходы
V класс Практически неопасные отходы

Классы перечислены в статье 4.1 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.

Например, к первому, второму и третьему классам опасности относят промышленные отходы, которые образовались в результате производственных процессов и деятельности предприятий и организаций. Это могут быть масла, щелочи, кислоты и другие химические вещества. Отходы четвертого класса опасности часто классифицируют как строительные, которые образовываются в результате строительства или сноса зданий и сооружений. Например, это бой кирпича, остатки щебня и арматуры, шпаклевка, куски рубероида, застывший раствор и бой стекла. Кроме того к четвертому классу относят дорожный мусор и крупногабаритные отходы, например мебель и вещи, стекло, бумагу, пластмассу, пищевые отходы. К пятому классу относят отходы, которые практически не опасны.

В жилых домах, административных зданиях, учебных заведениях образуются отходы IV и V классов опасности – это твердые бытовые отходы.

Медицинские отходы. К медицинским отходам относят все отходы, которые образуются в медучреждении. Медотходы делят по классам – от А до Д:

Класс А Эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам
Класс Б Эпидемиологически опасные отходы
Класс В Чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы
Класс Г Токсикологически опасные отходы 1–4 классов опасности (1 класс – чрезвычайно опасные,
2 класс – высоко опасные, 3 класс – умеренно опасные,
4 класс – мало опасные)
Класс Д Радиоактивные отходы

Классы перечислены в пункте 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10.

Чтобы определить, какого класса медотходы, которые необходимо вывезти, используйте таблицу.

Класс А Отходы, которые не контактировали с биологическими жидкостями пациентов,
инфекционными больными
Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, которые потеряли
потребительские свойства. Смет от уборки территории
Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений
медицинской и фармацевтической организации (кроме инфекционных,
в том числе фтизиатрических)
Класс Б Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы
и инструменты, предметы, загрязненные кровью или другими биологическими жидкостями.
Патолого-анатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и т. д.) 
Пищевые отходы из инфекционных отделений
Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий,
фармацевтических, иммунобиологических производств,
работающих с микроорганизмами 3–4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев
Живые вакцины, непригодные к использованию
Класс В Материалы, которые контактировали с больными инфекционными болезнями.
При этом отходы могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
и требуют мероприятий по санитарной охране территории
Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств,
работающих с микроорганизмами 1–2 групп патогенности
Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров и диспансеров.
При этом отходы загрязнены мокротой пациентов.
Отходы микробиологических лабораторий, которые работают
с возбудителями туберкулеза
Класс Г Лекарственные, в том числе цитостатики, диагностические, дезинфицирующие средства,
которые не подлежат использованию
Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции
фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта,
систем освещения и другие
Класс Д Все виды отходов в любом агрегатном состоянии, в которых содержание
радионуклидов превышает допустимые уровни,
установленные нормами радиационной безопасности

Когда закупаете услуги по вывозу медотходов, смотрите в таблицу. Если закупаете отходы класса А, не описывайте объект закупки по другим классам, например Б или В, иначе участник пожалуется в ФАС.

Пример: заказчик некорректно описал объект закупки

Заказчик проводил аукцион. Объект закупки – услуги по сбору, транспортированию, утилизации медицинских отходов класса Б.

В аукционной документации заказчик прописал: «Стеклотара из-под фармацевтических препаратов», «Полимерные материалы», «Негабаритный мусор», «Строительный мусор», – что не относится к медицинским отходам класса Б. Комиссия Иркутского УФАС посчитала, что описание объекта закупки содержит неоднозначность относительно видов отходов. Описание объекта закупки носит необъективный характер, и заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, в документации об аукционе заказчик прописал, что участник должен представить:

«– копию действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

– либо копию действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (согласно ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)».

При этом по закону лицензируются только работы по вывозу, обезвреживанию, утилизации медицинских отходов классов Г, Д (п. 4.29, 4.31 СанПиН 2.1.7.2790-10).

Контролеры решили, что заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки, а также к составу второй части заявки и нарушил часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ (решение УФАС по Иркутской области от 19 января 2017 года № 12).

Вправе ли медучреждения объединить в один лот услуги по вывозу медотходов и ТБО

Медицинское учреждение вправе закупить услуги по вывозу медотходов и ТБО одной закупкой. Это связано с тем, что к медицинским отходам относят все отходы, которые образуются в медучреждении. Твердые коммунальные отходы, образованные в медицинской организации, относят к медицинским отходам класса А. Вывод следует из пункта 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10, части 1 статьи 49 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Антимонопольные службы придерживаются того же мнения.

Пример: заказчик объединил услуги по вывозу медотходов и ТБО

Заказчик проводил аукцион. Объект закупки – оказание услуг по сбору, погрузке, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса Б и твердых коммунальных отходов ГБУЗ.

Участник подал жалобу в УФАС. В жалобе указал, что заказчик объединил различные виды отходов: медицинские и твердые коммунальные, чем ограничил количество участников закупки. Однако специалисты УФАС приняли сторону заказчика и признали жалобу необоснованной.

Довод участника. Работы по сбору, погрузке, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов подлежат лицензированию по Закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. При этом участнику нужен специализированный транспорт для утилизации, что может ограничить конкуренцию.

Довод заказчика. Все отходы, которые образуются от деятельности медорганизации, в том числе твердые коммунальные, – это медицинские отходы. Основание – СанПиН 2.1.7.2790-10. Спецтранспорт для перевозки отходов участнику не нужен, поскольку заказчик самостоятельно обезвреживает отходы класса Б.

Вывод УФАС. Контролеры пояснили, что твердые коммунальные отходы, образованные в медицинской организации, относят к медицинским отходам класса А. Работа с медицинскими отходами классов Б и А, независимо от класса опасности, не подлежит лицензированию.

В примечаниях к техническому заданию заказчик уточнил, что самостоятельно обеззаразил отходы класса Б паровым методом. Следовательно, транспортировать отходы участник может без специального транспорта (решение УФАС по Челябинской области от 29 ноября 2016 г. № 824-ж/2016).

Вправе ли медучреждение объединить в один лот вывоз и утилизацию медицинских отходов разных классов

Заказчик вправе объединять в один лот вывоз и утилизацию медицинских отходов, независимо от класса. Например, можно объединить вывоз отходов классов А и Б или А, Б и Г. Такого мнения придерживается антимонопольная служба.

Пример: заказчик объединил вывоз медизделий классов А и Б

Заказчик закупал одной процедурой услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов классов А и Б. Один из участников пожаловался в УФАС, что заказчик ограничивает конкуренцию. В жалобе заявитель утверждал, что к работе с медицинскими отходами разных классов предъявляют разные требования. Например, к работам по обращению с медотходами класса Б не допускают людей моложе 18 лет и не иммунизированных против гепатита В. Участник сослался на СанПиН 2.1.7.2790-10.

Комиссия УФАС решила, что услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов классов А и Б технологически и функционально связаны между собой. В обоих случаях от исполнителя требуют определенной квалификации. Следовательно, заказчик, который объединит в один лот услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов классов А и Б, не ограничивает количество участников закупки (решение Омского УФАС России от 23 декабря 2016 года № 03-10.1/313-2016).

Пример: заказчик объединил вывоз медизделий классов Б, В, Г

Заказчик проводил запрос котировок. Объект закупки – услуги по вывозу и уничтожению опасных медицинских отходов классов Б, В, г. Победитель должен вывезти отходы, не пригодные к применению из-за срока давности химических реактивов лабораторий, лекарственных средств, в том числе цитостатикив, дезсредства, отходы диагностических и лекарственных препаратов. В извещении заказчик прописал, что участники должны представить лицензию. Один из участников пожаловался в УФАС. Контролеры признали жалобу необоснованной.

Доводы участника. Деятельность по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов классов Б и В не лицензируется, класса Г – лицензируется. Следовательно, заказчик не вправе объединить вывоз отходов классов Б, В и Г в одну закупку.

Доводы заказчика. Представитель заказчика пояснил, что объединил в один лот услуги по работе с отходами классов Б, В и Г, поскольку это экономически целесообразно. Кроме того, услуги связаны технологически, что подтверждает описание объекта закупки.

Доводы контролеров. Комиссия установила, что услуги по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов классов Б, В и Г попадают под один ОКПД2. Это означает, что позиции технологически и функционально связаны. В действиях заказчика нарушений нет. При этом требование к участникам закупки о наличии лицензии законно (решение Свердловского УФАС от 20 апреля 2016 года № 493-З).

Такой же вывод сделали специалисты Новосибирского УФАС в решении от 9 января 2017 года по делу № 08-01-436.

Как выбрать способ закупки

Каким способом закупить услуги по вывозу ТБО и КГМ

Закупите услуги по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора конкурентным способом или заключите контракт с единственным поставщиком.

Конкурентные закупки. Какие особенности учесть при конкурентных закупках, смотрите в таблице.

Электронный аукцион Заказчик обязан провести электронный аукцион, если закупает продукцию из аукционного перечня.ОКПД2 38 «Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов» входят в перечень. Следовательно, заказчик обязан провести электронный аукцион. В то же время продукцию, которая включена в аукционный перечень, заказчик вправе закупить запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика. Об этом сказано в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ
Запрос котировок Заказчик вправе закупить услуги по вывозу ТБО и КГМ запросом котировок, если НМЦК не превышает 500 000 руб. При этом годовой объем закупок запросом котировок не должен превышать 10 процентов СГОЗ и 100 млн руб.
Запрос предложений

Случай 1. Покупаете услуги по вывозу ТБО или КГМ по контракту, который расторгли в одностороннем порядке. Купите услуги в объеме, который недополучили по разорванному контракту.

Случай 2. Не состоялся повторный аукцион на закупку услуг по вывозу ТБО или КГМ

Закупки у единственного поставщика. Закупите услуги по вывозу ТБО и КГМ у едпоставщика в трех ситуациях: в рамках малых закупок, в результате несостоявшейся процедуры, как услугу по содержанию нежилых помещений.

Основание Условия закупки
Пункты 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ Используйте пункты, если цена контракта не превышает 100 000 и 400 000 руб. Когда заключаете контракт в рамках малых закупок, учитывайтелимиты
Пункты24, 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ Используйте пункты, когда проводили конкурентную процедуру на поставку мебели, и закупка не состоялась
Пункт 23части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Используйтепункт, когда закупаете у едпоставщика услуги по вывозу бытовых отходов из нежилых помещений и одновременно соблюдаете два условия:

– нежилые помещения получили в безвозмездное пользование или оперативное управление;

– исполнитель уже оказывает те же услуги другому пользователю нежилых помещений, которые находятся в здании

Пункт 8 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам)
   
Каким способом рассчитать НМЦК

Как рассчитать НМЦК при закупке услуг по вывозу ТБО или КГМ

Если закупаете услуги по вывозу ТБО или КГМ конкурентным способом, рассчитайте НМЦК. Воспользуйтесь методом сопоставимых рыночных цен, или анализа рынка, поскольку данный способ – приоритетный (ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Суть метода анализа рынка – заказчик вычисляет среднюю цену на основе предложений поставщиков. Сведения о ценах на товар получает четырьмя способами.

Способ 1. Направьте запросы не менее чем пяти поставщикам.

Способ 2. Разместите запрос о ценах в ЕИС.

Способ 3. Возьмите информацию о ценах из реестра контрактов в ЕИС.

Способ 4. Проанализируйте общедоступную информацию, например цену в рекламе, каталогах, на сайтах.

Способы перечислены в разделе III Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития России утвердило приказом от 2 октября 2013 года № 567.

Допустим, получили три коммерческих предложения. Тогда рассчитайте среднюю цену и умножьте на объем услуг, которые закупаете.

Наименование услуги Количество, шт. Цены из трех источников, руб. Средняя цена, руб. Коэффициент вариации, % НМЦК, руб.
Цена 1 Цена 2 Цена 3
Вывоз ТБО, контейнер 0,8 куб. м 500 616,00 608,00 600,00 608,00 1,32 304 000,00
Вывоз КГМ, бункер 8 куб. м 20 6160,00 6080,00 6000,00 6080,00 1,32 121 600,00

НМЦК = 304 000,00 + 121 600,00 = 425 600,00

В расчет берите только однородные цены. Чтобы определить однородность цен, рассчитывают среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации. Формулы, подробные примеры и расчетчик ищите в рекомендации.

При закупке у едпоставщика также определите цену методом анализа рынка. Запросите цены у трех и более поставщиков или узнайте расценки на официальных сайтах. Выберите поставщика с наименьшей ценой. Найти едпоставщика помогут советы из рекомендации.

Как включить закупку в план и план-график

Заказчик не вправе провести процедуру, которую не включил в план и план-график. Проверьте, учли ли закупку услуг по вывозу ТБО и КГМ в планах. Если закупку не запланировали, включите процедуру в план, план-график и только спустя 10 дней объявляйте процедуру или заключайте контракт с едпоставщиком. Сроки указаны в пунктах 9, 10 Правил из постановления Правительства от 5 июня 2015 года № 553 и пунктах 11, 12 Требований из постановления Правительства от 5 июня 2015 года № 554.

Как включить закупку на услуги по вывозу ТБО в планы

В плане закупок укажите идентификационный код закупки – ИКЗ. Код, который присвоите, будете использовать и в других документах закупки – плане-графике, извещении, документации, проекте контракта. Разряды 30–33 в ИКЗ – это первые четыре цифры кода ОКПД2.

Например, услуги по сбору отходов, отбросов, хлама, остатков и смешанных материалов из жилых зданий относят к ОКПД2 38.11.21.000. А ОКПД2 38.12.11.000 – это услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов. В зависимости от того, к какому коду относится ваш объект закупки, внесите в ИКЗ первые четыре цифры: 3811 или 3812. Например:

ИКЗ Наименование объекта закупки
172682700697068270100100090013811244 Услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО

Составить план закупок без ошибок поможет рекомендация, а чтобы правильно сформировать ИКЗ, используйте материал.

Для одной позиции из плана закупки можно создать несколько позиций в плане-графике. Допустим, в течение года несколько раз в разное время закупаете услуги по вывозу ТБО. Не выделяйте отдельные позиции в плане закупок. Занесите в план позицию «Услуги по вывозу ТБО» с кодом ОКПД2 38.11.21.000, укажите годовой объем финансирования на текущий и плановый периоды. В плане-графике каждую процедуру укажите отдельной строкой.

Пример: как показать несколько закупок за год в планах

Заказчик планирует провести два аукциона на закупку услуг по вывозу ТБО с ОКПД2: 38.11.21 и 38.11.29.

В план закупок процедуры занесли одной строкой.

В плане-графике заказчик создал две строки.

Чтобы составить план-график, воспользуйтесь рекомендациями для федеральных и региональных заказчиков.

Когда требовать лицензию

Требовать ли лицензию при закупке услуг по вывозу ТБО

Когда закупаете услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, в документации пропишите, что участник должен представить лицензию. Требуйте наличия лицензии на виды работ в зависимости от предмета закупки. Так, лицензии делятся на работы по:

  • сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I–IV классов опасности;
  • транспортированию отходов I–IV классов опасности;
  • сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • размещению отходов I–IV классов опасности.

Виды лицензий перечислены в части 3 Положения, которое Правительство утвердилопостановлением от 3 октября 2015 года № 1062. В связи с выходом документа утратило силу предыдущее постановление, которым был установлен вид лицензии – «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности». Однако лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. То есть участников с такими лицензиями нельзя отклонять (ч. 3 ст. 23 Закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).

Требовать лицензию на виды работ, которых нет в описании объекта закупки, нельзя, иначе ограничите конкуренцию. Например, если предмет закупки – услуги по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, в документации пропишите, что участник должен представить:

«– копию действующей лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданную до 1 июля 2015 года;

ЛИБО

– копию действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности».

Оказать услуги вправе участник с одной из перечисленных лицензий. Допустим, закупаете другие сопутствующие услуги, например транспортирование отходов. Тогда лицензия только на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов не подойдет. Другой пример – школа закупает услуги по вывозу ТБО и КГМ. Отходы относят к V классу опасности. Требовать лицензии нельзя.

Требовать ли лицензию при закупке услуг по вывозу медотходов

Когда закупаете услуги по вывозу медицинских отходов, лицензия нужна только для отходов классов Г и Д. Об этом сказано в пунктах4.29,4.31СанПиН 2.1.7.2790-10. Суды разъясняют, что медицинские отходы класса Г относятся к токсикологически опасным отходам I–IV классов опасности. То есть деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов класса Г лицензируется в силупункта 30части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ (определение Верховного суда от 14 июня 2017 г. № 308-КГ17-6591,постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2017 г. по делу № А53-16250/2016,постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 февраля 2016 г. по делу № А28-8332/2015,постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2017 г. по делу № А56-7770/2016).

Требование представить лицензию пропишите в документации о закупке. Например, закупаете услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию (термическому уничтожению) медицинских отходов класса г. Установите требование к участникам о наличии лицензии. Например, пропишите в документации:

«– наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или другим уполномоченным органом (пункт 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ);

– или наличие агентского договора (заключенного в соответствии с требованиями, установленными главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации) с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности».

Пример: заказчик потребовал не ту лицензию

Заказчик проводил электронный аукцион. Объект закупки – услуги по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов классов Б, В, Г. В документации заказчик прописал, что у участника должна быть «лицензия на вывоз для обезвреживания или утилизации отходов класса Г». УФАС посчитало, что заказчик нарушилпункт 1части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Контролеры пояснили: заказчик должен был установить требование о том, что участники должны иметь «лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». Во второй части заявки необходимо представить документы, которые подтверждают, что участник отвечает требованию. Действующим законодательством не предусмотрена лицензия на вывоз для обезвреживания или утилизации отходов класса Г. Лицензированию подлежат услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. Об этом сказано в пункте 30 части 1 статьи 12 Закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ (решение Новосибирского УФАС от 9 января 2017 года по делу № 08-01-436).

Что включить в техзадание

Техническое задание – это описание объекта закупки. Вместо техзадания можете использовать сметы, спецификации, дефектные ведомости, поскольку в Законе № 44-ФЗ не прописано, каким именно документом описать объект закупки. Главное, чтобы участники понимали, какие именно товары и в каком количестве планирует купить заказчик.

Как составить техзадание при закупке услуг по вывозу ТБО

Включите в техзадание разделы, которые перечислены ниже.

Объект закупки. Укажите название объекта закупки, которое используете в извещении и документации. Например, пропишите: «услуги по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) контейнерами и бункерами с объектов ФГБУ НИИ "Наука"».

Краткие характеристики оказываемых услуг. Опишите услуги кратко. Укажите объем контейнеров, место оказания услуг. Например, пропишите:

Объем оказываемых услуг. Уточните, сколько контейнеров и бункеров по контракту должен будет вывезти победитель. Например:

Сроки оказания услуг. Уточните, в течение какого времени победитель должен будет оказывать услуги. Например, пропишите:

Место оказания услуг. Перечислите адреса, по которым исполнитель должен будет вывозить мусор. Например, пропишите:

График вывоза ТБО и КГМ. График удобнее составить в виде таблицы.

Уточните, по каким дням должны вывозить отходы и в какое время.

Общие требования к оказанию услуг. Подробно опишите услуги. Уточните, что исполнитель должен поддерживать чистоту в местах, где устанавливает контейнер или бункер. После выгрузки ТБО и КГМ нужно очищать площадки и подъезды к ним от мусора. Пропишите, что исполнитель использует собственный автотранспорт. Укажите, чьи контейнеры используют при оказании услуг – ваши или исполнителя. Например, вставьте в техзадание фразу:

При необходимости пропишите, какие документы должен представить исполнитель, например лицензии.

Требование к безопасности оказания услуг и безопасности результатов услуг. Напишите, что сотрудники исполнителя должны соблюдать правила техники безопасности и производственные инструкции, противопожарную безопасность. Если объект, откуда вывозят отходы, режимный, уточните, что сотрудники исполнителя должны соблюдать условия конфиденциальности и неразглашения информации.

Внимание: за ошибки в техзадании работник контрактной службы заплатит штраф от 3000 до 50 000 руб. (п. 4.1 и 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Пример смотрите в шаблоне. Описать услуги помогут шаблоны и рекомендации:

Техзадание на вывоз ТБО и КГМ;

Техзадание на вывоз и утилизацию отходов класса Б и Г;

Назначение технического задания в закупках;

Техзадание без ошибок – 10 рецептов из практики ФАС;

Как подготовить техническое задание: единые принципы;

Как описать объект закупки.

Как объявить закупку

Сообщите потенциальным участникам, что проводите закупку. Для этого разместите в ЕИС извещение, документацию о закупке и проект контракта. Документы опубликуйте в срок, который установили для выбранной процедуры.

Когда размещаете извещение, соблюдайте сроки из таблицы.

Способ закупки Срок размещения извещения Норма 44-ФЗ
Электронный аукцион

За 7 дней до даты, когда заканчивается срок подачи заявок, и ранее – цена контракта ≤ 3 млн руб.

За 15 дней до даты, когда заканчивается срок подачи заявок, и ранее – цена контракта ˃ 3 млн руб. 

части 2 и 3 статьи 63 
Запрос котировок

За 4 рабочих дня до даты, когда истекает срок подачи заявок, и ранее – цена контракта ≤ 250 тыс. руб.

За 7 рабочих дней до даты, когда истекает срок подачи заявок, и ранее – цена контракта > 250 тыс. руб.

часть 1 статьи 74
Запрос предложений За 5 дней до даты, когда проведете запрос предложений, и ранее часть 3 статьи 83
Закупка у едпоставщика За 5 дней до даты заключения контракта и ранее часть 2 статьи 93
Как провести закупку

Чтобы провести закупку, придерживайтесь порядка, который законодатель установил для конкретного способа. Как правило, заказчик рассматривает и оценивает заявки участников, а затем выбирает победителя. При закупках у единственного поставщика учреждение сразу заключает контракт.

Как провести закупку, читайте в рекомендациях:

электронный аукцион;

запрос котировок;

запрос предложений;

закупка у единственного исполнителя.

Какие условия включить в контракт

Контракт с победителем заключите на условиях извещения и документации. Включите в контракт цену, которую предложил победитель (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Какие условия включить в контракт при закупке услуг по вывозу ТБО

В контракт включите разделы, которые перечислены ниже.

1. Предмет контракта. Например: «оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ)». Перечень и объем услуг перечислите, например, в приложении к контракту – техническом задании. Напишите номер приложения.

2. Цена контракта. В проект контракта впишите цену, которую предложил победитель или второй участник закупки, если победитель уклонился от заключения контракта. Напишите, что цена твердая и определяется на весь срок действия контракта. Уточните, какие расходы включает цена, например, так:

3. Срок оказания услуг. Напишите, с какой даты исполнитель должен приступить к обязанностям. Уточните, до какого срока действует контракт. Если исполнитель работает по заявкам, напишите, в какие сроки заказчик подает заявку.

4. Порядок сдачи-приемки оказанных услуг. Напишите, в какие сроки и как проведете приемку товаров. Укажите, какие документы передает исполнитель заказчику.

Уточните, в какие сроки подпишете документ о приемке. Пропишите, как проведете экспертизу – своими силами или силами экспертной организации.

5. Права и обязанности сторон. Напишите, какими правами при исполнении контракта обладают заказчик и поставщик, какие обязанности должны выполнить. Например:

6. Гарантии. Пропишите, каких гарантий ждете от исполнителя. Дайте ссылку на ГОСТ. Например, включите в контракт пункты:

7. Ответственность сторон. Включите неустойку для заказчика и для поставщика, которую стороны заплатят, если нарушат обязательства по контракту. Используйте Правила из постановления Правительства от 30 августа 2017 года № 1042. Правильно написать штрафы и пени поможет рекомендация.

8. Порядок расторжения контракта. Контракт стороны расторгают по соглашению, по решению суда либо в одностороннем порядке. Пропишите в контракте порядок для каждого из случаев. Например, одностороннее расторжение контракта заказчиком опишите так:

9. Обеспечение исполнения контракта. Укажите размер и способы обеспечения контракта, требования к банковской гарантии. Установите, когда вернете обеспечение поставщику и вправе ли стороны уменьшить сумму обеспечения в ходе исполнения контракта. Например, включите в раздел такой пункт:

10. Порядок урегулирования споров. Пропишите, когда урегулируете споры переговорами, а когда – в суде. Например, включите в контракт раздел:

11. Заключительные положения. Пропишите, когда контракт вступает в силу, срок действия документа, перечислите приложения к контракту.

Точные формулировки контракта смотрите в шаблоне. Контракт заключайте в сроки, которые прописаны в таблице.

Способ закупки Срок заключения контракта
Электронный аукцион Не раньше чем через 10 дней после того, как опубликовали в ЕИС итоговый протокол
Запрос котировок Не раньше семи и не позднее 20 дней с даты, когда подписали и разместили в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок
Запрос предложений Не раньше семи и не позднее 20 дней с даты, когда подписали и опубликовали в ЕИС итоговый протокол
Единственный поставщик Не раньше пяти дней после того, как опубликовали в ЕИС извещение о закупке
Как принять услуги по контракту

Чтобы принять услуги по вывозу ТБО и КГМ, проведите экспертизу. Экспертиза покажет, отвечает ли качество оказанных услуг требованиям контракта. Экспертизу проводите своими силами или привлеките экспертов, экспертную организацию (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Порядок, в котором примете услуги, опишите в контракте. В частности, перечислите, какие документы должен предъявить исполнитель. Опишите действия сторон в случаях положительного и отрицательно результатов экспертизы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Пожалуйста, войдите на сайт

Портал Про-госзаказ.ру

Уже прочитали ответ на свой вопрос? Не спешите уходить!
По данному вопросу еще много нюансов, прочитайте ответ дальше.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или авторизуйтесь при помощи социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.